Субъекты финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но противопоставлять данные понятия нельзя. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоотношения.

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и муниципальными образованиями в финансовые правоотношения, отличающиеся от других своей спецификой.

Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения. Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказания дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Среди физических лиц - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйств. Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе была рассмотрена тема «Субъекты финансового права», в которой были раскрыты:

  1. понятия субъектов финансового права;
  2. понятия признаков субъектов финансового права;
  3. рассмотрены виды субъектов финансового права.  

В ходе написания данной работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы.

  1. Субъекты финансового права нужно отличать от субъектов финансового правоотношения, являющегося реальным участником конкретных правоотношений.
  2. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм независимо от участия в конкретных правоотношения.
  3. Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы:
  4. публичные субъекты финансового права;
  5. коллективные субъекты финансового права;
  6. индивидуальные субъекты финансового права.
  7. Субъектами финансового права также являются и отдельные граждане, физические лица. Наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранцы.
  8. Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и в качестве субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом в отношении:
  9. материальных и процессуальных бюджетных прав;
  10. установления федеральных налогов и сборов;
  11. взимания налогов;
  12. возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы;
  13. государственного кредита;
  14. денежной эмиссии;
  15. валютного регулирования.
  16. Помимо Российской Федерации и субъектов РФ в качестве субъектов финансового права в классификационный ряд «общественно-территориальные образования» включаются муниципальные образования. Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав:
  17. формирования и исполнения местного бюджета;
  18. установления местных налогов и сборов;
  19. выпуска муниципальных займов, а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав.
  20. Под коллективными субъектами финансового права,  понимают организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как единое целое.

Индивидуальными субъектами являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лиц. Индивидуальные субъекты помимо налоговых отношений, могут вступать в  правоотношения по кредитованию, страхованию и другим поводам, например, в связи с внесением добровольных взносов и пожертвований и т.п. Среди субъектов финансового права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

 

 

 

 

Задача.

Счетная палата РФ по собственной инициативе приняла решение о проведении финансовой проверки Центра российско-французского партнерства. В результате проверки Счетная палата РФ обнаружила, что Центр незаконно получил из бюджета более 6 млн. долл. В связи с этим Счетная палата РФ дала предписание приостановить все виды финансовых платежных и расчетных операций по счетам Центра.

Правомерно ли решение Счетной палаты?

 

В данном случае решение Счетной палаты неправомерно, так как ст. 24 ФЗ «О Счетной палате РФ» гласит, что: «При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания». То есть, в данном случае (обнаружение незаконного получения из бюджета более 6 млн. долл.), Счетная палата могла дать только предписание, обязательное для исполнения.

Решение Счетной палаты о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам Центра российско-французского партнерства могло было бы быть выдано (по согласованию с Государственной Думой) только при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты, что следует из статьи 24 ФЗ «О Счетной палате РФ»: «При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций».

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ. – 03.08.1998. - №31. – Ст. 3823.

2. Федеральный закон от 11 января 1995 г. «4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (по сост. на 29.12.2010) // СЗ РФ. – 16.01.1995. – №3 - Ст. 167.

3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. - 2001. - №38. Ст. 4746.

4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» //СЗ РФ. - 2002. - №48. - Ст. 4746.

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - №31. Ст. 4006.

6. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 811 «О финансировании Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» // СЗ РФ. - 2000. - №44. - Ст. 4388.

7. Древаль, Л. Н.О классификации субъектов финансового права // Закон и право. - 2007. - № 9. - С. 90-91.

8. Древаль Л.Н. Субъекты Российского финансового права. – М.: Юриспруденция, 2008 - 288 с.

9. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М.: Норма, 2008. - 720 с

10. Мелихова Л.В. Финансовое право. – М.: КЦ Маркетинг, 2009. – 236 с.

11. Финансовое право России: альбом схем. Под ред. Козырина А.Н. - М.: ЦППИ, 2007. - 324 с

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Субъекты финансового права