Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:21, реферат
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние жители говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни»1. История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества. Она даёт научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества.
Введение...........................................................................................................стр. 3
Основная часть:
История физической культуры и спорта…………………................................................................стр. 4
Физическая культура, спорт, олимпийские игры……………………..........................................................стр.5 – 7
Возникновение Олимпийских игр……..…………………………………………………............стр.8
1.4. Олимпийское движение…………………………………….....стр.8-11
1.5. Олимпиада в Ванкувере. Итоги.
2.1. Заключение…………………………………………………….стр. 14
Список используемой литературы………………………………………...стр. 15
Содержание
Введение......................
Основная часть:
1.4.
Олимпийское движение…………………………
1.5. Олимпиада в Ванкувере. Итоги.
2.1. Заключение………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………...
Введение
Что изучает история
физической культуры и спорта? Каков её
предмет, какие основные понятия определяют
её как научную и учебную дисциплину?
История физической культуры
и спорта включает в себя три основных
дефиниции:
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние жители говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни»1. История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества. Она даёт научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества.
Термин физическая культура (иногда её
называют телесная культура) был впервые
употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века.
В России термин физическая культура стал
упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической
культурой тогда понимали деятельность
человека и общества, направленную на
физическое воспитание, образование и
укрепление здоровья. Физическая культура
– часть общей культуры общества; представляет
собой совокупность достижений в деле
оздоровления людей и развития их физических
способностей. Она включает систему физического
воспитания, специальные научные знания,
развитие спорта и спортивных достижений;
охватывает область общественной и личной
гигиены, гигиены труда и быта, правильного
режима труда и отдыха, использование
естественных сил природы – солнца, воды
и воздуха – в целях оздоровления и закаливания
организма. Термин спорт происходит от
латинского слова disportare – развлекаться.
Под этим термином подразумевается соревновательная
деятельность, подготовка к ней, а также
специфические отношения, нормы и достижения,
связанные с этой деятельностью. Спорт
как часть физической культуры своей специфической
направленностью дополняет и углубляет
её.2
1.1. История физической культуры и спорта
История прослеживает эволюцию физической
культуры и спорта с древнейших времён
и до наших дней. В свою очередь, история
физической культуры и спорта, используя
эти понятия в своей научной и учебной
дисциплине, составляет важную часть всей
спортивной науки. Предмет её изучения
– общие закономерности возникновения,
становления и развития физической культуры
и спорта на разных этапах существования
человеческого общества. История ФКиС
– наука, которая, исследуя и изучая прошлое,
помогает познать настоящее и в известной
мере выявить тенденции будущего развития.
Она представляет собой специфическую
отрасль исторических и педагогических
знаний. Таким образом данная наука –
основа гуманитарного образования в спортивной
науке. Составной частью предмета истории
ФКиС выступают историография и источниковедение,
степень и уровень изучения, которых определяют
её достижения как учебной дисциплины.
В процессе своего формирования предмет
истории физической культуры и спорта
впитал в себя сведения из гражданской
и военной истории, этнографии и археологии,
истории педагогики и медицины, истории
культуры. Предмет истории тесно связан
с научными дисциплинами, изучающими физическую
культуру и спорт с социологических, теоретико-
педагогических, медико-биологических
и спортивно-педагогических позиций.
История физической культуры и спорта
имеет большое воспитательное и образовательное
значение. Она призвана решать следующие
основные задачи:
1) показать с научных позиций становление,
состояние и развитие физической культуры
и спорта в разные периоды существования
человеческого общества;
2) раскрыть значение, роль и место физической
культуры и спорта в жизни общества на
разных этапах его развития;
3) способствовать формированию научного
мировоззрения, воспитанию патриотизма
и интернационализма, исторического самосознания
и критического мышления;
4) формировать любовь к благородной профессии
педагога, тренера, организатора и пропагандиста
физической культуры и спорта;
5) способствовать повышению общей педагогической
культуры, расширению умственного кругозора,
обогащению знаниями в области физической
культуры и спорта.
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.
1.2.
Физическая культура,
спорт, олимпийские
игры
Физическая культура — часть общей культуры
общества, одна из сфер социальной деятельности,
направленная на укрепление здоровья,
развитие физических способностей человека
и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики. Основные показатели
состояния физической культуры в обществе:
уровень здоровья и физического развития
людей; степень использования Физической
культуры в сфере воспитания и образования,
в производстве, быту, структуре свободного
времени; характер системы физического
воспитания, развитие массового спорта,
высшие спортивные достижения и др.
