Физическая культура в жизни студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:57, реферат

Краткое описание

Во все времена превыше всего ценились искусство в ремеслах, умение, профессиональное мастерство. В народе говорится: «Хорошая работа два века живет». А в наше время, в век автоматики, массовых профессий и коллективных трудовых процессов так ли важно искусство отдельного человека? Уважение к профессии, полное знание порученного дела. Сегодня это не доброе пожелание и не личное дело человека, а объективная необходимость. Ибо высший профессионализм - это высокая квалификация и ответственность за результаты работы, необычайно высокая работоспособность, востребован на рынке труда и позволяет специалисту получить престижную и хорошо оплачиваемую работу в период экономической депрессии.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Проблемы интенсивности труда.
Нужна ли студенту ППФП.
Влияние физической подготовленности на работоспособность студентов.
Интенсивность труда на фоне экономики.
Глава 2. Связь интенсивности физических нагрузок с результатами учебной деятельности.
Учебная деятельность студентов и физическое воспитание.
Уровень физической подготовленности поступающих в ВУЗы.
Динамика физической подготовленности в процессе обучения.
Физическое воспитание как средство повышения умственной работоспособности, подготовки общественно активных специалистов.

Файлы: 1 файл

Физкультура в жизни студента.docx

— 59.15 Кб (Скачать)

 

 

 

В следующей главе мы рассмотрим, каким образом представлялась приведенные  выше проблемы преподавателям кафедр физического воспитания разных ВУЗОВ  РСФСР и Казахской Республики в 80х годах прошедшего века, т.к. она не утратила своей актуальности и в спустя 20 лет находится на прежних позициях. В связи с развалом государственной системы бесплатного здравоохранения и несовершенством страховой медицины здоровье абитуриентов ухудшается с каждым годом, а сроки подготовки специалистов сокращаются. Сокращаются возможности проведения индивидуальных тренировок студентов во внеучебное время, в связи с закрытием бесплатных спортивных сооружений. Проблема влияния физических упражнений на интенсивности учебной и умственной деятельности сегодня воспринимается в новых красках и наиболее остро.

 

Глава 2. Связь интенсивности  физических нагрузок с результатами учебной деятельности

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И  ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Известно, что учебная деятельность студентов - это 36 часов академических  занятий в неделю. Проходят они, за исключением уроков физкультуры, в  аудиториях и лабораториях, не всегда соответствующих гигиеническим  нормам. Обязательным продолжением академических  занятий является самостоятельная  работа с литературой, чтобы закрепить изучаемый материал, подготовиться к курсовым и дипломным проектам. Участие студентов в общественной работе, чтение художественной литературы, посещение кино, театра и других культурных мероприятий и т. д. - все это свидетельствует о малоподвижном образе жизни, о том, что их двигательный режим определяется в основном постановкой физического воспитания в вузе. А это в настоящее время весьма серьезная проблема.

Физическое воспитание как предмет  начинается с беседы, в которой  раскрывается программа курса, цели задачи для каждого учебного отделения. До начала практических занятий студенты проходят медицинский осмотр, результаты которого дают характеристику их состояния здоровья и физического развития. После завершения медицинского осмотра студенты сдают контрольные нормативы, результаты которых и данные медицинского осмотра позволяют объективно распределить их по учебным отделениям. Наиболее активный двигательный режим отмечается у студентов, занимающихся спортом. Участие в соревнованиях, особенно с отрывом от учебного процесса, создает для студентов-спортсменов определенные сложности, приводит порой к тому, что некоторая часть профессорско-преподавательского состава отрицательно относился к их занятиям спортом, считая его помехой в учебе. Основным критерием учёбной деятельности студентов являются результаты экзаменационных сессий.

Изучая вопрос рационального сочетания  занятий спортом с учебой тех  студентов, кто много времени  уделяет повышению своего спортивного мастерства, преподаватели кафедры физического воспитания КазГУ провели сравнительный анализ успеваемости более 200 спортсменов. Для этого брали результаты экзаменационных сессий всех студентов и студентов-спортсменов (Казахского университета КазГУ).

Таким образом, было выявлено, что  успеваемость у студентов, занимающихся спортом, во всех семестрах выше на 6-7% (табл. 1, 2. 3).

