Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:59, контрольная работа
Любое государство регулирует валютные отношения в той или иной мере. Как правило, государства с рыночной экономикой основной задачей такого регулирования видят, прежде всего, защиту национальной валюты и внутреннего рынка. Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты. Именно такие задачи и ставит, как уже упоминалось выше, валютное законодательство РФ.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
§1 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.........................................................................4
§2 ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ...................................................................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................16
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................
Объектом
валютного регулирования выступают
порядок и условия проведения операций
в валютах, операций и сделок с другими
платежными средствами, которые выражены
в валютах, валютными ценностями и т.д.
Методом валютного регулирования является
установление или изменение соотношения
спроса и предложения валют на рынках.
Предметом валютного регулирования могут
быть купля-продажа иностранных валют
на внутреннем рынке страны; расчеты между
резидентами и нерезидентами в национальной
и иностранной валюте; трансфертные перемещения
реальных или финансовых ресурсов; сроки
расчетов по текущим валютным операциям;
обязанность и размеры продажи экспортной
выручки в иностранной валюте на внутреннем
рынке или Центральному банку; количество
иностранной валюты и сроки ее нахождения
в собственности юридических лиц-резидентов;
размер ввоза и вывоза банкнот и монет
валют.
Сюда же относятся и количество и виды перемещаемых через границу товаров; размер импортных и (или) экспортных пошлин; размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных государствах резидентами, а на экономической территории страны - нерезидентами; размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты, процентные ставки Центрального банка).
Субъекты валютного регулирования - резиденты (юридические и (или) физические лица); нерезиденты (юридические и (или) физические лица); эмиссионные (центральные) банки; исполнительные органы, регулирующие объемы внутренних и внешних заимствований; девизные (уполномоченные) банки; экспортеры и импортеры; инвесторы (резиденты и (или) нерезиденты).
Способы
валютного регулирования можно
разделить на два основных вида:
принудительно-властные, или административные
(императивные), направленные на обязывание
субъектов к исполнению определенных
действий или к отказу от них; экономические
(диспозитивные), при которых субъекты
самостоятельно принимают решения, свободно
выбирают способ и условия своего участия
в сделке или операции.
§2 ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
Валютный контроль - это комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых на основании закона специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками) и направленных на совершение валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также на выявление, предупреждение и пресечение нарушений данного порядка.
Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:
Реализация принципа неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов состоит в том, что в соответствии с законодательством валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех, к которым применяются меры регулирования.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет, что ограничения в валютном регулировании носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения вызвавших их обстоятельств.
Выполнение принципа обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов гарантируется пунктом 6 статьи 4 названного выше Закона, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, органов валютного регулирования и валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством, органами и агентами валютного контроля. Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" органы валютного контроля - Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством.
Основными
направлениями валютного
а) определение соответствия проводимых
валютных операций действующему законодательству
и наличия необходимых для них лицензий
и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств
в иностранной валюте перед государством,
а также обязательств по продаже иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в
иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета
и отчетности по валютным операциям, а
также по операциям нерезидентов в валюте
Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Валютное законодательство исходит из того, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (ч. 1 ст. 22 Закона).
Законодатель не относит Правительство РФ к органам валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с другим органом валютного контроля — Центральным банком РФ. Наряду с этим Правительство РФ обеспечивает взаимодействие с Центральным банком РФ не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов, выступающих в качестве агентов валютного контроля (ч. 6 ст. 22 Закона).
В ч. 2 ст. 22 Закона определен субъектный состав правоотношений по валютному контролю в части контролирующих органов, наделенных соответствующими властными полномочиями. Органами валютного контроля названы Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Допускается, что Правительство РФ может наделить полномочиями органа валютного контроля сразу несколько федеральных органов исполнительной власти.
При этом контрольные полномочия между указанными органами разделены таким образом, что Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за валютными операциями иных резидентов и нерезидентов.
В самом Законе в качестве органа валютного контроля непосредственно назван только Центральный банк РФ. Другой федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — получил полномочия по осуществлению валютного контроля опосредованно — через принятие Правительством РФ решения о наделении его статусом органа валютного контроля.
Соответствующее
решение было облечено в форму постановления
ПравительстваРФ (
Федеральная таможенная служба, и Федеральная налоговая служба являются государственными органами, осуществляющими в пределах своих полномочий функции агентов валютного контроля (п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459; п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506).
К агентам валютного контроля относятся: уполномоченные банки, подотчетные Банку России; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;
Федеральная
таможенная служба и ее территориальные
органы;
территориальные органы Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора;
территориальные органы ФНС России в пределах
компетенции налоговых органов.
Как
орган валютного контроля Банк России
контролирует проведение кредитными организациями
и валютными биржами валютных
операций.
Контроль над валютными операциями других
участников валютных операций осуществляют
в пределах своей компетенции иные органы
и агенты валютного контроля.
Правовое положение уполномоченных банков в валютных операциях имеет особенности: совершая валютные операции со своими клиентами, уполномоченные банки выступают не только как гражданско-правовые субъекты, но и как субъекты, наделенные властными полномочиями.
Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" к профессиональным участникам рынка ценных бумаг отнесены брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг.
Предусматривается особый порядок контроля над валютными операциями, которые проводят кредитные организации и валютные биржи, и этот контроль относится к компетенции Центрального банка. Устанавливая это, Закон "О рынке ценных бумаг" тем самым усиливает особый статус Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора, определенный Законом о Банке России.
Контроль Центрального банка над осуществлением валютных операций валютными биржами корреспондирует статье 1 Закона "О рынке ценных бумаг", устанавливающей, что валютные биржи организуют биржевые торги иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Банком России. Таким образом, речь идет о контроле Центробанка над выполнением собственных нормативных актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы валютного права объективно выражают сущность валютного регулирования, а также его характерные черты. Принципы образуют основу валютного регулирования. В механизме валютного регулирования находятся следующие принципы: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
В
этой связи можно сказать, что валютное
право — это комплексный правовой институт,
включающий в себя правовые нормы, регламентирующие
общественные отношения, связанные с осуществлением
валютных операций (сделок) между субъектами
валютных отношений (резидентами и
Валютное регулирование и валютный контроль направлены на формирование фондов денежных средств(валютных средств) государства, соблюдение валютного законодательства, а также обеспечение денежного обращения.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты
Специальная литература