Физическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Все живое характеризуется четырьмя признаками: ростом, обменом веществ, раздражимостью и способностью к самовоспроизведению. Совокупность данных признаков свойственна только живым организмам. Человек, как и все другие живые существа также обладает этими способностями.

Оглавление

Введение
1.Нервная и гуморальная регуляция физических процессов в организме
1.1 Понятие о рефлекторной дуге
2. Строение и функции спинного мозга
3. Планирование объема и интенсивности физических
упражнений с учетом умственной учебной нагрузки.
Расчет часов самостоятельных занятий
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

      2. Полисинаптические спинномозговые рефлекторные дуги  

      3. Полисинаптические рефлекторные  дуги с участием как спинного, так и головного мозга - в  рефлекторных дугах этого типа  имеется синапс в спинном мозге  между сенсорным нейроном и  нейроном, посылающим импульсы в головной мозг.

      Рефлекторная  дуга вегетативной нервной системы  может быть представлена следующим  образом:от рецепторов передается возбуждение  по волокнам афферентных нейронов , расположенных в спинно-мозговых узлах либо в узлах черепных нервов или в узлах вегетативных сплетений . Аксоны этих нейронов в составе задних корешков вступают в спинной мозг (направляясь в боковые рога ) или в составе черепных нервов - в вегетативные ядра мезенцефалического или вегетативные ядра бульбарного отдела головного мозга. В боковых рогах, а также в указанных ядрах ствола головного мозга залегают ассоциативные мультиполярные нейроны . Их аксоны выходят из мозга в составе передних корешков спинно- мозговых или черепных нервов. Это преганглионарные (предузловые) волокна , которые обычно миелинизированы. Они следуют к узлам внеорганных или внутриорганных вегетативных сплетений , где образуют синапсы с их клетками. В узлах лежат мультиполярные (вторые) нейроны эфферентного вегетативного пути. Их аксоны, выйдя из ганглиев, образуют постганглионарные волокна (чаще всего немиелинизированные), которые направляются к органам и тканям. Вегетативные волокна идут в составе соматических нервов или самостоятельно в виде вегетативных нервов в оболочках стенок кровеносных сосудов.

2. Строение и функции спинного мозга

      Спинной мозг представляет собой длинный  тяж длиной (у взрослого человека) около 45 см. Вверху он переходит в  продолговатый мозг, внизу (в районе I—II поясничных позвонков) спинной  мозг суживается и имеет форму  конуса, переходящего в конечную нить. На месте отхождения нервов к верхним и нижним конечностям спинной мозг имеет шейное и поясничное утолщения. В центре спинного мозга проходит канал, идущий в головной мозг. Спинной мозг разделен двумя бороздами (передней и задней) на правую и левую половину.

      Центральный канал окружен серым веществом, которое образует передние и задние рога. В грудном отделе между передними  и задними рогами располагаются  боковые рога. Вокруг серого вещества расположены пучки белого вещества в виде переднего, заднего и бокового канатиков. Серое вещество представлено скоплением нервных клеток, белое вещество состоит из нервных волокон. В сером веществе передних рогов находятся тела двигательных (центробежных) нейронов, отростки которых образуют передний корешок. В задних рогах расположены клетки промежуточных нейронов, осуществляющих связь между центростремительными и центробежными нейронами. Задний корешок образован волокнами чувствительных (центростремительных) клеток, тела которых располагаются в спинно-мозговых (межпозвоночных) узлах. Через задние чувствительные корешки возбуждение передается с периферии в спинной мозг. Через передние двигательные корешки возбуждение передается от спинного мозга к мышцам и другим органам.

      В сером веществе боковых рогов спинного мозга располагаются вегетативные ядра симпатической нервной системы.

      Основную  массу белого вещества спинного мозга  образуют нервные волокна проводящего  путл спинного мозга. Эти пути обеспечивают связь между различными частями  центральной нервной системы и образуют восходящие и нисходящие пути передачи импульсов.

      Спинной мозг состоит из 31—33 сегментов: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных и 1—3 копчиковых. Из каждого сегмента выходят передние и задние корешки. Оба корешка  по выходу из мозга сливаются и образуют спинно-мозговой нерв. От спинного мозга отходит 31 пара спинно-мозговых нервов. Спинно-мозговые нервы смешанные, они образованы центростремительными и центробежными волокнами. Спинной мозг покрыт тремя оболочками: твердой, паутинной и сосудистой.

