Идея гуманистов М. Монтеня, Ф. Рабле, И. Меркуалиса в области физического воспитания.Развитие международного спортивного движения после вт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

В средневековой Европе, за исключением рыцарских крепостей, только в швейцарских кантонах, у гуситов, а также в цеховых и корпоративных школах вольных городов уделялось внимание физической подготовке молодежи. Но и она в основном состояла из проводившихся от случая к случаю военизированных испытаний и игр.

Оглавление

1. Идея гуманистов М. Монтеня, Ф. Рабле, И. Меркуриалиса
в области физического воспитания…………………………………………..3-8
2. Развитие международного спортивного движения после второй
мировой войны. Зимние Олимпийские игры 1948 – 1968 гг………………9-16
Список использованной литературы………………………………………….17

Файлы: 1 файл

История физкультуры и спорта.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА  И  ТУРИЗМА  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ» 
 

Кафедра философии и истории 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «История физической культуры и спорта»

на тему: «1. Идея гуманистов М. Монтеня, Ф. Рабле, И. Меркуалиса в области физического воспитания.

 2.Развитие международного спортивного движения

после второй мировой войны. Зимние Олимпийские  игры 1948-1968 гг.» 
 
 
 

  

Минск 2010

 

Содержание: 

1. Идея  гуманистов М. Монтеня, Ф. Рабле, И. Меркуриалиса

в области  физического воспитания…………………………………………..3-8

2. Развитие  международного спортивного движения  после второй 

мировой войны. Зимние Олимпийские игры 1948 – 1968 гг………………9-16

Список  использованной литературы………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Идея гуманистов  М. Монтеня, Ф.  Рабле, И. Меркуриалиса  в области физического  воспитания 

     В средневековой Европе, за исключением  рыцарских крепостей, только в швейцарских  кантонах, у гуситов, а также в  цеховых и корпоративных школах вольных городов уделялось внимание физической подготовке молодежи. Но и она в основном состояла из проводившихся от случая к случаю военизированных испытаний и игр. В подавляющем большинстве школ считали, исходя из догмы первородного греха, что в этих испытаниях и играх заключено "дело дьявола", детское легкомыслие, раздражение взрослых и зло. В конечном счете, желание и эмоции детей противопоставили их жизненным потребностям. До тех пор пока над педагогикой безраздельно господствовали идеи аскетизма средних веков, это противоречие проявлялось только в жизни детей или их взаимоотношениях с педагогами, а для подавления детской тяги к играм и движению достаточно было телесных наказаний.

     Однако  в эпоху Возрождения все это  приобрело общественное звучание. Под  влиянием Великих географических открытий, возникновения новых идей на историческую сцену выступил идеал формирования всесторонне развитой личности, которое самые прогрессивные представители той эпохи не мыслили вне борьбы за ослабление цеховых, сословных и церковных пут. Новые методы ведения войны требовали и солдат нового типа, более стойких и маневренных. Поражение тактики рыцарских сражений означало одновременно и крах идеала рыцарского воспитания. Врачи обнаружили, что свободно двигающийся человек здоровее прикованного к своему стулу ремесленника или монаха, переписывающего кодексы. Выдающаяся просветительская роль в этом плане выпала на долю итальянского врача Иеронима Меркуриалиса, писавшего во введении к своему главному труду об искусстве гимнастики: "...более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют поддержанию здоровья... В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье - правильное питание и соответствующие физические упражнения".

     Упомянутые  выше обстоятельства позволили организованной системе физической подготовки вновь  завоевать право гражданства  в педагогике. Видимо, нельзя считать  случайным и тот факт, что впервые вопрос об этом был поднят педагогами-гуманистами, врачами и священниками итальянских городов.

     Во  Франции Ф. Рабле и М. Монтень  проповедовали физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Основной идеей гуманистов эпохи Возрождения было использование физического воспитания не только для развития физических сил и военной подготовки, но и для укрепления здоровья.

     Их  принципы и цели отличались друг от друга, по крайней мере, настолько  же, как их происхождение и профессии. Однако их влияние и роль во многом совпадали (по Л. Куну) [1, c. 63]:

а) они  отвергали отношение к телу как  к тюрьме души;

б) в  их теории воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами определенная роль отводилась также различным играм, среди которых были лапта, кегли и т. д. На уроках танцев они стремились привить ученикам навыки приятных движений и чувство непринужденности;

в) они  воскресили и распространяли опыт методики физического воспитания древности;

г) под  влиянием их деятельности в педагогике вновь получили права гражданства  эстетический идеал гармонически развитого  человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;

д) они  пришли к пониманию необходимости использовать в физической подготовке силы и средства вольной природы, не только пользы плавания и пеших походов для физической закалки, но и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;

е) они  признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;

ж) по примеру  древних, они отводили воспитательную роль детским играм и выступали  за предоставление простора свободным  проявлениям личности ребенка. Они  впервые обратили внимание на особенности  различных возрастов в жизни человека, а также не в последнюю очередь на необходимость своевременно компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий, занимаясь с молодежью различными подвижными играми еще в период ее учебы.

