Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:26, лекция
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В широком смысле слова культу-ра играет важную роль в развитии человека, преобразует его биологиче¬ские потребности, регулирует общественное поведение, выполняет роль социальной информации, переходящей от поколения к поколению.
Физическая культура представляет собой часть общей культуры, вид деятельности, направленный на познание и преобразование физиче-ской природы человека.
Законы РФ о физической культуре и спорте определяют физическую культуру как важную часть культуры народа, являющуюся совокупностью духовных и материаль¬ных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населе¬ния Российской Федерации.
Физическое воспитание входит в понятие "физическая культура" и представляет собой процесс обучения двигательным действиям и вос-питание свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Через фи-зическое воспитание человек превращает достижения физической куль¬туры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.д.).
1. История физической культуры
2. Значимость физической культуры
3. Физическая культура в высшем учебном заведении
2. Значимость физической культуры в жизни человека значительно повысилась в последние десятилетия. Резко уменьшилась доля физического труда на производстве и в быту и одновременно увеличилось воздействие на организм неблагоприятных факторов. Еще в середине XIX века из всей энергии, производимой и потребляемой на планете, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. В наше время - 1%.
Помимо благотворного влияния
на физические возможности
Физическая культура имеет
Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья.
Физическая культура
Современное политическое, экономическое и социально-психическое переустройство общества требует особого внимания к уровню здоровья населения. В связи с этим главная социально значимая цель процесса формирования физического здоровья человека — не только высокие показатели функционирования всех систем организма, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем.
Недостаток двигательной
В процессе
физического воспитания осуществляются
морфологическое и функциональное совершенствование
организма человека, формирование и улучшение
его жизненно важных физических качеств,
двигательных знаний, умений и навыков.
Диапазон возможностей в совершенствовании
физической природы человека безграничен
— человек за сутки пробегает более 270
км, преодолевает на велосипеде 822 км, индейцы
племени тараумара за 5 суток пробегают
600 км. Еще до 1980 г. более 100 человек преодолели
100 м быстрее 10 сек, Дж. Хаурд развил на
велосипеде скорость 243 км/час, Д.Динев
вплавь преодолел 100 км за 38,5 часа, Р.Фостер
в 1960 г. задержал дыхание на 13 мин 42 сек.
В обнаженном состоянии человек способен
выдерживать повышение температуры стен
термокамеры до 210°С, а в теплой зимней
одежде — до 270°С. Снижение же физической
активности ниже физиологической нормы
(30—60 мин в день) приводит к значительному
снижению потенциальных двигательных
возможностей организма и ухудшению функционирования
всех жизненно важных систем организма.
3. Физическая культура решает 3 группы задач:
1. Оздоровительные — развитие физических качеств и базирующихся на них способностей, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование телосложения.
2. Образовательные — основные из них состоят в том, чтобы сделать достоянием каждого человека базовые знания, накопленные в области физической культуры; обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений, навыков, необходимых в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.
3. Общепедагогические (воспитательные) задачи предусматривают нравственное, идейно-политическое, трудовое, умственное, эстетическое воспитание.
В учебный план всех высших учебных заведений России, как обязательный предмет, физическое воспитание было введено с 1929/30 учебного года. С тех пор оно стало неотъемлемой частью обучения и воспитания студентов.
Постановлением ГК РФ по
Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен:
• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
• иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.
При итоговой аттестации (экзамене) в окончательной оценке помимо устного ответа учитывается уровень выполнения студентами практического раздела программы.