Правовой статус лиц, содействующих налоговому администрированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:53, контрольная работа

Краткое описание

В моей контрольной работе «Правовой статус лиц, содействующих налоговому администрированию» проанализировано правовое положение лиц, участвующих в осуществлении процесса налогового администрирования.
Под лицами, содействующими налоговому администрированию, понимаются физические лица и организации, которые оказывают какое-либо содействие деятельности государственным органам, осуществляющим налоговое администрирование. Таковыми лицами, по мнению Кучерова И.И. являются «органы регистрации, банки, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели»1.

Файлы: 1 файл

правовой статус лиц.docx

— 47.76 Кб (Скачать)

Введение.

     В моей контрольной работе «Правовой  статус лиц, содействующих налоговому администрированию» проанализировано правовое положение лиц, участвующих  в осуществлении процесса налогового администрирования.

     Под лицами, содействующими налоговому администрированию, понимаются физические лица и организации, которые оказывают какое-либо содействие деятельности государственным органам, осуществляющим налоговое администрирование. Таковыми лицами, по  мнению Кучерова И.И. являются «органы регистрации, банки, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели»1.

     Анализу правового статуса приведенных  субъектов налогового администрирования  и посвящено содержание настоящей  работы. Внимание здесь уделяется  по большей части их правам, обязанностям и гарантиям, предоставляемых указанным лицам при их участии в налоговом администрировании.

     В отличие от административного производства свидетели, понятые, эксперты, специалисты  и переводчики не участвуют в  производстве налогом, как в таковом, они  привлекаются в выездных налоговых  проверках. Эти правовые институты являются важным элементом налогового администрирования, их содействие налоговым органам играет важную роль в контроле (надзоре) за законностью деятельности налогоплательщиков и укреплению правосудия налогового производства в целом.

     Работа  написана на основе налогового законодательства (Налоговый Кодекс РФ), учебной литературы, различных интернет-источников, что позволило собрать необходимое количество информации по данному вопросу.

  1. Органы регистрации.

     К органам регистрации относятся  органы, которые осуществляют регистрацию  организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц  по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и регистрацию недвижимого  имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения  и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы; органы осуществляющие учет и регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности связанной с пользованием этими ресурсами2 .Кроме того, к ним относятся организации и уполномоченные лица, связанные с проведением налогового контроля за расходами физических лиц. Это органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств; лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами; уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках3.

     Основной  обязанностью органов регистрации является предоставление налоговым органам информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля. Так, органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.

     Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый  орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в  качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства  о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия. В таком  же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным  детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам  о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.

     Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию  актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц  в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после  регистрации указанных лиц или  фактов.

     Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию  недвижимого имущества, являющегося  объектом налогообложения, обязаны  сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе  или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в  налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после  регистрации имущества.

     Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию  пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими  ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

     Органы  опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные  учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством  осуществляют опеку, попечительство или  управление имуществом подопечного, обязаны  сообщать об установлении опеки над  физическими лицами, признанными  судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом  в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

     Органы (учреждения), уполномоченные совершать  нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны  сообщать о нотариальном удостоверении  права на наследство и договоров  дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения4.

  1. Банки, как организации, оказывающие содействие государственным органам, осуществляющим налоговое администрирование.

     Под банками понимаются коммерческие банки  и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка  РФ. На основании определения следует сделать вывод, что налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная организация», «небанковская кредитная организация»5. Это следует принимать во внимание, определяя круг субъектов, содействующих налоговому администрированию.

     Банки фактически обязаны контролировать постановку налогоплательщиков на учет в налоговых органах, так как  могут открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими соответствующего свидетельства. Банки также обязаны  сообщать об открытии или закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговый орган  по месту их учета в пятидневный  срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

     Кроме того, банки обязаны выдавать налоговым  органам справки по операциям  и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней с момента получения соответствующего мотивированного запроса6. Справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств должны быть предоставлены банком налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей)7.

