Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов педагогических вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:26, лекция

Краткое описание

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В широком смысле слова культу-ра играет важную роль в развитии человека, преобразует его биологиче¬ские потребности, регулирует общественное поведение, выполняет роль социальной информации, переходящей от поколения к поколению.
Физическая культура представляет собой часть общей культуры, вид деятельности, направленный на познание и преобразование физиче-ской природы человека.
Законы РФ о физической культуре и спорте определяют физическую культуру как важную часть культуры народа, являющуюся совокупностью духовных и материаль¬ных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населе¬ния Российской Федерации.
Физическое воспитание входит в понятие "физическая культура" и представляет собой процесс обучения двигательным действиям и вос-питание свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Через фи-зическое воспитание человек превращает достижения физической куль¬туры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.д.).

Оглавление

1. История физической культуры
2. Значимость физической культуры
3. Физическая культура в высшем учебном заведении

Файлы: 1 файл

Лекция №1.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

2. Значимость физической культуры в жизни человека значительно повысилась в последние десятилетия. Резко уменьшилась доля физического труда на производстве и в быту и одновременно увеличилось воздействие на организм неблагоприятных факторов. Еще в середине XIX века из всей энергии, производимой и потребляемой на планете, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. В наше время - 1%.

     Помимо благотворного влияния  на физические возможности организма,  физическая культура оказывает  положительное влияние и на умственную деятельность. Ряд ученых с мировым именем блестяще сочетали выдающиеся достижения в спорте и в науке. Э.Б. Чейн, биохимик, лауреат Нобелевской премии, был олимпийским чемпионом в парусном спорте. Б. Спок, медик, лауреат Нобелевской премии, был олимпийским чемпионом 1924 г. в составе академической восьмерки. Ф. Ноэль-Бейкер, биолог, лауреат Нобелевской премии, был призером Олимпийских игр 1924 г. в беге на 1500 м. Ф. Нансен, лауреат Нобелевской премии мира, был чемпионом Норвегии в беге на коньках, лыжных гонках и прыжках с трамплина. Ф. Ж. Кюри, физик, лауреат Нобелевской премии, играл нападающим за сборную г. Нанта по футболу. И.Е.Тамм, физик, лауреат Нобелевской премии, являлся обладателем редкого звания — мастер советского альпинизма. Каждый 15-й заслуженный мастер спорта является доктором или кандидатом наук, профессором или доцентом.

     Физическая культура имеет большое  социальное значение. Потребности  в физическом развитии и физической  культуре носят не столько  биологический, сколько социальный характер. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в самовыражении личности через социально-активную полезную деятельность. Физическая культура должна всемерно содействовать повышению экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции.

     Физическая культура личности  включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья.

     Физическая культура представлена  совокупностью материальных и  духовных ценностей: материальные - спортивные сооружения, специальное оборудование, инвентарь, спортивная экипировка; духовные — различные виды спорта, физических упражнений и игр, произведения, этические нормы, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность.

     Современное политическое, экономическое и социально-психическое переустройство общества требует особого внимания к уровню здоровья населения. В связи с этим главная социально значимая цель процесса формирования физического здоровья человека — не только высокие показатели функционирования всех систем организма, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем.

     Недостаток двигательной активности (в отличие от недостатка кислорода или пиши) проходит, как правило, незаметно, даже сопровождается приятным ощущением комфорта. Но при внимательном отношении к своему здоровью можно наблюдать, как бездействие расслабляет организм (снижается тонус мышц, ухудшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем).

В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных знаний, умений и навыков. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека безграничен — человек за сутки пробегает более 270 км, преодолевает на велосипеде 822 км, индейцы племени тараумара за 5 суток пробегают 600 км. Еще до 1980 г. более 100 человек преодолели 100 м быстрее 10 сек, Дж. Хаурд развил на велосипеде скорость 243 км/час, Д.Динев вплавь преодолел 100 км за 38,5 часа, Р.Фостер в 1960 г. задержал дыхание на 13 мин 42 сек. В обнаженном состоянии человек способен выдерживать повышение температуры стен термокамеры до 210°С, а в теплой зимней одежде — до 270°С. Снижение же физической активности ниже физиологической нормы (30—60 мин в день) приводит к значительному снижению потенциальных двигательных возможностей организма и ухудшению функционирования всех жизненно важных систем организма. 

3. Физическая культура решает 3 группы задач:

1. Оздоровительные — развитие физических качеств и базирующихся на них способностей, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование телосложения.

2. Образовательные — основные из них состоят в том, чтобы сделать достоянием каждого человека базовые знания, накопленные в области физической культуры; обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений, навыков, необходимых в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.

3. Общепедагогические (воспитательные) задачи предусматривают нравственное, идейно-политическое, трудовое, умственное, эстетическое воспитание.

     В учебный план всех высших  учебных заведений России, как  обязательный предмет, физическое воспитание было введено с 1929/30 учебного года. С тех пор оно стало неотъемлемой частью обучения и воспитания студентов.

     Постановлением ГК РФ по высшему  образованию в 1995 г. утверждается  новая программа по физической  культуре, включающая теоретический, методический и практические разделы. Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

     Студент, завершивший обучение  по дисциплине "Физическая культура", должен:

•       понимать роль физической культуры  в развитии человека и подготовке специалиста;

•       знать основы физической культуры и  здорового образа жизни;

•       иметь мотивационно-ценностное отношение  и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

     При итоговой аттестации (экзамене) в окончательной оценке помимо устного ответа учитывается уровень выполнения студентами практического раздела программы.

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов педагогических вузов