 

 

 

 

 

Таблица1

Успеваемость Студентов  КазГУ (в %) (перворазрядники и мастера спорта)

Показатели

успеваемости

Годы

1973

1974

1975

1976

1977

1986

Всех  студентов:

 

 

 

 

 

 

зимняя сессия

91.2

91.6

91.4

92.3

91.04

93.2

летняя сессия

92.0

92. 15

92.4

91.4

92,7

92.4

Студентов, входящих в состав сборных команд:

зимняя сессия

98.8

99.0

99.6

99.2

100

99.7

летняя сессия

98.6

98.7

99.2

98.4

99.2

98.8


 

Из 158 лучших спортсменов, входящих состав сборных команд университета и Казахстана, 15 -отличников, 82 - сдают сессии на хорошо и отлично, 9 - учатся удовлетворительно  и 12 человек получили по одной неудовлетворительной оценке.

 

Таблица 2

 

Всего

 участников

Мастера

спорта международного

класса

Мастера

 спорта

Кандидаты в

мастера

1

разряд

Учатся

Отлично

Отлично и 

хорошо

Хорошо

Хорошо и

удовлетворительно

40

29

10

1

3

18

14

5


 

Более высокие показатели были получены нами при обследовании участников матча  университетов страны по художественной гимнастике, проходившем в г. Алма-Ата в 1975 г.

Все участники имели высокую  спортивную квалификацию, которая требовала  систематических многочасовых тренировок и многократного участия в соревнованиях, а это, в свою очередь, связано рыло с переездами и отрывом от учебного процесса.

Несмотря на этот, довольно высокий, процент успеваемости, многие спортсменки  были активистами и в комсомольско-профсоюзной  работе.

Проведенные массовые исследования в 1977/78 учебном году показали, что успеваемость студентов-спортсменов значительно  выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, функциональной готовностью  основных систем организма, устойчивости умственной работоспособности и  другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью.

Таблица 3

Успеваемость студентов  КазГУ (%)

п/п

Занимаются

Студенты - спортсмены

(578)

Студенты, не

занимающиеся спортом

1

Отлично

8.1

6.00

2

Отлично и хорошо

26,62

22,71

3

Хорошо

28,37

30,38

4

Хорошо и удовлетворительно

29,07

27,59

5

Удовлетворительно

7.58

6.31

6

Неудовлетворительно

0.34

5,01


 

Нормально сформировать и усовершенствовать  названные компоненты психофизического состояния организма человека невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта.

Вот почему студенты спортсмены добиваются хорошей успеваемости в вузе и  высоких показателей в дальнейшей производственной деятельности.

Одной из задач любого учебного заведения  является формирований у студентки  общественной активности. Организация  и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе, в любом учебном заведении, на производстве и трудовых коллективах  невозможно без участия в них  общественных физкультурных активистов и судьей по спорту.

Привлекать учащихся, студентов  к организации и проведению физкультурных  мероприятий (спортивные вечера, праздники, спартакиады, комсомольско-профсоюзные  кроссы, шахматные турниры и др.), преподаватели физического воспитания и тренеры способствуют формированию организаторских навыков и общественной активности у своих подопечных. В  таблице 4 даны результаты опроса 1256 студентов  КазГУ.

 

Таблица 4

Общественная активность студентов КазГУ (в %)

п/п

Содержание работы

Студенты-спортсмены

( 578)

Не занимающиеся

 спортом (678)

 

1.

Выполняют общественную работу

в комсомольско-профсоюзных 

организациях

 

11.62

 

5.38

2.

Являются судьями по спорту

6.13

1.25

3.

Инструкторы-общественники

3.87

0,38

4.

Капитаны команд

7.87

1,38

5.

Тренеры-общественники

3.00

0.00


 

Из таблицы явствует, что 40% студентов  охвачено различными формами общественно-профсоюзной, и физкультурной деятельности, и  подавляющее большинство из них - спортсмены (профгруппорги, судьи  и инструктора по спорту, капитаны команд).

Таким образом, физическая культура и  спорт в учебных заведениях являются самыми массовыми и действенными средствами формирования социально  активней личности будущих специалистов.

Таблица 5

Черты характера, наиболее ярко проявляемые при занятиях физической культурой и спортом, количество (п)=216

(на основании  ответов учителей школ, научных  сотрудников,  инженерно-технических  работников г. Алма-Аты)

Черты  характера

Ответы (%)

Настойчивость

Целеустремленность 

Дисциплинированность 

Трудолюбие 

Патриотизм

68.00

65.63

68.50

47.63

44.13


 

 

Представители разных профессий указывают  на важность уровня развития физических качеств в успешной трудовой деятельности. Первостепенная роль ими отводится  основным физическим качествам (выносливости, силе, быстроте, ловкости).

