Характеристика отдельных систем оздоровительной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:25, реферат

Краткое описание

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями – укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 2
Утренняя гигиеническая гимнастика ……………………………………..4
Производственная гимнастика …………………………………………….9
Ритмическая гимнастика ………………………………………………….13
Влияние оздоровительной физической культуры на организм ………..16
Заключение …………………………………………………………………....19
Список использованной литературы ………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Реферат по ФК.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Для оживления  кровообращения, дыхания, общего обмена веществ используются ходьба, бег и прыжки. С целью воздействия на нервно-мышечную систему (укрепление мышц, выработка подвижности суставов, умение расслаблять мышцы) полезно использовать упражнения другого типа – общеразвивающие. Это могут быть упражнения на силу, растягивание, расслабление мышц, на координацию и так далее.

Упражнения  на силу. По особенностям деятельности мышц разделяются на статические и динамические. Последние используются чаще, т.к. менее утомительны и выгодны тем, что при их выполнении напряжение и сокращение мышц чередуются с моментами их расслабления. Дозировка регулируется числом повторений и скоростью движений.

Упражнения  на растягивание развивают необходимую подвижность в суставах, предупреждают укорочение отдельных мышечных групп, вызывающееся особенностями профессиональной деятельности, и способствуют развитию свободы движений. Характерным для этих упражнений является выполнение движение «до отказа».

Упражнения  на расслабление. Подчеркивается и усиливается момент расслабления за счет смены напряжения той или иной группы мышц с расслаблением.

Исходное  положение. Положение тела и отдельных его частей, предшествующее выполнению физических упражнений. Они дают возможность изолированно воздействовать на отдельные мышечные группы, определяют амплитуду и направление движений, позволяют облегчать или увеличивать нагрузку и т.д.

При этом, составляя  и подбирая упражнения, инструкторы  должны уметь регулировать нагрузки, учитывая особенности возраста, пола и состояния здоровья каждого  занимающегося. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РИТМИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА

 

 

Ритмическая гимнастика (известная также под названием  аэробика) – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых  под музыку, использующийся в оздоровительных  целях.

Термин «аэробика» (от греческого слова «аэро» – воздух и «биос» – жизнь), впервые был введен доктором К. Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Во время аэробики вырабатывается большое количество энергии. Углекислый газ и вода в этом случае являются основными продуктами распада и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота.

Музыка определяет ритм и темп движения. Для поддержания  интереса к урокам аэробики тренеру  необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи с этим при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

1. Метод музыкальной интерпретации, который включает в себя:

 конструирование конкретного  упражнения, учитывая содержание, форму,  ритм и динамические оттенки.  Чаще всего на 2 или 4 счета.

 вариации движений  в соответствии с изменениями  в содержании музыки. Например, во  время припева можно выполнять  одинаковые композиции, при звучании  куплета можно использовать разные  наборы упражнений, либо аналогичные, но с небольшим изменением ритма, движений рук, амплитуды.

2. Метод усложнений – определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов: изменение темпа движения, его направления, ритма, техники, добавление новых движений в ранее изученные комбинации, изучение упражнения по частям, а затем объединение его в одно целое.

3. Метод сходства используется, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движении (например, повторяющееся движение вперед и назад).

4. Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. Каждое из подобранных упражнений может повторяться несколько раз (2, 4). Как правило, в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение № 1, 2, 3, 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения.

5. Метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по «квадрату», по кругу, по диагонали).

При подготовке к занятиям тренер заранее планирует  физическую нагрузку, но ее корректировка  необходима также и во время тренировки. Важно видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений.

При проведении занятий ритмической гимнастикой  сохраняется общепринятая структура, в которой выделяется три части: подготовительная (7 – 10% от всего времени занятия) движения выполняются в умеренном темпе с постепенными повышениями, основная (75 – 80% времени), упражнения проводятся в околопредельном темпе. Для начинающих рекомендуется нагрузка в пределах равной 60% от максимума; заключительная часть (10 – 15% времени) включает упражнения на расслабление с глубоким дыханием с постепенным понижением темпа их выполнения с целью восстановления организма после нагрузки и приведения его в состояние, близкое к исходному.

Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного  тракта, нормализуя его моторную и  секреторную функцию. Длительное систематическое  выполнение упражнений достаточной интенсивности приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода.

Наибольший  эффект  дают  ежедневные  занятия  различными  формами

ритмической гимнастики в дополнении с другими физическими  упражнениями:

бегом, плаванием  и т.д. Занятия реже двух – трех раз в неделю не эффективны.

 

 

 

 

 

4. ВЛИЯНИЕ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  НА ОРГАНИЗМ

 

 

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию заболеваний. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту.

Различают общий  и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается  в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок при занятиях массовой физической культурой нередко приводит к противоположному эффекту – угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается  в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки – снижение частоты сердечных сокращений в покое.

Помимо увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.

Следует особо  сказать о влиянии занятий  оздоровительной физической культурой  на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %, развивается гипертрофия миокарда. С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате к 60-70 годам систолическое давление повышается на 10-40 мм рт.ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких, начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1 кв.м поверхности тела. Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина. Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, оздоровительный эффект занятий  массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей  выносливости и трудоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением массы тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастные изменения физиологических функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.

Выполнение  физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя  развитию изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой ее структуры и разрежением). Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остехондроза (дегенерация суставных хрящей).

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном  влиянии занятий физической культурой на организм человека. Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека  и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

    1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов на Дону, 2004.
    2. Ращупкин Г.В.  Физическая культура. Санкт-Петербург, 2004.
    3. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий.  Москва, 2004.
    4. Сосина В.Ю., Фабиан Э.М. Ритмическая гимнастика. Киев, 1990.
    5. Ловицкая И.В., Фейгин С.Л. Производственная гимнастика. Москва, 1963.
    6. Миронов В.М., Рабиль Г.Б. Сегодня утром, завтра и ежедневно.  Минск, 1988.
    7. Бабаева Е.А. Гимнастика на производстве. Москва, 1959.
    8. Производственная гимнастика. Сборник научных работ ин-тов физ. культуры. Москва, 1964.

 


Информация о работе Характеристика отдельных систем оздоровительной физической культуры