  1. Эксперты.

     Экспертами  признаются лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве, технике  или ремесле, которые необходимы для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля8.

     Вопросы, поставленные перед экспертом, и  его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта9. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе, что относится к гарантиям эксперта.

     К обязанностям эксперта, привлекаемого органами, осуществляющими налоговое администрирование, относятся обязанности:

  1. провести полное и беспристрастное исследование представленных ему объектов и материалов дела и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
  2. дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
  3. дать показания в случае открытия делопроизводства, в связи с обнаружением правонарушений, связанным с проведенным исследованием и данным заключением;

     4) при наличии достаточных оснований для отказа от производства экспертизы сообщить об этом органу или лицу, назначившему экспертизу;

     5) не разглашать сведения об обстоятельствах дела или иные сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы, не сообщать кому-либо результаты проведенной экспертизы, кроме органа или лица, назначившего экспертизу;

     6) обеспечить сохранность представленных объектов и материалов дела.10

     К правам эксперта, привлекаемого органами, осуществляющими налоговое администрирование, относится: 
 

     
  1. право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии;

     2) вносить предложения органу или лицу, назначившему экспертизу, по постановке вопросов на разрешение экспертизы;

     3) требовать представления дополнительных материалов и объектов, необходимых для дачи заключения и т.д.

  1. отказаться от производства экспертизы в случаях:

         а)  нарушения процессуального  порядка назначения экспертизы, которое  существенно затрудняет или делает невозможным ее проведение;

         б)   выхода поставленных вопросов за пределы компетенции (специальных  познаний) эксперта. Под выходом  за пределы компетенции понимается:

         - вторжение в другую область знаний; вторжение в область права;

         - подмена специальных исследований ознакомлением и оценкой совокупности доказательств, собранных по делу;

         в) недостаточности  объектов исследования и материалов дела для да­чи заключения при отказе в их дополнении;

         г)  отсутствия условий, методических средств и оборудования, необ­ходимых для проведения исследования и дачи заключения.

     Эксперт не вправе:

  1. вступать в личные контакты с участниками процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы, ставящие под сомнение его неза­интересованность в исходе дела;
  2. уничтожать объекты экспертного исследования либо изменять их свойства (делать записи на документах и предметах, разрезать докумен­ты, вносить исправления в регистры учета и др.) без письменного раз­решения органа или лица, назначившего экспертизу.

     Следует различать права и обязанности (т.е. правовой статус) эксперта и специалиста, поскольку это все-таки различные лица.

  1. Специалисты

     Специалист - это независимое, компетентное, незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями, в использовании которых возникла необходимость при производстве по делу, действующее под руководством органа(налогового), ведущего процесс, или защитника и оказывающее им научно-техническую и консультационную помощь.

     К правам специалиста в делопроизводстве (налоговом) относятся права:

1) отказаться  от участия в производстве  по делу, если он не обладает  соответствующими специальными  знаниями;

2) заявить  самоотвод при наличии к тому  иных оснований;

3) задавать  вопросы участникам следственного  действия с разрешения должностного  лица, привлекшего эксперта

4) получать  вознаграждение за выполнение  своих процессуальных обязанностей  и т.д.

     К обязанностям специалиста относятся:

1) дать  заключение по поставленным перед  ним вопросам, входящим в его  компетенцию;

2) применять  свои специальные познания и  навыки для оказания содействия  органам, осуществляющим налоговое  администрирование;

3) давать  правдивые показания;

4) заявлять  самоотвод при наличии указанных  в законе оснований;

5) не разглашать данные по делу, если он был заранее об этом предупрежден;

6) давать пояснения по ходу своих действий"11.

     Таким образом, мы видим, что правовое положение  специалиста, участвующего в осуществлении  налогового администрирования, отличается от статуса эксперта.

Информация о работе Правовой статус лиц, содействующих налоговому администрированию