Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 01:40, реферат

Краткое описание

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.
Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности, является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.

Файлы: 1 файл

Назарко П.И. Министерство финансов РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ как орган финансового контроля.docx

— 33.83 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

"Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы"

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра конституционного права

 

Специальность 1-24 01 01 Международное право

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

 

Управляемая самостоятельная работа

студента 3 курса дневной формы обучения

Назарко Павла Игоревича

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

кандидат юридических наук, доцент

Абрамчик Л.Я.

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2015

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Наличие финансового контроля обусловлено тем, что финансам присуща контрольная функция. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:

1. Регламентированная законодательством  деятельность специальных контрольных  органов за соблюдением финансового  законодательства.

2. Неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро-, микроуровне  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности, является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.

Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Целью финансового контроля является обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики. Для достижения данной цели финансовый контроль призван решать следующие задачи:

  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений;
  • содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;
  • обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;
  • выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий;
  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Реализация названных задач является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, собственных и заемных средств, укрепления финансовой дисциплины. Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.

Объектом финансового контроля выступают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов). К ним относятся: независимость и объективность, компетентность и гласность. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер: результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенных в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление. 
   Министерство финансов Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь".

В соответствии с данным Положением (п. 3) основными задачами Министерства финансов являются:

1) проведение государственной  политики, осуществление регулирования  и управления в финансовой  сфере деятельности и координация  финансовой деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

2) обеспечение активного  использования финансов в целях  повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания  и развития прогрессивных рыночных  форм и структур;

3) разработка предложений  по совершенствованию форм финансовых  взаимоотношений организаций и  граждан с государством и по  обеспечению роста финансовых  ресурсов;

4) эффективное проведение  бюджетно-финансовой и налоговой  политики;

5) участие в организации  инвестиционного сотрудничества  республики и регулирования внешней  государственной задолженности;

6) контроль за соблюдением  финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции  Республики Беларусь в мировое  хозяйство;

7) государственное регулирование  и контроль в сфере деятельности  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями, создание  в республике запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней;

8) формирование и реализация  единой государственной политики  в области разработки и производства  защищенных бумаг и специальных  материалов;

9) проведение государственной  политики в области страховой  деятельности, государственный надзор  за страховой деятельностью на  территории Республики Беларусь;

10) осуществление лицензирования  и контроль за деятельностью  организаций и индивидуальных  предпринимателей, получивших в  установленном порядке специальные  разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;

11) государственное регулирование  бухгалтерского учета и отчетности;

12) государственное регулирование  аудиторской деятельности.

Для реализации основных задач Министерство финансов наделено определенными функциями и правами. Министерство финансов в сфере финансового контроля обладает, в частности, следующими правами:

а) требовать и получать от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;

б) ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;

в) взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из местных бюджетов областей и г. Минска в соответствии с законодательными актами;

г) взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам, проценты по займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Беларусь;

д) давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;

е) проводить в установленном порядке в государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Министерства финансов;

ж) вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами предложения об устранении нарушений законодательства в сфере деятельности Министерства финансов;

з) применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством.

В структуре Министерства финансов созданы департаменты без прав юридического лица, которые осуществляют государственное регулирование в отдельных сферах экономической жизни:

  • департамент государственных знаков;
  • департамент драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • департамент страхового надзора;
  • департамент бюджетной политики;
  • департамент налоговой политики и доходов бюджетов;
  • департамент финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты;
  • департамент рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики;
  • департамент финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга.

Структурным подразделением Министерства финансов является Главное контрольно-ревизионное управление, основными задачами которого в соответствии являются:

1) осуществление контроля  за соблюдением министерствами  и другими органами государственного  управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными  комитетами всех уровней финансово-бюджетного  законодательства, целевым и эффективным  использованием ими средств, в  том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем  направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также  за законностью совершаемых ими  финансово-хозяйственных операций;

2) проверка работы финансовых  органов республики по организации  составления и исполнения бюджета, проведение ревизий финансово-хозяйственной  деятельности, исполнения смет на  содержание финансовых органов, учреждений и организаций системы  Министерства финансов республики;

3) разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием  ведомственного контроля в министерствах  и других органах государственного  управления;

4) проведение ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности по постановлениям  органов предварительного следствия, определениям (постановлениям) судов (судей) субъектов хозяйствования;

5) анализ действующей  в республике системы ведомственного  контроля за использованием государственных  материальных и денежных ресурсов  и подготовка предложений по  ее совершенствованию.

В целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения оперативного финансирования государственных программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов в Республике Беларусь создана система органов государственного казначейства, включающая Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и его представительства в областных центрах и г. Минске, городах областного подчинения, районных центрах (территориальные органы казначейства).

На счетах Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь и его территориальных органов аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств (включая внебюджетные фонды), а также подведомственных им организаций и учреждений.

Информация о работе Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля