Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:11, реферат
Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей.
Значительные интервалы отдыха
(например, после пробегания 100 м
для восстановления требуется около
8 мин) приводят к снижению плотности
занятий, поэтому развивать быстроту
движений у школьников на уроках целесообразно
другими методами: игровым и соревновательным,
при которых эмоциональное
Основной метод - повторное возможно более быстрое реагирование на появляющийся сигнал. Метод аналитического подхода, то есть раздельное развитие быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений, также дает хорошие результаты. Применяют и сенсомоторный метод, при котором увеличение способности различать временные интервалы приводит к повышению скорости реагирования на сигналы.
На уроках физического воспитания
в школе время реакции
Выносливость и методика ее развития
Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности.
Развитие выносливости - это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.
Длительность работы до момента снижения интенсивности можно разделить на две фазы. Первая фаза - работа до появления чувства усталости, которое у спортсменов свидетельствует, как правило, о наступлении утомления. Вторая фаза - работа на фоне утомления до тех пор, пока человек может за счет дополнительного волевого усилия поддерживать заданную или выбранную им самим интенсивность. Соотношение длительности этих двух фаз различно: у людей с сильной нервной системой длиннее вторая фаза, со слабой нервной системой - первая фаза. В целом же выносливость тех и других может быть одинаковой.
Волевое напряжение, за счет которого сохраняется интенсивность, является общим компонентом для всех видов выносливости, однако оно имеет предел. Поэтому необходимо наряду с развитием воли адаптировать занимающихся к тем неблагоприятным факторам, которые возникают в конце работы и приводят к утомлению.
Интенсивность работы и особенности упражнений, выполняемых в процессе этой работы, определяют разновидности выносливости: скоростная, силовая, выносливость к статическим усилиям и т. п. Проявление выносливости всегда конкретно, поскольку определяется конкретными условиями деятельности. Однако в сходных по интенсивности видах деятельности наблюдается явление переноса выносливости, которое обусловлено общими физиологическими и биохимическими механизмами. Например, лыжник будет обладать большой выносливостью и в других циклических видах деятельности (легкоатлетическом беге, гребле и т. д.), так как в них решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма.
Иногда выносливость при работе
умеренной интенсивности в
Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Поскольку интенсивность работы может быть разной, выведены соотношения между интенсивностью работы и длительностью ее выполнения. В общем виде кривая, отражающая это соотношение, показывает: чем интенсивнее деятельность, тем ниже выносливость человека.
Поскольку при разной интенсивности
работы причины утомления различны,
различными должны быть и методические
приемы развития конкретного вида выносливости.
Так, при работе максимальной и субмаксимальной
интенсивности главная причина
утомления состоит в уменьшении
анаэробных возможностей организма (гликолитических
и креатинофосфатных). При работе
большой и умеренной
Ловкость и методика ее развития
Под ловкостью понимается совокупность координационных способностей.
Одной из этих способностей является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Несомненно, что этими двумя способностями содержание ловкости не исчерпывается, но особенности двигательной деятельности, группируемые под названием ловкость, до настоящего времени изучены недостаточно.
Психофизиологические
Выбор измерителей ловкости представляет большие трудности. Первым мерилом ловкости считается координационная сложность двигательных действий. Однако сама по себе сложность действия может и не являться показателем ловкости, важно, как быстро осваивает учащийся сложное упражнение. Вторым мерилом ловкости считают точность движений по пространственным, силовым и временным параметрам. Однако говорить о точности движений вообще неправомерно. Существует точность воспроизведения, дифференцирования, отмеривания параметров движений, которые, как правило, не связаны друг с другом и являются относительно простыми самостоятельными способностями. Кроме того, говорят еще о точности реагирования на движущийся объект, о меткости (как точности баллистических движений) и т. п., которые являются комплексными двигательными качествами, включающими в себя работу не только проприорецепторов, но и зрительной системы.
Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека. Для этого необходимо постоянное овладение новыми упражнениями. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.
Второй путь развития ловкости - увеличение координационной трудности упражнений, которая может определяться повышением требований к высокой точности движений, их взаимной согласованности, соответствия с внезапно изменяющейся ситуацией.
