Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 00:43, статья
Физкультурно-спортивное движение имеет давние традиции, но не получает должного развития. Причина данной ситуации кроется в остаточном финансировании физкультурно-спортивной работы. Рассматривая ситуацию, сложившуюся в России, можно отметить, что система спортивной подготовки в нашей стране основана на ранней спортивной специализации, которая опирается на отбор наиболее одарённых спортсменов, возможности которых в дальнейшем просто эксплуатируются. Это обеспечивает победы наших юниоров на самых престижных соревнованиях, но к моменту перехода к соревнованиям среди взрослых многие из них получают столько травм, что оказываются не в состоянии выступать далее на высоком уровне. Накапливается психологическая усталость, наступает период пресыщения соревновательной деятельностью и потеря интереса к виду спорта как к таковому. Таким образом, постоянное присутствие на спортивных сборах не дают человеку реализовать возникающие у него новые интересы и потребности "без отрыва" от любимого вида спорта.
Физкультурно-спортивная деятельность - это образовательная область в системе непрерывного образования, обеспечивающая здоровье и гармоническое развитие личности, её эффективную самореализацию в обществе.
Физкультурно-спортивное движение имеет давние традиции, но не получает должного развития. Причина данной ситуации кроется в остаточном финансировании физкультурно-спортивной работы. Рассматривая ситуацию, сложившуюся в России, можно отметить, что система спортивной подготовки в нашей стране основана на ранней спортивной специализации, которая опирается на отбор наиболее одарённых спортсменов, возможности которых в дальнейшем просто эксплуатируются. Это обеспечивает победы наших юниоров на самых престижных соревнованиях, но к моменту перехода к соревнованиям среди взрослых многие из них получают столько травм, что оказываются не в состоянии выступать далее на высоком уровне. Накапливается психологическая усталость, наступает период пресыщения соревновательной деятельностью и потеря интереса к виду спорта как к таковому. Таким образом, постоянное присутствие на спортивных сборах не дают человеку реализовать возникающие у него новые интересы и потребности "без отрыва" от любимого вида спорта.
Длительная история физкультурно-спортивного движения показала огромную роль клубной работы для его эффективного функционирования и развития. Физкультурно-спортивный клуб является прекрасной школой для детей и молодежи: научиться общению друг с другом, жизни в обществе, соблюдая принципы демократии, коллективной и личной ответственности. Клубная форма организации физкультурно-спортивной деятельности позволяет дифференцированно учитывать интересы и потребности различных групп населения, вести консультационную работу среди занимающихся спортом, осуществлять не только организационную, педагогическую, но и финансовую деятельность. Любительские физкультурно-спортивные клубы являются главнейшими факторами привития начального опыта в области спорта. Такие клубы обладают рядом преимуществ в распространении спорта, пользуясь большой популярностью среди спортсменов, как организационный очаг их активности. Популярность клубов обеспечивает им организационную и общественную поддержку. Одно из сильнейших преимуществ клубов - способность развивать физкультурно-спортивную активность в рамках демократической самоорганизации.
Особого внимания заслуживают физкультурно-спортивные клубы по интересам. Именно эти клубы способны осуществить переход от технологии обучения и оздоровления к технологии широкого воспитания, обучения и гражданского становления через покрытие дефицита человеческого общения. Такой подход к организации спортивной клубной работы в нашей стране основан и на учете зарубежного опыта организации этой работы в рамках спортивного движения многих стран.
На основе этого все более четко осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с населением уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены на новые, более эффективные.
Таким образом, физкультурно-спортивные клубы в рамках массового спорта в первую очередь должны ориентироваться на удовлетворение потребностей различных групп населения в сохранении и укреплении здоровья, в развитии определенных физических качеств и двигательных способностей, в улучшении телосложения, в отдыхе и развлечении, в общении с другими людьми и с природой, в получении эстетических эмоций, в развитии своих творческих способностей, в социальной адаптации и реабилитации и т.д. Они призваны обеспечить целостное гуманистическое воздействие на личность, содействовать преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, формированию активной, творчески одаренной, гармоничной личности, стремящейся к всестороннему совершенствованию и проявлению своих способностей и выдвигающей на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самой себе. Данный подход к организации спортивной клубной работы в нашей стране также учитывает и зарубежный опыт организации этой работы в рамках спортивного движения многих стран. К числу важных направлений деятельности физкультурно-спортивных клубов, адекватных современным требованиям, относится спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи. Итак, физкультурно-спортивное движение основано на признании важного социального значения физкультурно-спортивной деятельности для человека, общества и государства. Её значимость оценивается в рамках данного движения с позиций гуманизма, т.е. такой системы воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, здоровье, разностороннее и гармоничное развитие, проявление им всех своих способностей, взаимное уважение и т.п., Для последних десятилетий характерно осознание учеными и специалистами двух важных фактов, касающихся физкультурно-спортивной деятельности и ее значения для детей и молодежи. С одной стороны, на основе проведенных теоретических исследований, обобщения практического опыта все больше осознается тот факт, что в этой деятельности заложены огромные возможности для достижения разнообразных социально-культурных и личностных целей применительно к различным группам населения, особенно для детей и молодежи. Активная физкультурно-спортивная деятельность дает человеку возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения и т.д
Исходя из указанных выше соображений, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы с подрастающим поколением, разрабатываются и внедряются в практику соответствующие проекты и программы.
К сожалению, в нашей стране слабо изучается и обобщается та инновационная деятельность, которая осуществляется в сфере физической культуры и спорта. Не проводится сравнительный анализ разнообразных отечественных и зарубежных программ и проектов, их содержания , направленности, результатов использования. Это приводит к неоправданному дублированию в теоретической и практической работе, суживает возможную область применения данных программ и проектов, не позволяет использовать уже накопленный опыт их разработки и использования, снижает их эффективность.
В рамках инновационной деятельности по совершенствованию физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью существенный интерес представляют прежде всего проекты и программы коренной перестройки всей системы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью В первую очередь, речь идет о перестройке всей физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются : усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности, превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию , демократизация в отношениях преподавателя с учениками и т.д.
Анализ проектов и программ формирования здорового образа жизни и физической культуры детей и молодежи показал, что редко встречаются конкретные проекты и программы, научно обоснованные технологии формирования здорового образа жизни и физической культуры детей и молодежи в целом. Обычно они затрагивают лишь какие-то отдельные стороны, аспекты данного сложного процесса. Также, проводилось практическое исследование, целью которого было выявление отношения молодежи к физкультурно-спортивной деятельности: студенческая молодежь мало заинтересована в спорте, его развитии и физкультурно-спортивном движении в целом. А это значит, что необходимо улучшать отношение молодёжи к физической культуре и спорту. Представленный мною проект спортивного клуба для молодёжи по рукопашному бою посвящен именно развитию спортивной деятельности молодежи, повышению престижа рукопашного боя, самозащиты. Важность проекта исходит из негативной криминогенной обстановки, недостаточной физической подготовки молодежи.