Физическая культура личности студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:59, реферат

Краткое описание

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.

Оглавление

Введение.
Нравственно – этическое воспитание человека..
Процесс самопознания и самосовершенствования.
Формирование воли.
Воспитание уверенности в себе и своих силах.
Как спорт помогает оценивать себя.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат по физкультуре.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 Степень трудности – понятие относительное. Одно и то же препятствие, бодучи сегодня  достаточной по степени трудности, потребует для преодоления от спортсмена значительных волевых усилий и тем самым буде способствовать развитию его волевых качеств, а через полгода, когда уровень подготовленности спортсмена возрастёт, это препятствие станет для него лёгким и преодоление его уже не окажет развивающего воздействия на волю спортсмена. Значит, надо, чтобы препятствия усложнялись в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Степень трудности должна соответствовать задачам развития волевых качеств.

 В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и дозировать степень  трудности, да и сами препятствия  встречаются спортсменам чаще, чем  людям, не занимающимся спортом. Поэтому  спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека. 
 
 
 
 

 Воспитание  уверенности в себе и своих  силах. 

   В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто  есть кто. Этому способствует, во–первых, достаточно дифференцированная система  спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 – взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса и, наконец, заслуженные мастера спорта. Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое – что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования.

   В любой заданный отрезок времени  спортсмен знает, на что он способен. Более того, если он сопоставит, что  получалось полгода назад и что  теперь, то материал для оценки становится более действенным – определяется эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий.

   Значит, в любой момент спортсмен знает, до какой ступени спортивной лестницы он добрался, сколько времени и  энергии он затратил на весь подъём и сколько – на переход от предыдущей ступеньки к новой. Он может планировать, когда и как достигнет следующей, может заглянуть дальше и прикинуть путь к более высокой ступени, о которой мечтает.

   Спортивная  деятельность позволяет, таким образом, ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта особенность спорта оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.

   В чём же опасность слишком быстрого роста спортивных результатов? Во –  первых в том, что спортсмену излишне  легко даются начальные ступеньки. Новичок не осознаёт, что без большого труда, порой предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по – настоящему значительных результатов в спорте. Когда легко, он не думает об этом, не закаляет свою волю. А ведь основное средство формирования волевых качеств – преодоление трудных и всё усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели. Умение генерировать необходимое волевое усилие формируется с самого начала спортивной биографии. По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями неизбежно. Спортсмен должен чувствовать и знать, что спорт – не лёгкая забава, а трудное дело. Во – вторых, скоротечные успехи, особенно если в их основе нет настоящего труда, могут привести к утрате самокритичности. Желанные цели будут казаться легко досягаемыми, на самом же деле это далеко не так. Есть не мало людей, которые за год проходили путь от новичка до перворазрядника. Многие потом на этом уровне застревали. Немногие шли дальше и быстро становились мастерами. К сожалению, чемпионы и рекордсмены из таких, как правило, не получались.

   Таким образом, спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и особенно с определением перспективных и промежуточных целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине спортивного успеха. А оценка эта даётся многими людьми. 
 
 

 Как спорт помогает оценивать себя.

    

   Каждый  человек – частица коллектива. Совершенно естественно, что как  таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь  по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции  выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней

   Ещё в прошлом веке американский психолог Джемс предложил формулу:

                                  успех

    Самоуважение = притязания

 

   Из  этой простой формулы видно, что  самооценка (пусть Джемс называет её самоуважением) тем выше, чем большего успеха достиг человек. Но вот личностная, субъективная оценка успеха определяется, оказывается не только и не столько объективными какими – то критериями, сколько соответствием достигнутого запланированного, реального результата – заранее намеченной цели. Чем выше эта цель, чем значительнее планы человека, тем труднее ему их осуществить, тем ниже его оценка собственной деятельности, тем меньше у него оснований быть довольным собой. 

   Таким образом, становиться ясно, что спорт  влияет на формирование важной черты  личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Видно также, что влияние это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в связи с тем, как протекает жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.

   Самооценка  оказывает влияние на многие и  многие сферы жизни. В связи с  ней формируется, и проявляются  в поведении и деятельности главные  отношения человека, определяющие его  ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Конечно, система ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями и факторами. Тем не менее, нет оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных – полярных – самооценок на черты характера человека, определяющиеся основными его отношениями.

   Если  человек оценивает себя в целом  не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении к труду. У человека с низкой самооценкой скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера. 

   Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому  общая самооценка спортсмена очень  часто базируется на оценке им преимущественно  своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.

   Спорт способствует тому, что формы и  оттенки поведения и общения  человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать  и общаться с ними переносится  на другие сферы жизни и деятельности.

   Наверно, правильное поведение и способы общения, воля, способность к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель. И пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё – таки рекорд – не для рекорда, победа – не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы – средство, не цель.

       

 Заключение. 
 

   Целью моего реферата было изучить влияние  физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности. В реферате я доказываю, что физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.

   Я рассмотрела,  как физкультура  и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Я изучила влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах.

   Разумеется, не все стороны влияния физкультуры  и спорта на развитие личности были упомянуты в моём реферате. Да и  вряд ли это можно было сделать в небольшом реферате.

   Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес  к спорту проявляет всё большее  число людей. А значит – доля влияния  физкультуры и спорта на становление  личности человека постоянно возрастает.

   Рождённый нашим бурным временем, современный  спорт сам как бы олицетворяет это время, вбирает в себя его  сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим  носителем его неоднозначных  проявлений и проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Список литературы. 

  1. Алексеев  В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986.
  2. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992.
  3. Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1993
  4. Гончаров С.Т. « Российская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997
  5. Жиляев А. « Спорт? Спорт!» Издательство « Советская Россия» 1986
  6. Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 1988
  7. Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» М.,Знание 1987
  8. Крутецкий В.А « Основы педагогической психологии» М., 1992
  9. Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987
  10. Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб.: 1996
  11. Станкин М.И. « Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой» М., 1994

Информация о работе Физическая культура личности студента