Третий путь - борьба с нерациональной мышечной напряженностью, так как проявление ловкости во многом зависит от умения расслабить мышцы в необходимый момент. Люди с разными психофизиологическими особенностями обладают разной способностью к расслаблению мышц. Выделяют даже группу так называемых напряженных учащихся, которые при выполнении двигательных действий скованы, а расслабление дается им с трудом даже при длительной тренировке.
Четвертый путь развития координированности человека - повышение его способности поддерживать равновесие тела. Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.
При развитии ловкости необходимо учитывать
возрастные особенности учащихся. В
младшем школьном возрасте имеются
существенные морфологические и
психофизиологические предпосылки
координационных способностей. Именно
в этом возрасте развитие координации
дает наибольший эффект. Школьники
младшего возраста очень легко схватывают
технику довольно сложных физических
упражнений, поэтому в технически
сложных видах спорта отмечается
ранняя спортивная специализация. В
младшем и среднем школьном возрасте
сравнительно легко развивается
способность поддерживать равновесие
тела, усиленно развивается точность
движений (способность
Гибкость и методика ее развития.
Гибкость - способность использовать
возможную анатомическую
Гибкость рекомендуется
Акробатам особенно важно развивать подвижность в плечевых, тазобедренных, голеностопных суставах, а также в сочленениях позвоночного столба.
Гибкость зачастую развивают одними и теми же упражнениями, что и силу. По своему характеру упражнения на гибкость можно подразделить на три вида:1) упражнения с использование веса собственного тела (например, шпагаты, выполняемые одиночно); 2) упражнения с соупражняющимся, который помогает увеличить подвижность (как отягощение); 3) упражнения активные, при выполнении которых акробат, сокращая определенные мышечные группы, стремится увеличить подвижность в соответствующих суставах (например, резкие взмахи ногой вперед, назад, в стороны, наклоны вперед с дополнительным притягиванием туловища к ногам, захватив руками голени и др.)
Важно помнить, что прежде чем приступить
к упражнениям на гибкость, необходимо
хорошо разогреть соответствующие
мышечные группы. Амплитуду движений
следует увеличивать
Заключение.
К числу основных
физических качеств относят силу, выносливость,
ловкость, гибкость и т.д.
От других качеств личности
физические качества отличаются тем, что
могут проявляться только при решении
двигательных задач через двигательные
действия.
Двигательные действия,
используемые для решения двигательной
задачи, каждым индивидом могут выполняться
различно. У одних отмечается более высокий
темп выполнения, у других - более высокая
точность воспроизведения параметров
движения и т. п.
Под физическими способностями
понимают относительно устойчивые, врожденные
и приобретенные функциональные возможности
органов и структур организма, взаимодействие
которых обусловливает эффективность
выполнения двигательных действий. Врожденные
возможности определяются соответствующими
задатками, приобретенные - социально-экологической
средой жизнеобитания человека. При этом
одна физическая способность может развиваться
на основе разных задатков и, наоборот,
на основе одних и тех же задатков могут
возникать разные способности. Реализация
физических способностей в двигательных
действиях выражает характер и уровень
развития функциональных возможностей
отдельных органов и структур организма.
Поэтому отдельно взятая физическая способность
не может выразить в полном объеме соответствующее
физическое качество. Только относительно
постоянно проявляющаяся совокупность
физических способностей определяет то
или иное физическое качество. Например,
нельзя судить о выносливости как о физическом
качестве человека, если он способен длительно
поддерживать скорость бега только на
дистанции 800 м. Говорить о выносливости
можно лишь тогда, когда совокупность
физических способностей обеспечивает
длительное поддержание работы при всем
многообразии двигательных режимов ее
выполнения. Развитие физических способностей
происходит под действием двух основных
факторов: наследственной программы индивидуального
развития организма и социально-экологической
его адаптации (приспособление к внешним
воздействиям). В силу этого под процессом
развития физических способностей понимают
единство наследственного и педагогически
направляемого изменения функциональных
возможностей органов и структур организма.
Список литературы
Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 2001 - 240 с.
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания 2003г.
Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры 2004г.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников 2000г.
Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры 2007г.