Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:51, реферат
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента.
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
1. Физические упражнения |
содержание физического упражнения |
форма физического упражнения | |
2. Естественные силы природы |
сопутствующие факторы (занятия на природе) |
самостоятельные средства (закаливание) | |
3. Гигиенические факторы |
соблюдение режима (питание, сон) |
гигиена (личная, общественная) |
Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма, определяющий физическую дееспособность человека в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.), характеризуется изменениями трех групп показателей:
– показателями телосложения;
- критериями здоровья;
- показателями развития физических качеств.
3. Основные составляющие физической культуры.
1. Физическое воспитание – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений. Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.
Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).
2. Спорт – специфическая форма физической культуры, деятельность которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов.
3. Физическая рекреация – осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений.
4. Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций средствами физической культуры.
4. Социальные функции физической культуры.
1. Общее развитие и
укрепление организма всех
2. Физическая подготовка
людей к трудовой деятельности,
защите отечества (
3. Удовлетворение потребности
людей в активном отдыхе, досуге,
рациональном использовании
4. Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.
5. Экономическая значимость
физической культуры
5. формирование физической культуры личности.
Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека.
Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:
Считается, что для выполнения
этих задач общее время учебно-
6. Физическая культура в структуре профессионального образования.
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида,
основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как
интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она
проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможно-
стям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и
предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их прак-
тическом воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как
условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности,
как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специали-
ста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует сво-
бодное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах
жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые
для нее наиболее значимы.
7. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодежи России.
Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и
спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодатель-
ные Основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были под-
писаны «Основы
туре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее
развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потреб-
ность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для
занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профес-
сионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных при-
вычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физиче-
ской культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться
в организации физкультурно-
физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации,
клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпий-
ское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским коми-
тетом, который является неправительственной независимой организацией и
официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Между-
народным Олимпийским комитетом.
К профессиональной педагогической деятельности в области физической
культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного об-
разца о профессиональном образовании по специальности, выданный образова-
тельным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом
управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельно-
сти в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие
профессиональное образование
по специальности «Физическая
спорт» или медицинское образование.
8. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности студента.
Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. Работоспособность- потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека.
Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. Утомление- временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления. Переутомление- накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
9. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году.
В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.