Основные элементы физической
культуры:
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»3 Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Физическая культура - неотъемлемая часть
жизни человека. Она занимает достаточно
важное место в учебе, работе людей. Занятием
физическими упражнениями играет значительную
роль в работоспособности членов общества,
именно поэтому знания и умения по физической
культуре должны закладываться в образовательных
учреждениях различных уровней поэтапно.
Немалую роль в дело воспитания и обучения
физической культуре вкладывают и высшие
учебные заведения, где в основу преподавания
должны быть положены четкие методы, способы,
которые в совокупности выстраиваются
в хорошо организованную и налаженную
методику обучения и воспитания студентов.
Физическая культура народа
является частью его истории. Ее становление,
последующее развитие тесно связано с
теми же историческими факторами, которые
воздействуют на становление и развитие
хозяйства страны, ее государственности,
политической и духовной жизни общества.
В понятие физической культуры входит,
естественно, все, что создано умом, талантом,
рукоделием народа, все, что выражает его
духовную сущность, взгляд на мир, природу,
человеческое бытие, на человеческие отношения.
Спорт — составная часть
физической культуры, а также средство
и метод физического воспитания, система
организации и проведения соревнований
по различным комплексам физических упражнений
и подготовительных учебно-тренировочных
занятий. Исторически сложился как особая
сфера выявления и унифицированного сравнения
достижений людей в определённых видах
физических упражнений, уровня их физического
развития. Спорт в широком смысле охватывает
собственно соревновательную деятельность,
специальную подготовку к ней (спортивную
тренировку), специфические социальные
отношения, возникающие в сфере этой деятельности,
её общественно значимые результаты. Социальная
ценность спорта заключается в том, что
он представляет собой фактор, наиболее
действенно стимулирующий занятия физической
культурой, способствует нравственному,
эстетическому воспитанию, удовлетворению
духовных запросов.
В сферу спорта исторически
вошли разнообразные элементы человеческой
деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую
историю, развились из самобытных физических
упражнений, форм трудовой и военной деятельности,
использовавшихся человеком в целях физического
воспитания ещё в глубокой древности —
бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей,
гребля, плавание и т. д.; часть видов современного
спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе
самого спорта и смежных сфер культуры
— игры, спортивная и художественная гимнастика,
современное пятиборье, фигурное катание
на коньках, спортивное ориентирование,
спортивный туризм и др.; технические виды
спорта— на базе развития техники: авто-,
мото-, велоспорт, авиационные виды спорта,
подводное плавание и др.
Слова древнегреческого
поэта Пиндара, написанные два тысячелетия
назад, не забыты по сей день. Не забыты
потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся
на заре цивилизации, продолжают жить
в памяти человечества. Каждые Олимпийские
игры превращались в праздник для народа,
своего рода конгресс для правителей и
философов, конкурс для скульпторов и
поэтов. Дни олимпийских торжеств – дни
всеобщего мира. Для древних эллинов игры
были инструментом мира, облегчавшим переговоры
между городами, способствовавшим взаимопонимания
и связи между государствами. Олимпиады
возвеличивали человека, ибо Олимпиады
отражали мировоззрение, краеугольным
камнем которого были культ совершенства
духа и тела, идеализация гармонично развитого
человека – мыслителя и атлета. Олимпионику
– победителю игр – соотечественники
воздавали почести, каких удостаивались
боги, в их честь создавались памятники
при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались
пиры. Олимпийский герой въезжал в родной
город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный
венком, въезжал не через обычные ворота,
а через пролом в стене, который в тот же
день заделывали, чтобы олимпийская победа
вошла в город и никогда не покидала его.4
1.3.
Возникновение Олимпийских
игр
Нет числа мифам – один прекраснее другого!5
– о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими
родоначальниками их считают богов, царей,
правителей и героев. Установлено с очевидной
бесспорностью одно: первая известная
нам Олимпиада с древности проходила в
776 г. до нашей эры.
