Механизм бюджетного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:14, доклад

Краткое описание

Механизм бюджетного регулирования заключается в том, что каждый вышестоящий бюджет передает часть своих доходов нижестоящему бюджету, обеспечивая тем самым его сбалансированность. Доходы, выделенные вышестоящим бюджетом для сбалансирования нижестоящего бюджета, получили название регулирующих доходов. Обычно в качестве регулирующих доходов используется передача нижестоящему бюджету (полностью или частично) тех налогов, которые являются закрепленными за вышестоящими бюджетам.

Файлы: 1 файл

Механизм бюджетного регулирования заключается в том.docx

— 13.01 Кб (Скачать)

Механизм  бюджетного   регулирования заключается в  том, что каждый вышестоящий бюджет передает часть своих  доходов  нижестоящему бюджету, обеспечивая тем самым его сбалансированность. Доходы, выделенные вышестоящим бюджетом для сбалансирования нижестоящего бюджета, получили название регулирующих доходов. Обычно в качестве регулирующих доходов используется передача нижестоящему бюджету (полностью или частично) тех налогов, которые являются закрепленными за вышестоящими бюджетам.

Но может сложиться  ситуация, когда средств, собранных  посредством регулирующих налогов, окажется все-таки недостаточно для решения проблемы обеспечения бездефицитности регулируемого бюджета. Тогда подключаются дополнительные средства  бюджетного   регулирования  в виде оказания вышестоящим бюджетом финансовой помощи нижестоящему бюджету.

Эта финансовая помощь может  быть осуществлена как на безвозвратной  основе (в виде  бюджетных дотаций, субвенций, субсидий), так и на возвратной основе (в виде бюджетных кредитов и бюджетных ссуд).  Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов. Таким образом основное отличие дотации от субвенции заключается в том, что субвенция носит целевой характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т. е. предоставленные деньги не носят целевого характер).

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Следовательно, субсидию объединяет с субвенцией то, что оба вида предоставления денежных средств носит целевой характер, а также то, что они осуществляются на безвозвратной и безвозмездной основе. Однако субсидия выражает долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании того или иного мероприятия или бюджетной программы нижестоящего звена бюджетной системы, т. е. в данном случае часть расходов будет покрываться вышестоящим бюджетом, а часть - нижестоящим.

В указанных случаях денежные средства предоставляются из вышестоящего бюджета нижестоящему на безвозвратной и безвозмездной основе. Кроме того, предоставление денежных средств из вышестоящего бюджета нижестоящему в процессе  бюджетного   регулирования может быть осуществлено на возвратной основе, т. е. посредством кредитования.

Бюджетная ссуда - бюджетные  средства, предоставленные одним  бюджетом другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев  в пределах финансового года. Как  мы видим, отличие бюджетной ссуды  от бюджетного кредита заключается  лишь в сроке предоставления денежных средств на заемной основе: в определении бюджетного кредита этот срок не упомянут, в определении  бюджетной  ссуды он оговаривается (не более шести месяцев).

Отличительными чертами  бюджетной ссуды и бюджетного кредита от других форм финансовой помощи (дотаций, субсидий и субвенций) выступает следующее. Во-первых, бюджетная  ссуда и бюджетный кредит предоставляются  на договорной основе, т. е. на основе встречного волеизъявления сторон.

Следует иметь в виду, что  данный договор будет не гражданско-правовым, а финансово-правовым (конкретнее,  бюджетно-правовым), а само кредитование как  метод   бюджетной  деятельности будет выражать диспозитивный  метод  правового  регулирования   бюджетного  отношения. Во-вторых,  бюджетная  ссуда и  бюджетный  кредит предоставляются на условиях возвратности, срочности и (возможно) возмездности. Дотация, субвенция и субсидия предоставляются на условиях безвозвратности и безвозмездности. В-третьих, - и это отличие в финансово-правовой науке считается принципиальным - использование  бюджетной  ссуды как  метода   бюджетного регулирования производится на стадии исполнения бюджета, в то время как дотация (субвенция, субсидия) применяются на стадии его составления.


Информация о работе Механизм бюджетного регулирования