Физическая культура как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода.

Оглавление

1. Определение физической культур 3

2. Физическая культура личности. 6

3. Содержание понятий «физкультурник», «спортсмен»,

«физическое развитие», «физическая подготовленность». 11

4. Понятие физических упражнений. 12

5. Список литературы 17

Файлы: 1 файл

ККР по физре.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Центральным системообразующим  фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.

Эмоционально-целостное  отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается  личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением знаний и творческого опыта, с проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

Выносливость, сила, быстрота, высокий уровень  функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут  быть приобретены только путем использования эффекта целенаправленного организационного процесса адаптации организма к физическим нагрузкам определенного содержания, объема и достаточной (разумной) интенсивности.

 

 

3. Содержание понятий «физкультурник», «спортсмен», «физическое развитие», «физическая подготовленность».

 

Физкультурник:

1) Тот, кто  систематически занимается физкультурой.

2) разг. Преподаватель  физкультуры.

 

Спортсмен:

Спортсмен - лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях (ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 г.).

 

Физическое  развитие:

Физическое  развитие - это процесс изменения  форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и  воспитания.

Существует  три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.

В узком смысле слова под физическим развитием  понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

Уровень физического  развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

Физическое  развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое  развитие характеризуется изменениями  трех групп показателей.

Показатели  телосложения (длина тела, масса  тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические  и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели  развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Физическая подготовленность:

Уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности; отражает результат физической подготовки.

 

 

4. Понятие физические  упражнения.

 

Физические упражнения —  это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые  направлены на реализацию задач физического  воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

 

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного  повторения.

 

Физические упражнения это основное средство физического воспитания, т.к.:

1. Физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности.

2. Физическое упражнение это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания.

3. Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность.

4. Среди всех видов педагогической деятельности, только в физическом воспитании предметом обучения является физическое упражнение.

5. Физическое упражнение удовлетворяет природную потребность человека в движении.

 

При неправильном применении, физические упражнения могут принести не пользу, а вред. Чтобы этого  избежать необходимо, при подборе  упражнений, учитывать следующие  факторы:

1. Педагогически правильное руководство занятия.

2. Учитывать индивидуальные особенности занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья и др.).

3. Учитывать особенности самих упражнений (новизна, сложность, нагрузка, эмоциональность).

4. Особенности внешних условий (погода, состояние мест занятий, качество инвентаря).

 

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием.

 

Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических  процессов, происходящих в организме  человека при выполнении данного  упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное  значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую  методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его  физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится  на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

 

 

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими  упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются  и углубляются ранее приобретенные.

Физические упражнения требуют  зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического  упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

Внутренняя структура  физического упражнения обусловлена  взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения.

Внешняя структура физического  упражнения — это его видимая  форма, которая характеризуется  соотношением пространственных, временных  и динамических (силовых) параметров движений.

 

 

Пространственные  характеристики:

Исходное положение (И.п.) - это относительно неподвижное положение  с которого начинается упражнение. И.п. создаёт наиболее благоприятные  условия для правильного выполнения упражнения. Меняя и.п. можно менять сложность упражнения.

Положение тела в пространстве - из него складывается само упражнение.

Траектория движения - криволинейная, прямолинейная, чаще всего она криволинейна.

Направление движения - существует шесть направлений: вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево. И множество промежуточных.

Амплитуда движений - это  размах, она осуществляется в различных  суставах, а значит зависит от анатомических  особенностей их строения. Амплитуда  измеряется в градусах гониометром.

 

Временные характеристики

Время выполнения всего упражнения, или его частей.

 

Пространственно-временные  характеристики:

Скорость - от скорости выполнения зависит результат. Скорость может  быть равномерной и переменной. Плюс/минус 3% считается равномерная скорость, которая является и более эффективной.

Ускорение - это изменение  скорости в единицу времени, измеряется ускорение в метры/секунды Ускорение  может быть положительным и отрицательным, то есть повышение скорости или замедление.

 

Силовые характеристики

К силовым характеристикам  относятся силы, которые действуют на спортсмена, способствуют или тормозят упражнение.

Содержание и форма  физического упражнения тесно взаимосвязаны  между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую  роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004.

2. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

 


Информация о работе Физическая культура как наука