Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:43, реферат
Эта тема пробудила во мне интерес к вопросу «Акробатика: спорт или искусство?» и я намерена узнать ответ на этот вопрос! Но что бы узнать ответ мне нужно прочитать много литературы, энциклопедий, словарей. Таким образам я не только узнаю ответ на этот вопрос, но и узнаю много интересного и познавательного. И мне не важно спортивная ли это акробатика, парашютная ли, или цирковая - она всё равно одна единственная на свете просто «акробатика». Акробатика делает занимающихся пластичными, ловкими, сильными. Движения акробатов легки, грациозны и уверенны. Акробатика помогает строить своё тело и владеть им.
Введение …………………………………………………………………………………….3
Часть 1. История и понятие акробатики ………………………………………………4
1.1. История возникновения акробатики…………………………………………...4
1.2. Понятие акробатики…………………………………………………………. …6
Часть 2. Характеристика и виды акробатики ………...................................................7
2.1. Характеристика акробатических упражнений………………………………...7
2.2. Значение акробатических упражнений ………………………………………..9
2.3. Виды акробатики……………………………………………………………….11
2.4. Акробатика и Олимпийские игры......................................................................15
Часть 3. Заключение …………………………………………………………………….16
3.1. Анализ изучения материалов по акробатике…………………………………16
3.2. Я и акробатика………………………………………………………………….16
Вывод ………………………………………………………………………………………17
Рекомендации ……………………………………………………………………………...17
Список литературы и других источников………………………………………………..18
Приложение ………………………………………………………………………………..19
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
НПК «Шаг в будущее»
РЕФЕРАТ
на тему
«Акробатика: спорт или искусство?»
Автор работы:
Кривоногова Наталья, ученица 5а класса
МОУ Кондинская СОШ
Руководитель:
Кугаевская С. А., учитель физической культуры
МОУ Кондинская СОШ
г.п. Кондинское
2011 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Часть 1. История и понятие акробатики ………………………………………………4
1.1. История возникновения акробатики…………………………………………...
1.2. Понятие акробатики……………………………………………………
Часть
2. Характеристика и виды акробатики ………...........................
2.1. Характеристика акробатических упражнений………………………………...7
2.2. Значение акробатических упражнений ………………………………………..9
2.3. Виды акробатики……………………………………………………
2.4. Акробатика и Олимпийские игры..........................
Часть 3. Заключение …………………………………………………………………….16
3.1. Анализ изучения
материалов по акробатике………………
3.2. Я и акробатика……………………………………………………
Вывод ………………………………………………………………………………
Рекомендации ……………………………………………
Список литературы и других источников………………………………………………..
Приложение ………………………………………………………………………………
Введение
Акробатика: спорт или искусство? Почему я выбрала эту тему?
Эта тема пробудила во мне интерес к вопросу «Акробатика: спорт или искусство?» и я намерена узнать ответ на этот вопрос! Но что бы узнать ответ мне нужно прочитать много литературы, энциклопедий, словарей. Таким образам я не только узнаю ответ на этот вопрос, но и узнаю много интересного и познавательного. И мне не важно спортивная ли это акробатика, парашютная ли, или цирковая - она всё равно одна единственная на свете просто «акробатика». Акробатика делает занимающихся пластичными, ловкими, сильными. Движения акробатов легки, грациозны и уверенны. Акробатика помогает строить своё тело и владеть им.
Многие учащиеся, когда их просят нарисовать акробатов, почему-то рисуют цирковых артистов. Я с ними не согласна, потому что считаю, что акробаты – это не только циркачи, но и прекрасные спортсмены. Изучая вопрос «Акробатика: спорт или искусство?», я постараюсь дать на него твёрдый ответ.
Часть 1. История и понятие акробатики
1.1. История возникновения
В одной из песен «Одиссеи» Гомер рассказывал, как пирующих развлекали два прыгуна, которые, «соглашая со звонкою лирой прыжки … проворно скакали». Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э. Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками [рис.1], составной частью которых были акробатические упражнения.
Рис.1. Игры с быками
Акробатические упражнения с быками в
XIX в. встречались также у африканского
племени фульбе в северной Нигерии (западная
Африка), у племени мораван в южной Индии.
Такие игры с быками русский профессор
Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в
Пиринейских горах. Подобные игры с быками,
по-видимому, существовали в древности
и у народов нашей страны: до сих пор в
таджикской борьбе сохранилось название
«бычий перекат».В Древнем Риме акробатические
упражнения демонстрировали странствующие
артисты - «циркуляторы», которые наряду
с этими упражнениями показывали и другие
виды искусства: хождение по канату, дрессировку
и т. п.В 420 г. до н. э. была распространена
пляска на вертящемся гончарном круге,
сочетаемая с акробатическими упражнениями.
Некоторые богатые римляне содержали
при себе «акробатов и разного рода фокусников».
Имеются сведения об акробатах, выполнявших
различные упражнения на шесте, который
держался на лбу. Упоминается об акробатах,
которые выполняли сложные упражнения
на гибкость.
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров. Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская. Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам.
На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами. В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров. Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.
С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.
В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.
Большое влияние на развитие мировой акробатики оказали социалистические страны; начиная с 1957 г. проводятся традиционные соревнования по акробатике среди стран. Международная федерация по спортивной акробатике (ИФСА) была создана в 1973 г. Начиная с 1974 г. раз в 2 года проводятся чемпионаты мира по акробатике, а в промежуточные годы - Кубок Мира.
1.2. Понятие
акробатики
Акробатика (греч. akrobatéo — хожу на цыпочках, лезу вверх) — комплекс различных гимнастических упражнений. В толковом словаре слово "акробат" объясняется не только, как человек, занимающийся акробатикой, но и просто как ловкий, быстрый человек. В настоящее время под акробатикой понимают спортивные, и прежде всего гимнастические (одиночные и групповые) упражнения, искусство ходьбы по канату, работу на трапеции, демонстрирующие смелость и мастерское владение телом. Акробатику нельзя отождествлять только с цирковым искусством. Цирковое искусство - это собирательное понятие, включающее в себя искусство варьете, кабаре, цирка, профессиональную акробатику (партерная акробатика, трапеции, балансирование, прыжки, акробатика с першем и т. д.). Для спортивной акробатики необходимы хорошая концентрация и координация всех навыков, хорошо развитое чувство равновесия и большая физическая сила.
Так в наше время слова "акробатика" и "акробат" зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости. В школьную программу по физической культуре в раздел «Гимнастика» также включена акробатика. На уроках физкультуры мы учимся выполнять перекаты, кувырки, различные стойки, гимнастический мост и другие элементы, что позволяет нам лучше владеть своим телом и управлять им. Действительно, акробатика помогает мне развиваться физически, бороться со страхом, у меня появилась и развивается сила воли.
Часть 2. Характеристика и виды акробатики
2.1. Характеристика
акробатических упражнений
Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны. Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.
Второе направление в развитии акробатики - спортивное - связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.
Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:
Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению более сложных движений. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.
Акробатические упражнения делятся на три группы:
Далеко не все, кто смотрят соревнования по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.
Выделят также специальные группы, работающие на ковре, выполняя упражнения на велосипеде, со снарядами (лестница, стулья, шест, доска и т. д.). Специальные группы, работающие в воздухе показывают упражнения на различных трапециях, на вертикально подвешенной штанге, на канате и т. д. Исполнение (и одежда) очень напоминает варьете, а из-за большого количества групп и дисциплин оценивать упражнения по акробатике очень сложно.