Предмет и понятие финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3.
1. Понятие финансового права…………………………………………4.
2. Предмет финансового права…………………………………………7.
3. Методы финансового права………………………………………….8.
4.Принципы финансового права……………………………………….13.
Заключение……………………………………………………………...16.
Список использованной литературы……………………………….….17.

Файлы: 1 файл

Финансовое право Стецкая Т.С. 2ВЗ45.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов  к их исполнению. Отсюда, обязывание - характерная черта финансово-правового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода. Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется, прежде всего, обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права. Во-вторых, метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному).

Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве  случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и  обязанности, определять в известных  приделах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, получении бюджетных средств и т.д. Это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами "связаны" в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов.

Например, налоговый орган  при осуществлении финансового  контроля дает властные предписания, однако его свобода воли в этом случае практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования такого рода предписаниям. Следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые "вкрапления".

Например, в процессе финансово-правого регулирования  используется преобразованные формы  договорных отношений, допускается  некоторая инициативность субъектов и т.д. Конкретно это проявляется в финансовых правоотношениях по предоставлению налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 67 НК РФ) и т.д.

Здесь право установления налоговой обязанности и определения  ее содержания в рамках закона предоставлено финансовым органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так из ст. 63 и 65 НК РФ следует, что финансовый орган самостоятельно решает вопрос о сроке предоставления налогового кредита, порядке погашения суммы задолженности и начисленных процентов. Однако все это делается в рамках, установленных Налоговым кодексом РФ. Кроме вышеотмеченного, метод властных предписаний может быть охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов.

Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях  имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д. Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права.

Юридическое неравенство  имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей.

Или же она реализует  свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения.

Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методом рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ.

Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения "пересекающихся" вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор. Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие – нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Принципы финансового права

Одним из неоднозначных  вопросов общей части финансового  права в настоящее время следует  признать проблему принципов этой отрасли  права.

В юридической науке под принципами принято закрепление в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие во многих случаях высшим критерием правомерности поведения участников регулируемых правоотношений.

В финансово-правовой литературе превалирующей в настоящее время  является позиция, согласно которой основными (главными) принципами финансового права называют:

- законность;

- гласность;

- финансовый федерализм;

- плановость;

Принцип законности находит свое непосредственное выражение в том, что вся финансовая деятельность государства регламентируется нормами финансового права. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности проявляется в открытом (гласном) характере финансовой деятельности. В процессе функционирования финансовой системы до сведения населения доводится содержание большинства проектов финансово-правовых актов, отчетов о выполнении бюджетов, результатов проверок финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма реализуется через разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере финансов.

Принцип плановости выражается в том, что финансовая деятельность основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций.

Однако такой подход к решению вопроса о принципах  финансового права даже в самом  первом приближении не может не вызывать серьезных возражений. Очевидно, что  указанные принципы являются, скорее, социально-правовыми, общими для всех российских отраслей права.

В свою очередь, принцип  плановости реализуется в рамках финансового права, но выло бы излишней вольностью относить его к принципам  всего финансового права. Поэтому  следует учитывать, что каждая из структурных составляющих особенной части финансового права (бюджетное, налоговое, валютное право), которые при преобладающем в настоящее время подходе рассматриваются как его подотрасли, имеет свои, самостоятельные принципы отраслевого характера.

Например, к основным (базовым) принципам бюджетного права относятся, в частности, следующие принципы:

-надлежащей правовой  формы бюджетов;

-единства бюджетной  системы Российской Федерации;

-разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской Федерации;

-самостоятельности бюджетов;

-полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

-сбалансированности  бюджета;

-эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

-общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов;

-гласности бюджетной  деятельности;

-достоверности бюджета;

-адресности и целевого  характера бюджетных средств.

Принципами, определяющими специфику налогового права,являются:

-всеобщность и равенство  налогообложения;

-справедливость налогообложения;

-взимание налогов  в публичных целях;

-установление налогов  и сборов в должной правовой  процедуре;

-экономическое основание  налогов (сборов);

-презумпция толкования  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

-определенность налоговой  обязанности;

-единство экономического  пространства Российской Федерации  и единство налоговой политики;

-единство системы  налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нестабильность и противоречивость социально - экономических и политических процессов в современной России негативно отражаются на формировании финансового права и эффективности его применения. Современному финансовому праву свойственна нестабильность, недостаточная четкость некоторых положений, наличие проблем, нередко несогласованность с нормами других отраслей права.

Нестабильность и противоречивость социально экономических и политических прочесов в Современной России негативно  отражается на формировании финансового права и эффективности его применения. Современному финансовому праву свойственна нестабильность, нередко несогласованность с нормами других отраслей права, недостаточная четкость некоторых положений, наличие проблем.

И, тем не менее, российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом отражает новое условие жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала страны, в укреплении ее финансовой системы.

Однако представляется, что последняя точка в научной  дискуссии о месте и значении финансового права еще не поставлена, что обусловлено очевидным перерождением  финансового права в условиях перехода к рыночным отношениям. Преобразования российской государственности и реформирование экономики произошло адекватное этим процессам «семимильное», бурное развитие налогового, валютного и банковского права; продолжается формирование и становление банковской, денежной и налоговой системы страны. Конечно же, эти процессы ставят перед финансово-правовой наукой новые задачи, финансово-правовая доктрина должна быть приведена в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Подлежит уточнению и предмет, и границы публичных и частичных отношений в финансовом праве.

Используемая  литература

 

  1. Воронов Л. К., Давыдова Л. А. и др. "Финансовое право" М., 2008г.
  2. Российское право, учебник для вузов, Кашанина Т.В., Кашанин А.В., м, 2006г
  3. Финансы: Учебник / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2009г.
  4. Грачева Е.Ю. Финансовое право. /Учебное пособие для среднего профессионального образования/ М.: Юрист, 2005. – 367с.
  5. Финансовое право. Учебник. М.: Юристъ, 2009. – 733с. Сперанский М.М.

 

 

 

 




Информация о работе Предмет и понятие финансового права