Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:34, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть основные фигурирующие понятия понятие и правовые основы денежной системы РФ.
Задачами работы будут: дать общую характеристику денежной системы РФ; раскрыть ее правовые основы, охарактеризовать нормативно правовую базу, регулирующую денежную систему РФ.
Введение…………………………………………………………….3
1. Правовое регулирование денежной системы России…………4
Заключение………………………………………………………....23
2. Задача…………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………..27
Из-за слабости правовых основ бюджетного контроля, связанной с отсутствием развитых механизмов взаимодействия, координации и (в необходимых случаях) прямого контроля органов государственной власти вышестоящего уровня бюджетной системы по отношению к нижестоящим, возникает замкнутость контроля по уровням бюджетной системы. Чтобы это преодолеть, требуются дальнейшие меры по совершенствованию бюджетного законодательства, которые должны не только оптимизировать механизм осуществления бюджетного контроля, но и придать ему качество динамической системы, отражающей многоуровневый характер бюджетной системы страны и одновременно обеспечивающей целостность и единство государственных финансов в достижении задач государственного развития.
Основным документом, регламентирующим налоговый контроль, служит Налоговый кодекс (НК) РФ. Законодательство по налоговому контролю – наиболее динамичная подотрасль финансово-контрольного законодательства. Нормы налогового законодательства регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумуляции денежных средств публичными субъектами (государственными налоговыми органами) в виде налогов и в процессе контроля за их сбором.
Будучи разновидностью финансово - правовых норм, налоговые нормы носят императивный характер, то есть выражены в категорической форме, не допускающей изменения условий, порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций. Однако в некоторых случаях налоговое законодательство предоставляет субъектам налоговых правоотношений возможность выбора своего поведения, хотя таких норм значительно меньше и они являются, скорее, исключением.
Налоговые нормы различны по своему юридическому содержанию и подразделяются по способу воздействия на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.
Налоговый контроль представляет собой одну из форм контроля налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками и иными обязанными лицами, проводимого в порядке и на условиях, определяемых федеральным законодательством. При этом НК РФ детально регламентирует отношения по поводу осуществления налоговыми органами налогового контроля.
В главе 14 НК РФ регламентируется порядок проведения налоговых проверок, в ходе которых возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.
Согласно ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений и месту жительства физического лица.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика не зависит от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Согласно ст. 87, 88 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
При назначении выездной налоговой проверки учитываются ограничения, установленные в ст. 87 и 89 НК РФ:
выездной налоговой проверкой могут быть охвачены лишь три календарных года, непосредственно предшествующие году проверки;
налоговые органы не вправе в течение одного календарного года проводить две выездные проверки и более по одним и тем же налогам и за один и тот же период;
выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев.
Непосредственно после окончания проверки составляется справка об окончании выездной налоговой проверки, в которой указываются предмет проведенной проверки и сроки ее проведения.
В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ возражения по результатам проверки могут быть поданы налогоплательщиком в течение двухнедельного срока со дня получения экземпляра акта проверки.
Однако НК РФ и действующее законодательство не содержат определения понятия «налоговый контроль», а только рассматривает его виды, конкретно камеральную и выездную налоговые проверки.
Правовые основы таможенного контроля закреплены в Таможенном кодексе (ТК) РФ и многочисленных принимаемых в развитие Кодекса нормативных правовых актах. Особое место в механизме правового регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и соглашения – двусторонние и многосторонние. В последнее время заметно усилилась активность Таможенного союза по развитию системы таможенного контроля государств – членов Таможенного союза.
Реформирование политической, экономической и социальной сфер, проводимое в России с 1990-х гг., потребовало создания совершенно новой правовой базы, в том числе для внешнеторговой деятельности. В 1993 г. была сделана первая попытка упорядочения российского законодательства в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенный кодекс, утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 18.06.93 г. № 5221-1, стал рамочным документом, потребовавшим решения вопросов регулирования таможенной деятельности на уровне Правительства РФ и ГТК России. В результате практически весь инструментарий таможенного дела оказался прописанным в правительственных и ведомственных нормативных актах.
