Система налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания контрольной работы является определение понятия бюджета, рассмотрении бюджетного дефицита и профицита, а также в подробном изучении сбалансированности бюджета .
В соответствии с целью контрольной работы мы можем выделить ряд задач:
1. дать определение и раскрыть понятие бюджета;
2. описать сущность бюджетного дефицита и профицита;
3. рассмотреть сбалансированность бюджета.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСИВОЕ ЯНА.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.7

Созданный в начале 2000-х  в России профицит федерального бюджета  при дефиците консолидированного бюджета  страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его  ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.8

 

3. Сбалансированность  бюджета: понятие и условия

Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета  позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета  достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.9

В ходе исполнения бюджета  сбалансированность достигается с  помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

В бывшем СССР бюджетная  система которого строилась на принципах  единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно  союзный центр. Такой порядок  достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном  кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной  системы. Его претворение в жизнь  позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных  потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.10

В настоящее время  сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема дефицитного  бюджета не является столь смертельной  для экономики страны, так как  на современном этапе в мировой  практике нет почти ни одного государства  не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую.

На основании  изученного, можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит- это превышение расходной части бюджета над доходной. Бюджетный профицит- это превышение доходной части бюджета над расходной.

Надеюсь, нам удалось охватить все существенные моменты, присущие дефициту и профициту. При этом надо отметить, что в данной контрольной работе остались не рассмотренными более глубокие особенности присущие дефициту и профициту. Тема контрольной работы широка и продолжает развиваться. И только ограничение по объему, необходимому для работы, заставляют нас остановиться на этом уровне написания контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Интернет-ресурс: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.
  2. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 42, 2010.
  3. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 64, 2011.
  4. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2009.
  5. Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. — М., Феникс, 2010.
  6. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. — М., Юнити, 2011.
  7. Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2012
  8. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт, 2010
  9. Финансовые проблемы бюджета 2003 // Финансы, № 27, 2012.

1 Интернет-ресурс: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации

2 Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 42, 2010.

3 Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 64, 2011.

4 Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2009.

5 Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. — М., Феникс, 2010.

6 Поляк Г.Б. Бюджетная система России. — М., Юнити, 2011

7 Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2012

8 Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт, 2010

9 Финансовые проблемы бюджета 2003 // Финансы, № 27, 2012.

10 Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 64, 2011.


Информация о работе Система налогов