Центром олимпийского мира
древности был священный округ Зевса в
Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении
в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке
Эллады почти триста раз устраивались
традиционные общегреческие состязания
в честь бога-громовержца. Своей поныне
сохранившейся славой Олимпия всецело
обязана Олимпийским играм, хотя проводились
они там лишь раз в четыре года и длились
считанные дни.
Во время летнего солнцестояния участники
соревнований и организаторы, паломники
и болельщики воздавали почести богам,
зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель
соревнований по бегу удостаивался почести
зажечь огонь для жертвоприношения. В
отблесках этого огня происходило соперничество
атлетов, конкурс художников, заключалось
соглашение о мире посланцами от городов
и народов. Вот почему была возобновлена
традиция зажжения огня, а позднее и доставки
его к месту проведения состязаний.
Среди олимпийских ритуалов
особой эмоциональностью окрашена церемония
зажжения огня в Олимпии и доставки его
на главную арену игр. Это одна из традиций
современного Олимпийского движения.
Впервые олимпийское пламя
вспыхнуло на Амстердамском стадионе
в первый день игр 1928 года. Это бесспорный
факт. Однако до последнего времени большинство
исследователей в области олимпийской
истории не находят подтверждения тому,
что этот огонь был доставлен, как велит
традиция, эстафетой из Олимпии. Начало
факельным эстафетам, доставлявшим огонь
из Олимпии в город летней Олимпиады, было
положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия
Олимпийских игр обогатились волнующим
зрелищем зажжения на главном олимпийском
стадионе огня от факела, пронесенного
эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный
пролог Игр в течение более четырех десятилетий.
20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь,
совершивший затем 3075 километровый путь
по дороге Греции, Болгарии, Югославии,
Венгрии, Чехословакии и Германии. А в
1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.
Международное олимпийское
движение возникло благодаря развитию
современных Олимпийских игр. Под олимпийским
движением понимают совместную деятельность
людей, осуществляемую во благо укрепления
мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания,
уважения и доверия, призванную активно
содействовать гуманистическому воспитанию
народов на основе идеалов спорта. Данные
идеалы были разработаны основателем
современных Олимпийских игр французским
педагогом и общественным деятелем Пьером
де Кубертеном и изложены им в различных
письменных документах, в том числе и в
так называемой «Оде спорту».
Олимпийским движением руководит
Международный олимпийский комитет (МОК).
Он объединяет государственные и общественные
организации, которые принимают на себя
обязательства развивать спорт и физическую
культуру на основе принципов и идеалов
олимпийского движения. Так, в современном
спорте все увереннее внедряется принцип
«фэйр плэй» — честной игры. Благодаря
развитию олимпийского движения появились
и новые соревнования, организаторы которых
руководствуются высшими идеалами спорта.
Эти состязания, так же как и Олимпийские
игры, содействуют укреплению мира между
народами. К ним в первую очередь надо
отнести Игры доброй воли (проводятся
с 1986 г.) и Всемирные юношеские игры (впервые
проведены в 1998 г. в Москве).
Первый
этап характеризуется становлением
и развитием основ олимпийского
движения, заложенных Пьером де Кубертеном,
разработкой содержания, символики
и атрибутики Олимпийских игр, развитием
авторитета спорта и укреплением
его роли в обществе, совершенствованием
материальной спортивной базы. Именно
в этот период сложилась основная символика
олимпийского движения и Олимпийских
игр. Так, по предложению Кубертена был
утвержден символ Олимпийских игр, который
представляет собой пять переплетенных
колец голубого, черного, красного (верхний
ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов.
Олимпийский символ начинают использовать
с 1913 г. В 1920 г. появляется олимпийский
девиз «Быстрее, выше, сильнее», который
вместе с символом составил олимпийскую
эмблему. Олимпийский флаг, представляющий
собой белое полотнище с изображением
олимпийской эмблемы в центре, также становится
с 1913 г. символом Олимпийских игр (впервые
он был поднят в связи с 20-лети¬ем современного
олимпийского движения). Следующий символ
Олимпийских игр — олимпийский огонь,
который был впервые зажжен на IX Олимпийских
играх 1928 г. в Амстердаме и затем на VI зимних
Олимпийских играх в 1952 г. в Осло.