 

 

 

 

 

Таблица 6

Физические качества, наиболее необходимые  в производственной деятельности (п =216)

 

Специальности

Физические качества (%)

Выносливость

Сила

Быстрота

Ловкость

Учителя школы

10.25

0,38

2.75

4,13

Научные сотрудники Инженерно-

технические работники

24.50 21.00

2.25

7.38

7.88

9.35

5.63

7.00

Профессорско-преподавательский 

состав вузов 

21.50

7.00

5.13

7.00


 

Из таблицы видно, что для  всех профессий наиболее важным из физических качеств является выносливость, развивать которую целесообразно  с дошкольного и школьного  возраста и совершенствовать в студенческие годы.

Таблица 7

Результаты анкетирования  первокурсников КазГУ (п=100)

п/п

Содержание вопроса

Количество

%

1.

Регулярно посещали уроки физкультуры  в школе

73.4

73.4

2.

Участвовали в соревнованиях за год

 

А) не менее 3 раз

150

15

 

Б) не менее 5 раз

122

12.2

3.

Не участвовали в соревнованиях

285

28.5

4.

Занимались спортом

155

15.5

5.

Имеют значок ГТО

 

128

12.8

6.

Имеют спортивные разряды

 

МС

3

0.3

 

КМС

10

1.0

 

1 разряд

13

1.3

 

2и3 разряды

102

10.3


 

Проведенные1 социологические исследования показали, что только 44% выпускников школ различных районов Казахстана оценили постановку физического воспитания в школах, учились, на хорошо; 11,5% первокурсников дали отрицательные оценки; 28,4% учителей-предметников и классных руководителей положительно относятся к физической культуре и спорту.

Ответы выявили невысокую посещаемость учащимися уроков физкультуры, низкий охват занятиями спортом и  участием в соревнованиях. Это, в  свою очередь, влияет на постановку физического воспитания в вузе.

Исследуя отношение студентов  к физической культуре и спорту исследователи  выявили, что 40,75% опрошенных занимаются в целях укрепления здоровья. Созидательный подход к физически культуре следует считать положительным моментом, хотя лучше, если состояние здоровья не является основной причиной для занятий физическими упражнениями. В практике физкультурного движения Казахстана известно, что в учебные заведения, особенно в вузы, поступают юноши и девушки, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, что значительно осложняет их подготовку к выполнению нормативных требовании комплекса ГТО, освоению учебной программы по физическому воспитанию и будущей специальности.

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ.

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

На протяжении последних десятилетий  специалистов волнует проблема физической подготовленности студентов. Несмотря на постоянное улучшение системы  физического воспитания в вузах, она остается пока нерешенной. Одной  из причин этого является бурный рост научно-технического прогресса, значительно  снизивший двигательную активность людей.

Стремительный рост объема научной  информации, включаемой в учебные  предметы, увеличил перегрузку учащихся, что вызывает у них переутомление, снижает двигательную активность и  приносит большой вред здоровью (М. Н. Скаткин, 1963; П. А. Рудик, 1959; Г. А. Уманов, 1971)

Нами2 обобщены материалы физической подготовленности студентов различных вузов Казахстана, страны. Выяснилось, что выпускники школ, поступающие в вузы, имеют недостаточную физическую подготовленность. Например, средние результаты юношей в беге на 100 м, начиная с 1960 г. по 1976 г., колеблются от 14,0 до 15 сек.

Особенно низкие показатели в этом виде у девушек, пробегающих дистанцию  в среднем за 17,0-18,7 сек.

Большинство студентов имеют низкую подготовленность в таких прикладных упражнениях, как метание гранаты  и подтягивание на перекладине. Юноши  различных вузов страны метают гранату  от 32 до 57 .м, результаты девушек еще  хуже - 14-18 м. Некоторые авторы особо  отмечают необходимость развития у  студентов профессионально-прикладной физической подготовленности. Профессионально - прикладные навыки необходимы для  будущих специалистов: географов, биологов, юристов и т. д. Приобретение профессионально-прикладных навыков (умение грести, подтягиваться, плавать, ориентироваться на местности, преодолевать труднопроходимые места) становится одним из первостепенных факторов в успешной профессиональной деятельности молодых специалистов и обеспечивается при достаточном уровне их физической подготовленности.

Информация о работе Физическая культура в жизни студента