Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение понятию «финансовое правоотношение». Укажите особенности финансового правоотношения. Приведите примеры.
2. Дайте определение понятию «финансовая деятельность государства (муниципальных образований)». Опираясь на Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г., назовите федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие финансовую деятельность.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

      1.  Дайте определение понятию «финансовое правоотношение». Укажите особенности финансового правоотношения. Приведите примеры. 

      Финансовые  правоотношения – это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители  юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

      а)  они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

      б)  одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган  государства  (финансовый  орган,  кредитное  учреждение) или высший, а также  местный орган государственной  власти;

      в) они всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

      Эти три отличительные черты, рассматриваемые  в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

      Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью наказание правонарушителей, а не формирование фондов денежных средств. Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным.

      В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:

      1)  государственно-властный и

      2)  имущественный.

      Финансовая  деятельность основывается на государственных  актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.

      Властно-имущественный  характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность, бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства. 
 

      2.  Дайте определение  понятию «финансовая  деятельность государства (муниципальных образований)». Опираясь на  Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г., назовите федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие финансовую деятельность. 

      Финансовая  деятельность является неотъемлемой функцией государства с начала его возникновения. Исторически она преимущественно  была связана с финансовым обеспечением жизнедеятельности государства и общества. С развитием цивилизации финансовая деятельность государства стала многогранной. Эволюция показала, что в некоторых случаях финансовые методы управления государством могут быть более эффективными и результативными. Каждое государство должно стремиться найти оптимальную точку между командными и финансовыми методами управления, исходя из исторических обстоятельств, связанных с такими факторами, как финансовые и организационные возможности, состояние демократических институтов, наличие необходимой законодательной базы, уровень образованности и правосознания граждан и т.д.

      В современных условиях финансовая деятельность государства во многих странах используется как высокоэффективный способ регулирования тех или иных процессов, в том числе как способ влияния на поведение людей. Поскольку экономика - наука об экономически мотивированном поведении человека, то и финансовая деятельность государства, и правовое обеспечение ее организации требуют экономического обоснования. Ведь результативная правоприменительная деятельность финансовых органов государственной власти имеет непосредственное отношение к поведению субъектов правоотношений, в значительной мере мотивированному экономическими интересами.

      Использование финансовых инструментов в сфере  управления государством предпочтительно  прежде всего потому, что финансовые ресурсы могут выступать эквивалентом всех остальных благ и более точно  отражать их ценность. В то же время  финансовые инструменты не всегда эффективны даже в тех странах, где они широко применяются. Примером могут служить события последних лет, происходящие в финансовой сфере нашей страны. Повышение цен на энергетические ресурсы на мировом рынке привело к некоторому улучшению экономической ситуации в России. Однако поступление больших потоков финансовых средств, в том числе в государственные фонды, не способствовало достаточной трансформации свободных финансовых ресурсов в инвестиции, особенно в реальный сектор экономики.

      Финансовая деятельность государства в основном обеспечивается посредством некоторых органов власти. В юридической литературе органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности разделяют на "государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач" и "государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной"

      Систему финансовых органов возглавляет  Министерство финансов РФ. Все национально-территориальное и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управления, соответствующие республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. В органах местного самоуправления, сельских,- поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии.      

      специальными  органами являются:  

      Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основная задача Счетной палаты —организация и осуществление   контроля   за   своевременным, исполнением   доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.         

      Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением! эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за государственной казной, за всеми государственными денежными накоплениями.

      Основным  органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является Федеральная налоговая служба. 

      3.  На основании ФЗ  «Об аудиторской  деятельности» дайте  определение понятию «аудиторская деятельность». Что является целью аудита? 

      Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей

      Целью аудита является выражение мнения о  достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. 

      4. Укажите правовую  форму бюджетов  всех уровней бюджетной  системы РФ. 

      Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

      В случаях, если Кодексом предусматривается  регулирование определенных отношений  законом о бюджете, для органов  местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

      Одним из основных принципов бюджетного права является требование облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти.

      Правовая  форма конкретного бюджета зависит  от того, какое место он занимает в структуре бюджетной системы  Российской Федерации.

      Бюджеты первого уровня (по ранжированию, приведенному в статье 10 Бюджетного кодекса РФ) - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов - утверждаются в форме федеральных  законов. При этом Конституция РФ устанавливает особенности принятия федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год (так, в соответствии со статьей 106 такие законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации). Отдельные особенности прохождения соответствующих законопроектов через Федеральное Собрание РФ могут устанавливаться регламентами обеих его палат (так, в соответствии со статьей 51 Регламента Государственной Думы   проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год подлежат внеочередному рассмотрению в Государственной Думе). 

      5.  Дайте определение понятию «бюджетный процесс». Изобразите схематически организацию бюджетного процесса в РФ с указанием установленных Бюджетным кодексом РФ стадий бюджетного процесса, их сроков и субъектов, принимающих в нем участие.

      Бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

      Бюджетный процесс включает в себя следующие  стадии:

      1. составление проекта бюджета. 

      2. Рассмотрение проекта бюджета.  Утверждение бюджета

      3. Исполнение бюджета

      4.Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

      Региональный  уровень системы органов, обладающих бюджетными полномочиями, создается к соответствии с законодательством субъектов РФ. Муниципальные органы имеют право в целях обслуживания местного бюджета и управления его средствами создавать свои казначейства пли иные финансовые органы.

      Законодательные органы власти на всех уровнях в  плане реализации бюджетных полномочий имеют право рассматривать и  утверждать бюджеты и бюджеты  внебюджетных фондов, заслушивать отчеты об их исполнении, а также осуществлять последующий контроль за исполнением бюджетов. В компетенцию этих органов входит еще формирование контролирующих структур и определение их прав и обязанностей в части исполнения соответствующего бюджета и внебюджетных фондов 

      6.  Изучив ст.  14 Бюджетного  кодекса РФ, дайте  определение понятию  «местный бюджет». 

      Бюджеты муниципальных образований (местные  бюджеты) представляют собой форму  образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения задач и функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления.

      Согласно  статье 130 Конституции РФ местное  самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).

      В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения следует понимать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации. 

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"