Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:23, реферат
Для того чтобы разобраться в теории физической культуры (как и любой другой культуры) нужно с начала понять, что она собой представляет, когда и как зародилась, на какие виды делится и какова ее роль в общественной жизни и культуре человека. Любой современный человек не может представить свою жизнь без спорта. Мы, начиная с детского сада, постоянно сталкиваемся с практической физической культурой.
Введение…..……………………………………….………………………….…...3
Глава 1. Основные понятия физической культуры……………………..……....4
Глава 2. История развития физической культуры………………….……….......6
Глава 3. Физическая культура студентов……………..……………………..…12
Глава 4. Ценности физической культуры…………….………………………..16
Заключение.……………………………………………………………….…..….19
Список литературы……...…………………………………………...….……….22
Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на разумные жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают им в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни — «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит, прежде всего, от личных индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств и трезвой оценки своих возможностей. Успешно развить эти качества можно, прежде всего, в спортивной деятельности. Однако эффективность социализации личности в спорте во многом зависит от того, какие ценности спортивной культуры осваиваются человеком, как организован процесс спортивного воспитания.
Спорт вырос в социально значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс развития и общества, и личности. Рассматривая спорт как часть общей культуры, мы выделяем в структуре его ценностей три важнейших компонента:
- общекультурный;
- социально-психологический;
- специфический.
Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.
Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта («тренер — спортсмен», и «спортсмен — спортивный коллектив» и т.д.).
Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда.
Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания.
В целом освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта.
Однако на сегодняшний день к занятиям спортом привлечено не более 10% населения России. Тем самым не используется в полной мере ценностный потенциал спортивной культуры. В то же время тревожно звучит сигнал педагогов и социологов о демографическом кризисе, отсутствии национальной идеи в российском обществе, духовном и физическом неблагополучии страны. В связи с этими обстоятельствами перед образованием ставится задача формирования жизнеспособной личности. Жизнеспособность — это стремление человека выжить, не деградируя в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое в биологическом и социальном плане потомство, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благополучной для жизни, не деформируя и не уничтожая ее.
Это интегральное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме. В личностном контексте жизнеспособность проявляется в высоком уровне социальной активности, направленной, прежде всего, на формирование самого себя в соответствии с заданными целями личностного и профессионального самоопределения.
Список литературы
1. Ашкинази С.М., Бобров М. М., Воронов И.А. Физическая культура, обучение и здоровье: Основы самостоятельной тренировки студентов вузов: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2008. – 156с.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. – М.: Академия, 2006. – 528с.
3. Васильков А.А. Теория и методика спорта: Учебник. – М.: Феникс, 2008. – 379с.
4. Виленский М. Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: 2007.
Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 218с.
5. Федеральный закон «О
6. Холодов Ж.К. Теория и методика
физического воспитания и