      Развитие  спинного мозга. Развитие спинного мозга  начинается раньше, чем развитие других отделов нервной системы. У эмбриона спинной мозг уже достигает значительных размеров, в то время как головной мозг находится на стадии мозговых пузырей. На ранних стадиях развития плода спинной мозг заполняет всю полость позвоночного канала, но затем позвоночный столб обгоняет рост спинного мозга, и к моменту рождения он заканчивается на уровне третьего поясничного позвонка.

      Длина спинного мозга у новорожденных  составляет 14—16 см. Удвоение его длины происходит к 10 годам. В толщину спинной мозг растет медленно. На поперечном срезе спинного мозга детей раннего возраста четко выделяется преобладание передних рогов над задними. В школьные годы у детей наблюдается увеличение размеров нервных клеток спинного мозга.

      Функции спинного мозга. Спинной мозг участвует  в осуществлении сложных двигательных реакций организма. В этом заключается  рефлекторная функция спинного мозга.

      В сером веществе спинного мозга замыкаются рефлекторные пути многих двигательных реакций, например коленный рефлекс (при постукивании по сухожилию четырехглавой мышцы бедра в области колена происходит разгибание голени в коленном суставе). Путь этого рефлекса проходит через II—IV поясничные сегменты спинного мозга. У детей на первых днях жизни коленный рефлекс вызывается очень легко, но проявляется он не в разгибании голени, а в сгибании. Это объясняется преобладанием тонуса мышц-сгибателей над разгибателями. У здоровых годовалых детей рефлекс возникает всегда, но выражен он слабее.

      Спинной мозг иннервирует всю скелетную  мускулатуру, кроме мышц головы, которые  иннервируются черепными нервами. В спинном мозге расположены  рефлекторные центры мускулатуры туловища, конечностей и шеи, а также  многие центры вегетативной нервной системы: рефлексы мочеиспускания и дефекации, рефлекторного набухания полового члена (эрекция) и извержения семени у мужчин (эякуляция).

      Проводящая  функция спинного мозга. Центростремительные  импульсы, поступающие в спинной  мозг через задние корешки, передаются по проводящим путям спинного мозга к вышележащим отделам головного мозга. В свою очередь, из вышележащих отделов центральной нервной системы через спинной мозг поступают импульсы, меняющие состояние скелетной мускулатуры и внутренних органов. Деятельность спинного мозга у человека в значительной степени подчинена координирующему влиянию вышележащих отделов центральной нервной системы.

      3. Планирование объема и интенсивности физических

      упражнений  с учетом умственной учебной нагрузки.

      Расчет часов самостоятельных занятий 

      Планирование  самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей.

      Перспективные планы самостоятельных занятий  целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет. В  зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и в дальнейшей жизни и деятельности - от контрольных тестов учебной программы до нормативов разрядной классификации.

      Студентам всех учебных отделений при планировании и проведении самостоятельных тренировочных  занятий надо учитывать, что в  период подготовки и сдачи зачетов  и экзаменов интенсивность и  объем самостоятельных тренировочных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха, (рис. 6.2). 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 6.2. Примерная динамика объема, интенсивности  и общей физической нагрузки тренировочных  занятий в сочетании с умственной учебной нагрузкой в течение учебного года:

      1 - умственная учебная нагрузка, 2 - интенсивность физической нагрузки, 3 - объем физической нагрузки, 4 - общая тренировочная нагрузка 

      Вопросу сочетания умственной и физической работы следует уделять повседневное внимание. Необходимо постоянно анализировать

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 6.3. Примерное перспективное планирование общей тренировочной нагрузки на 5 лет обучения в вузе

      состояние организма по субъективным и объективным  данным самоконтроля.

      При многолетнем перспективном планировании самостоятельных тренировочных занятий общая тренировочная нагрузка, изменяясь волнообразно с учетом умственного напряжения по учебным занятиям в течение года, должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению. Только при этом условии будет происходить укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, а для занимающихся спортом - повышение состояния тренированности и уровня спортивных результатов. (рис. 6.3).

      В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом должно быть направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп, - сохранить здоровье, поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список используемой литературы: 

      "Общая  биология" под редакцией Ю.  И. Полянского; изд.   "Просвещение" 1975 г.

      "Физиология  и биология человека" изд. "Просвещение" 1987 г.

      Энциклопедия "Кругосвет"

      Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебник. - М.: Альфа-М, 2003.

Информация о работе Физическая культура