Артикуляционная гимнастика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:46, доклад

Краткое описание

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 22.72 Кб (Скачать)

 

 

 

Доклад:

«Артикуляционная гимнастика»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

 ФФЖ и МК

Факультета «Журналистика»

Ларионова Татьяна Викторовна

 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной  гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Совместно с воспитателями  работу по формированию осуществляем по двум направлениям:

  • формирование кинестетической основы движения,
  • формирование кинетической основы движения.

На данном этапе коррекционной  работы эффективно использование специфических (двигательно-кинестетического, слухо-зрительно-кинестетического) методов.

Двигательно-кинестетический  метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухо-зрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухо-зрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] человека просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы  натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время  выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые  для работы мышцы. Особенно следите  за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности  темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!

Итак, приступим  к артикуляционной гимнастики.

 

Разработка  мягкого неба.

1)«Пасть льва»  – зевок с закрытым ртом.

2)«Маляр» – расслабленным  языком в виде лопатки достать  до мягкого неба и вернуться  к верхним альвеолам (основания  нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные  звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание  горла.

Разработка  нижней челюсти.

1) «Противостояние»  – нижняя челюсть давит вниз, кулаки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти  вперед – назад, вниз до  максимальной точки, круговые.

 

Разработка  щёк

1) «Полоскание»  – надувание и втягивание обеих  щек одновременно.

2) «Шарик» – перегонка  воздуха из одной щеки в  другую, затем под верхнюю губу  и под нижнюю.

3) «Шарик-2» –  напрягаем губы и щёки, пытаемся  преодолеть их сопротивление  и вытолкнуть шарик – воздух  из полости рта наружу (после  упражнения в губах должно  быть легкое покалывание).

4) «Рыбка» – втянуть  щёки в ротовую полость, нижняя  челюсть опущена, губы собраны  в рыбий рот, поработать –  смыкать и размыкать.

 

Разработка  губ.

1) «Улыбка – хоботок»  – зубы сомкнуты, улыбнуться с  напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» –  вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение»  – пожевали верхнюю и нижнюю  губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются  на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4)«Кролик» –  верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя  – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте,  что губу тянут за невидимые  ниточки.

5)«Лошадка» –  пофыркали.

6)«Бублик» –  хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны  зубы. Удерживать до 10 секунд.

 

Разработка  языка.

1) «Вертушка» –  вращать языком по кругу между  челюстями и губами с задержкой  и уколом языка то в правую  щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги»

а) «Месим тесто» –  размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» –  похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка»  – язык тянуть «иголочкой»  до противоположной стены, затем  положить «лопаточкой» на нижнюю  губу, т.е. расслабить – все  выдерживать на счет 10.

4) «Качели» –  дотянуться кончиком языка до  носа и до подбородка.

5) «Трубочка» –  сложить язык трубочкой, выдвигать  вперед-назад, затем выдувать  в трубочку воздух.

6) «Спираль» –  поворачивать язык то на один  бок, то на другой.

7) «Чашечка» –  кончик языка поднять, слегка  приподнять края языка, сначала  вынести «чашечку-язык» перед  губами, затем внести в середину  рта. Подуть на кончик носа.

8) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик»  – кончик языка к верхним  альвеолам и к нижним, затем  уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик»  – кончик языка к верхней  губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

11) «Зонтик» –  кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» –  присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» –  бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» –  пощелкать кончиком языка, как  цокают лошадки. Рот приоткрыт,  кончик языка не вытянут и  не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» –  язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» –  язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Моторчик» –  во время длительного произнесения  звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным  пальцем производить частые колебательные  движения из стороны в сторону  под языком.

18) «Ослик» –  кончик языка упирается в нижние  основания зубов, с силой произносить  звукосочетание ИЕ.

19) «Поймаем звук  Л» – во время произнесения  звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

Перед тем как  перейти к упражнениям для  дикции обязательно сделайте артикуляционную  гимнастику и разогрейте свой речевой  аппарат. Очень полезно делать артикуляционную  гимнастику по утрам (перед работой  или учебой). Уделяйте этому 5 минут  утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам обеспечен.

После артикуляционной  гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому.


Информация о работе Артикуляционная гимнастика