В этот период отрабатывается ритуальная
часть Олимпийских игр — церемония открытия
и закрытия (с произношением клятв от имени
спортсменов с 1920 г.; зажжением Олимпийского
огня в специальной чаше на центральном
стадионе города-организатора Игр; поднятием
национальных флагов в Олимпийской деревне;
парадом участников; выносом на стадион
Олимпийского флага и передачей его по
завершении Игр представителям города,
принимающего Игры; выступлением с приветственным
словом президента МОК; открытием Игр
высшим лицом государства; награждением
победителей).
Послевоенный период становится
новым этапом истории развития современных
Олимпийских игр. Так, если в довоенный
период международное олимпийское движение
стремилось обеспечить самостоятельность
Олимпийских игр, их изоляцию от социальных
процессов, происходящих в мире, то уже
к 1980-1990 гг. проявляется активное стремление
руководителей МОК органически увязывать
большой спорт с явлениями международной
жизни. МОК начинает активно сотрудничать
с различными международными и региональными
спортивными объединениями, усиливает
взаимные контакты с государственными
и политическими деятелями различных
стран, активно взаимодействует с национальными
олимпийскими комитетами (НОК). В результате
такого бурного развития олимпийского
движения Олимпийские игры приобретают
статус грандиозного культурного явления.
Огромное влияние на развитие современного
олимпийского движения оказал выход на
международную арену спортсменов СССР,
КНР, ГДР, других стран бывшего социалистического
лагеря, которые своими исключительно
высокими спортивными достижениями еще
выше подняли престиж Олимпийских игр.
Многие достижения в развитии олимпизма
последних десятилетий связывают с именем
Хуана Антонио Самаранча, который возглавил
МОК в 1980 г. на Олимпийском конгрессе в
Москве. Став президентом МОК, Самаранч
определил основные принципы развития
олимпийского движения и Олимпийских
игр на современном историческом этапе
развития общества: — совместная работа
и тесное сотрудничество всех участников
олимпийского движения — представителей
МОК, МСФ (международные спортивные федерации
по видам спорта) и НОК;
— признание независимости и обеспечение
представительства каждой составной части
международного олимпийского движения
на Олимпийских играх и других Олимпийских
мероприятиях;
— приведение правил МОК в соответствие
с требованиями современного мира;
— расширение процесса коммерциализации
олимпийского движения;
— учет нового статуса спортсмена высшей
квалификации и одновременное признание
других форм спортивной практики, в частности,
массового спорта и спорта для всех;
— единение спорта и олимпизма с другими
сферами человеческой деятельности;
— определение четкой отрицательной позиции
по отношению к апартеиду в спорте;
— усиление борьбы с допингом;
— развитие олимпийской солидарности;
—стремление к сотрудничеству со всеми
правительственными и неправительственными
организациями, заинтересованными в развитии
спорта.
Среди выдающихся спортсменов,
вписавших наиболее яркие страницы в историю
развития международного олимпийского
движения можно назвать Ларису Латынину,
завоевавшую 9 золотых медалей по спортивной
гимнастике, Виктора Чукарина — 7 золотых
медалей в гимнастике, Николая Андрианова
— 5 золотых медалей в беге на коньках,
Евгения Гришина — 4 золотые медали в беге
на коньках, Галину Кулакову — 4 золотые
медали в лыжных гонках, Вяче¬слава Иванова
— 3 золотые медали в академической гребле,
Виталия Давыдович, Александра Рагулина,
Владислава Третьяка, Виктора Кузькина
— по 3 золотые медали в хоккее.
Удивляли спортивный мир своими феноменальными
результатами бегуны Владимир Кум и Петр
Болотников, прыгун Виктор Салеев, тяжелоатлеты
Юрий Власов и Василий Алексеев, гимнасты
Борис Шаклин, Александр Детятин, Людмила
Турищева и Наталья Кучинская, фигуристы
Ирина Роднина и Людмила Пахомова, лыжники
Любовь Козырева, Раиса Сметанина, Вячеслав
Веденин, Николай Зимятов, хоккеисты Всеволод
Бобров, Валерий Харламов, Александр Мальцев,
футболисты Лев Яшин и Эдуард Стрельцов.
Лучшим спортсменом XX века был признан
прыгун в высоту Валерий Брумель, чей мировой
рекорд (2 м 28 см) продержался более 20 лет.
Многие великие спортсмены после завершения
спортивной карьеры стали выдающимися
тренерами, государственными и общественными
деятелями.
Информация о работе Физическая культура и Олимпийское движение