Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:44, контрольная работа
Целью работы является характеристика и изучения безналичных расчетов в России и связанных с их организацией проблем.
Работа состоит из трех разделов. Первый раздел содержит основные понятия и положения, связанные с проведением безналичных расчётов в России, характеризует основные принципы их организации. Второй разделе рассматриваются основные формы безналичных расчётов. Задача третьего раздела – освещение основных направлений совершенствования безналичных расчётов в России.
Введение..............................................................................................................3
1. Понятие безналичных расчётов. Принципы их организации в России. 4
1.1. Основные понятия и положения................................................................4
1.2. Деньги безналичного оборота....................................................................6
1.3. Принципы организации безналичных расчётов.......................................7
2. Характеристика основных форм безналичных расчётов..........................12
2.1. Переводы....................................................................................................12
2.1.1. Расчёты платежными поручениями......................................................13
2.1.2. Расчёты платежными требованиями-поручениями............................16
2.1.3. Расчёты чеками.......................................................................................17
2.1.4. Вексель.....................................................................................................18
2.1.5. Инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств....................................................................................................................20
2.2. Расчёты аккредитивами.............................................................................22
2.3. Инкассо.......................................................................................................24
2.4. Клиринг.......................................................................................................25
3. Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях..........................................................................................28
Заключение........................................................................................................35
Список использованных источников..............................................................36
2.3. Инкассо
Инкассо – банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения.
Унифицированные правила по инкассо (УСИ) разработаны Международной Торговой Палатой (МТП), Париж. С 1996 г. действуют УПИ в редакции 1995 г., публикация МТП № 522.
Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются финансовые и коммерческие документы.
Банк, принимая документы на инкассо, обязан переслать их в банк, обслуживающий плательщика, т.е. исполняющий банк, взыскать с него средства и перечислить на расчётный счет поставщика.
Особенностью российской практики является возможность отправления банком документов, принятых на инкассо, как при наличие между банками корреспондентских отношений, т.е. в порядке, принятом мировой практикой, так и при их отсутствии.
Банк плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и осуществляет оплату только после получения от него предварительного акцепта в той или иной форме.
2.4. Клиринг
Клиринг – представляет собой способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.
Сущность зачета взаимных требований заключается в том, что равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются только на разницу.
Экономической основой клиринга является высокий уровень специализации и кооперации хозяйствующих субъектов и обусловленные ими широкие взаимопоставки.
Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку платежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Как следствие — упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.
Зачеты взаимной задолженности могут проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые.
По времени проведения они бывают разовые (единовременные) и постоянные. Последние обеспечивают экономичное и своевременное осуществление платежа. Подавляющий объем зачетов происходит с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. Как указано в п.1.4 Положения о безналичных расчетах, в этом случае в банк представляется поручение и чек на незачтенную сумму.
Подобного рода зачеты (минуя
банки) широко практикуются за рубежом
внутри корпораций. Посредством
На базе зачетов, минуя банки, организуются и бартерные операции. Бартерные сделки — взаимные товарообменные операции с передачей права собственности на товары (натуральный обмен) без денежных (банковских) расчетов за поставленные товары. Они позволяют контрагентам оперативно согласовать номенклатуру, объем, цены и условия взаимных поставок, определяемые договорами.
С другой стороны, бартерные и взаимозачетные сделки — этот своеобразный натуральный обмен в конце XX в. — достаточно сложно реализовать в практике из-за трудностей взаимодействия между предприятиями, распыленными по различным ведомствам, а также согласования цен в связи с различным "возрастом" задолженностей и отсюда необходимостью индексации цен и др. К тому же безденежная форма торговли открывает возможность ухода от налогообложения, а, следовательно, приводит к недополучению средств бюджетами. Самое главное, что в условиях, когда зачеты стали основным способом платежей, предприятия оказались в отрыве от платежной системы страны. Расцвел прибыльный бизнес, связанный с выстраиванием ряда цепочек оборота низколиквидных "зачетных рублей", где в конце должен быть выход на ликвидность.
В условиях платежного кризиса в России бартер и взаимозачеты распространены широко. Например, таким путем проходило в середине 90-х гг. около 90 % платежей в энергетике, большая доля которых приходилась на расчеты стран СНГ друг с другом.
3. Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях
Исходя из общей оценки состояния расчётов, мне бы хотелось остановиться на следующих особенностях безналичных расчетов в России и обратить внимание на возможные направления совершенствования безналичных расчетов.
Превалирование безналичных расчётов, минуя банки.
Как уже отмечалось, значительное место в российской практике занимали товарообменные операции – безналичные расчеты путем взаимозачетов, бартера и т.п. Так, в начале 1998 г. до 90% выручки предприятий приходились на денежные суррогаты и бартер.
С другой стороны, кризис банковской системы в гораздо меньшей степени отразился на реальном секторе экономики, чем это должно было случиться в условиях цивилизованного рынка.
Многие банки широко используют
в расчётных и кредитных
Доминирование во внутренних расчётах платежного инструмента кредитовых переводов, а именно, платежного поручения, доля которого в общей сумме безналичных платежей составляет более 95%.
Доля расчетов по инкассо не превышает 4%, а аккредитивной формы расчетов еще меньше.
Примечательно, что до начала 90-х гг. основной формой безналичных расчетов в стране была инкассовая: в 1989г. ее удельный вес составлял 44% всего платежного оборота.