     Однако, несмотря на всю великолепную интуицию, они могли оказать благодаря своим принципам лишь частичное влияние на практику воспитания, прежде всего в отношении формирования правил жизни. В большинстве же учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступавших против физической культуры. Их успеху в значительной мере препятствовало то, что со своими идеями культа человека эпохи Возрождения они опередили свое время. Они отдавали предпочтение воспитанию в семье по сравнению со школьным воспитанием. В большинстве своем они не были педагогами-практиками и сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии или городской верхушки.

     Во  многих отношениях они не могли порвать  со средневековым образом мышления. Например, они подразделяли игры на достойные и не достойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций. Они пренебрежительно относились к физической культуре среди женщин. Большинство из них считали грехом состязания между детьми

[5, c. 76].

     М. Монтень и Ф. Рабле выступали за утверждение походов как средства воспитания. Они внесли особый вклад в обоснование значимости походов и путешествий в воспитании молодежи, считали многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств. В книге итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса "Виды физических упражнений" (1569 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности.

     Таким образом, М. Монтень, Ф. Рабле и И. Меркуриалис были активными сторонниками использования пешеходных и конных экскурсий в целях образования  и физического воспитания учащихся [5, c. 119].

     Их  непосредственное влияние на педагогическую практику того времени было крайне незначительным. И все же их историческая роль в дальнейшем развитии физической культуры огромна. Они создали принципиальные условия для того, чтобы движение, игра, состязание вновь заняли подобающее им место в педагогике.

     Мишель  Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский  мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность  человеческого познания, зависимость  его от многих условий. Как и все  гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

     Воспитание  по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое  образование должно дополняться  физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

     Основной  труд Монтеня «Опыты» рассматривает  человека как высшую ценность. Ребёнок  от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество.  Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.

     Произведение  Монтеня “Опыты” состоит из трех книг, разделенных на главы. Свои передовые  и пронизанные глубокой гуманностью взгляды на воспитание Монтень изложил в особой главе “О воспитании детей”, которая находится в первой книге “Опытов”.

     «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему», - говорит М. Монтень [1, c. 34].

     Франсуа Рабле (1494 – 1553) – один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения. Священник, врач и профессор анатомии, Ф. Рабле получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

     В своем романе Ф. Рабле отразил  эпоху французского Возрождения и представил схоластическую средневековую школу как «готический и варварский туман, временно окутавший человечество» [6, c. 29]. В его произведении феодалы – невоспитанные забияки, ненасытные обжоры и пьяницы. О популярности его романа свидетельствует тот факт, что за два месяца было продано книг больше, чем библий за девять лет.

     Ф. Рабле описал образец идеального общежития – «Телемскую обитель», имевшую бассейн, баню, стадион и др. Он рекомендовал следующие упражнения: пересаживание с коня на коня, фехтовать кинжалом и мечом, рапирой и шпагой, плавать разными способами и др. Рабле восхищается силой и ловкостью воспитанников школы, так как физическое воспитание в школе занимало равноправное место наравне с другими предметами.

     Иероним Меркуриалис (1530 – 1606) в сочинении  «Об искусстве гимнастики» описал возникновение и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые»), атлетические («ложные»). Он осуждал излишества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью. Меркуриалис призывал воспитывать у молодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества. Труд И. Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики» в течении 200 лет являлся основным руководством по физическому воспитанию [6, c. 127].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Развитие международного  спортивного движения  после второй мировой  войны. 

Зимние  Олимпийские игры 1948 – 1968 гг. 

Развитие международного спортивного движения после второй мировой войны 

     В современный период важное значение приобретают проблемы управления социально-культурным строительством, частью которого является международное спортивное движение (МСД) и представляет собой специфическое явление, куда входит и олимпийское движение [3]. Международное спортивное движение начинает развиваться в конце XIX в. и сопровождается созданием международных спортивных объединений (МСО). Международное спортивное движение является сегодня составной и неотъемлемой частью современной общественной жизни и межгосударственных отношений.

     Развитие  спортивного движения в мире шло  и продолжает идти по двум направлениям: по пути создания национальных спортивных организаций (НСО) и образования  МСО. С одной стороны, существование МСО не имело бы смысла без НСО, а с другой — деятельность последних носила бы (как это и было в то время, когда МСО еще не существовали) локальный характер и не использовала бы всех возможностей спорта как фактора, способствующего установлению тесных контактов между различными странами.

     Первые  международные спортивные объединения  появились в конце XIX — начале XX в. (международные федерации гимнастики, гребли, конькобежного спорта, МОК и др.). К первой половине XX в. их насчитывалось около 100, а к нашему времени — свыше 200 [4].

Информация о работе Идея гуманистов М. Монтеня, Ф. Рабле, И. Меркуалиса в области физического воспитания.Развитие международного спортивного движения после вт