ТК РФ, утвержденный Федеральным законом от 28.05.03 г. № 61-ФЗ, – это нормативный акт максимально прямого, безотсылочного действия. Возможности Правительства РФ и Федеральной таможенной службы России по принятию дополнительных нормативных актов сокращены до минимума, но предусмотрена возможность оперативного изменения механизмов таможенного регулирования под изменяющиеся реалии внешнеторгового оборота. На основании ст. 5 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, издает документы в пределах своей компетенции в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ. Иными словами, возможности по принятию дополнительных актов строго ограничены.
Центральный банк РФ согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» считается основным органом валютного регулирования в стране. Банковские операции с иностранной валютой разделяются по степени нарастания их сложности и рискованности на:
ведение валютных счетов клиентуры;
неторговые операции (операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка);
установление корреспондентских отношений с иностранными банками;
операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;
операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем рынке;
кредитные операции по привлечению и размещению валютных средств внутри РФ;
кредитные операции на международных денежных рынках;
валютные (депозитные и конверсионные) операции на международных денежных рынках.
Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, являются агентами валютного контроля.
Центральный банк РФ и уполномоченные банки и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ:
проводят проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивают и получают документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
выдают предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
применяют установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Учреждения банков осуществляют превентивный и последующий контроль за выполнением предприятиями и организациями всех требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Что касается страхового контроля, то общего нормативного документа, в котором давалось бы определение понятия «страховой контроль», пока нет. Глава IV Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет сущность государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела.
В нормативных документах по видам контроля данное понятие также не рассматривается. В постановлениях Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования РФ законодательно устанавливается методика проверки предприятий отделениями вышеуказанных фондов.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет сущность аудиторской деятельности, а также вводит понятие «обязательный аудит». Кроме того, в Законе прописаны виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками, правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения, определены процедура аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедура лицензирования – на право аудиторской деятельности.
Заключение
Основными приоритетами современной денежно-кредитной политики в ближайшие годы являются: снижение инфляции до 4- 6% в год, улучшение структуры денежной массы, сокращение до минимума неденежных расчетов. Эффективное управление государственными финансовыми резервами и резервными фондами, укрепление платежной дисциплины, создание конкурентоспособной банковской системы в условиях глобализации финансов, обеспечение внешней конвертируемости рубля. Сокращение государственного долга и внешних заимствований компаний, находящихся под контролем государства, легализация налично-денежных расчетов и платежей, дальнейшее развитие системы государственного страхования вкладов населения в коммерческих банках и распространение этой системы на добровольное пенсионное страхование в негосударственных пенсионных фондах.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России контролирует объем и структуру денежной массы в обращении, используя специальные показатели, характеризующие процесс ее формирования.
Одним из таких показателей является денежная база, включающая:
1)наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; 2) средства в фонде обязательных резервов;
3) средства корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.
Кроме денежной базы Банк России использует такие показатели, как состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары, затраты на обслуживание государственного долга и т.д.
Важнейшие инструменты денежно-кредитного регулирования в мировой финансовой практике выступают: процентные ставки, ставка рефинансирования, официальная учетная (переучетная) ставка, ломбардная ставка, обязательные банковские резервы, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование банков, установление ориентиров роста денежной массы.
Прямые количественные ограничения в целях проведения денежно-кредитной политики устанавливаются Банком России только после консультаций с Правительством РФ. Такие ограничения могут быть связаны, например:
с прямым регулированием кредитных и иных инвестиционных операций (т.е. с рационированием кредита);
прямым регулированием норм доходности банковских операций (т.е. с регламентацией пределов кредитных и депозитных ставок);
ограничением операций по ввозу-вывозу капитала;
ограничениями по валютным операциям.
Могут применяться и другие прямые количественные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной.
Подводя итог вышесказанному можно констатировать, что нормативная база по финансовому контролю развивается большими шагами, в течение небольшого отрезка времени произошли перемены. Но опыт свидетельствует о необходимости ее развития и совершенствования.
Задача
Предельный дефицит бюджета на 2006 год был установлен в сумме 88,5 трн руб. Какие меры предусмотрены для нормального функционирования бюджетов, своевременного финансирования намеченных расходов в условиях бюджетного дефицита?
Информация о работе Првовое регулирование денежной системы РФ