Причины резкого изменения структуры расчетов многообразны: переход к рыночным отношениям, повлекший катаклизмы разлаживания прежних хозяйственных связей, а значит и доверия как основы инкассовой формы расчетов и т.д.
Развитие международных расчетов коммерческими банками вследствие либерализации внешнеэкономических отношений при переходе к рыночной экономике.
До начала 90-х гг. указанные расчеты были прерогативой, главным образом, Внешторгбанка СССР и Госбанка СССР. Представляется вместе с тем, что при реформировании экономики роль Банка России в проведении международных расчетов оказалась недостаточной по сравнению с прежней ролью Госбанка СССР.
Немаловажно и то, что если за рубежом правила проведения расчетов на внешнем и внутреннем рынках унифицированы, то в России по ряду положений применения отдельных форм расчетов (аккредитивной, чековой) на указанных рынках имеются существенные расхождения.
Весьма различается и понятийный аппарат в области расчетов, используемый в мировой и отечественной практике. Так, в законодательно-нормативной базе России по расчетам отсутствуют понятия «дебетовые», «кредитовые» переводы.
Еще сложнее обстоит дело с применением терминологии в области электронных расчетов и электронных денег.
Между тем упорядоченность и единообразие понятийного аппарата имеют большое практическое значение, прежде всего, в целях предотвращения правового риска, поскольку обеспечивают однозначное толкование терминов в законодательных, нормативных актах и при выполнении расчетных операций.
Низкая доля в расчетах между банками клирингового способа платежей Она составляет считанные проценты (за рубежом — от 50% до 80%) по ряду экономических и технических причин: отсутствия конкуренции на рынке расчетных услуг вплоть до конца 90-х гг., когда Банк России ввел плату за них; наличия высоких рисков (особенно кредитного) в системе расчетов; сложностей создания технологической базы подобных расчетов.
Слабое применение населением безналичных расчетов посредством банковских платежных карт.
В развитых странах все взрослое население имеет текущие счета в банках, используемые для проведения платежей, а наличными рассчитывается только за мелкие покупки — около 20% всех оплачиваемых товаров и услуг. В России же - более 90%, а в провинции - все 100%.
Следует отметить, что в середине 90-х г. коммерческие банки активно внедряли расчеты платежными картами, однако кризис 1998г. привел к краху ряда крупных банков, как раз и занимавшихся этой работой. После этого карточный рынок намного сократился. Практически не применяются населением такие платежные инструменты, как аккредитив, чек, платежное поручение.
Продолжается создание нормативной базы, регламентирующей эмиссию и эквайринг банковских карт кредитными организациями, правила расчетов и порядок учета операций, совершаемых с использованием банковских карт.
Рынок платежных карт в России развивается динамично и представлен как российскими платежными системами, так и международными.
По состоянию на 1 января 2000 года на территории России эмиссию карт осуществляли 333 кредитные организации.
Несмотря на то, что российский рынок платежных карт начал развиваться сравнительно недавно, динамика насыщения обслуживающей банковской и торговой инфраструктуры банкоматами и электронными терминалами находится на самом высоком уровне мировых показателей.
Рынок пластиковых карт в России развивается по двум - очень мало зависящим друг от друга – направлениям, отмечает журнал «Профиль». Первое - добровольно-принудительная выдача пластика по зарплатным схемам. Второе - использование карт, как и принято во всем цивилизованном мире, в качестве платежно-кредитного средства. Но пока побеждает первое направление.
Однако, клиенты таких банков, как «Русский Стандарт», «Первое О.В.К.», «Импэксбанк», « Росбанк» могут рассчитывать на получение кредитных карт. Лимит кредита по таким карточкам составляет $1-3 тысячи. Существуют и элитные карточки, которые, правда, стоят намного дороже и не доступны пока представителям среднего класса.
Огромный платежный кризис, который деформировал многие элементы безналичных расчетов:
Размеры неплатежей в РФ в мае 1998 г. превысили 2 трлн. деноминированных рублей.
Платежный кризис нельзя рассматривать как явление, значение которого ограничено денежной сферой. Он оказывает негативное влияние на различные стороны экономики РФ; создает серьезные препятствия нормальному осуществлению хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Так, непоступление выручки в связи с платежным кризисом ограничивает возможность предприятий приобретать необходимые им материальные ресурсы.
Характерное проявление кризиса неплатежей - задержки с выдачей -заработной платы рабочим и служащим, что сопровождается ухудшением их материального положения, ограничением объема платежеспособного спроса на товары и услуги.
Платежный кризис и вызванное им уменьшение поступлений доходов в бюджет оказывают немалое влияние на образование бюджетного дефицита, что ограничивает возможность расходования средств государством.
Велико влияние платежного кризиса на уменьшение капиталовложений.
Наличие платежного кризиса обусловлено многими причинами, в том числе относящимися к сферам производства и обращения. Здесь важно, что влияние различных причин происходит не обособленно, а при их взаимосвязи и взаимодействии.
Факторы сферы производства включают охвативший значительную часть экономики спад производства, уменьшение объема капиталовложений, снижение рентабельности, убыточность большого числа предприятий этой сферы.
Особое место среди факторов, влияющих на существование и развитие платежного кризиса, занимает проводимая в РФ в течение ряда лет денежно-кредитная политика, направляемая на уменьшение массы денег в обороте. Основная задача такой политики состояла в том, чтобы с помощью ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить платежеспособный спрос и тем самым оказать воздействие на предотвращение роста цен.