Контрольная работа по "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

1. На основе классификации методов осуществления финансовой деятельности приведите примеры их выражения и реализации

Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы.

Файлы: 1 файл

финансовое право 4.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                   ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

                                 НАПРАВЛЕНИЕ «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: Финансовое право.

 

 

 

Вариант № 2

 

 

 

 

Выполнила:Студентка 3-го курса

1 семестр, 2015год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Ташкент 2015

 

 

 

 

1. На основе классификации методов  осуществления финансовой деятельности  приведите примеры их выражения  и реализации

 

Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы.

Методы собирания денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на:

- налоги, с помощью  которых государство изымает  в той или иной форме в  обязательном порядке, в установленные  сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня (статья 56 БК РФ налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации);

- добровольные  взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования  и пр.);

- страхование, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;

- иные.

Методы распределения и использования:

- финансирование  — заключается в безвозмездном  и безвозвратном предоставлении  денежных средств различным субъектам (статья 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ))

- кредитование  —означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях  возмездности (платности) и возвратности. (статья 93.2 БК РФ Бюджетные кредиты, статья 93.3 БК РФ предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам,)

Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Решите задачу

 

Студент Обломов за курение в тамбуре пригородного поезда был подвергнут штрафу, который был взыскан на месте. Обломов штраф уплатил, но на следующий день обжаловал действия сотрудника МПС в вышестоящую инстанцию, мотивируя тем, что в отношении него «был незаконно применен бесспорный порядок списания штрафа, что противоречит нормам финансового права». Проанализируйте действия студента.

 

Ответ:

Все нормы о правах пассажиров (например, в таком деликатном вопросе, как условия и время пользования туалетами) отныне остаются за рамками Правил и, видимо, будут устанавливаться МПС России или железными дорогами отдельно. Что же касается обязанностей пассажиров и взимания штрафов за их нарушение, то этот вопрос теперь регулируется статьями КоАП РФ. За курение в пригородном поезде или в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения (курение, как и прежде, разрешено лишь в тамбуре вагона с некотловой стороны) - предупреждение или штраф в размере до 1 МРОТ

Таким образом, штраф взыскивается согласно нормам административного, а не финансового права.

 

3.Проанализируйте законодательно  закрепленные меры по защите  сбережений граждан, защите прав  вкладчиков

 

Совершенствование механизма защиты прав вкладчиков предполагает признание основополагающего принципа - главную ответственность за результаты деятельности коммерческого банка, включая выполнение обязательств перед вкладчиками - гражданами России, несет не государство, а сам коммерческий банк. Государство может осуществлять здесь лишь регулирующие функции, создавая "плацдарм" для взаимоотношений между вкладчиком и банком.

Государство устанавливает путем принятия законодательных или подзаконных актов общие "правила игры". При этом используется механизм лицензирования коммерческой деятельности той или иной кредитной организации, определяются условия предоставления либо, наоборот, лишения такой лицензии. Тем самым пресекается, в частности, недобросовестная конкуренция.

 

 

 

 

 

 Необходимо  также более точное законодательное определение самого инструментария финансового рынка, посредством которого могут вовлекаться средства граждан - вкладчиков.

Кроме того, государство призвано осуществлять действенный контроль за выполнением финансовыми организациями тех функций, круг которых оговорен в соответствующей лицензии.

Но, как показала практика, даже самая совершенная система правового регулирования деятельности на финансово - банковском рынке в сфере привлечения денежных средств граждан не может дать вкладчику полной гарантии от разного рода потерь.

В условиях хронического социально - экономического кризиса было чрезвычайно сложно найти адекватные меры защищенности граждан по их вкладам в банки.

Обратимся, например, к Указу Президента РФ от 28 марта 1993 г. "О защите сбережений граждан Российской Федерации". Фактически это был первый нормативно - правовой акт, касающийся защиты прав вкладчиков. В целях обеспечения защиты сбережений граждан России и повышения их доверия к банковским учреждениям страны предусматривалось создание Федерального фонда страхования активов банковских учреждений Российской Федерации, образуемого за счет привлечения вкладов (депозитов) граждан России. Имелось в виду, что средства этого Фонда должны были формироваться как за счет регулярных взносов банковских учреждений России, имеющих право привлечения вкладов (депозитов) населения, так и за счет дополнительных средств из федерального бюджета. Намечалась также подготовка предложений по реализации в апреле - мае 1993 г. активов Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням на сумму 400 млрд. рублей для осуществления первоочередных неотложных мер по компенсации малоимущим категориям граждан потерь от обесценения вкладов, вызванных отпуском цен в период "шоковой терапии".

На сегодняшний день на отношения между гражданином-вкладчиком и банком распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей". Это позволяет гражданину-вкладчику использовать предоставляемые этим Законом преимущества: предъявлять иск в суд по своему месту жительства (п. 2 ст. 17 Закона) без уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17 Закона); требовать компенсации морального вреда (ст. 15 Закона) и т.д.

С позиций Закона "О защите прав потребителей" договор банковского вклада - это возмездный договор об оказании услуг. Пункт 1 ст. 423 ГК называет возмездным договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Услуга банка по договору банковского вклада - это его действия, обеспечивающие возврат суммы вклада и выплату процентов. Вознаграждение банка за эту услугу состоит в том, что вкладчик предоставляет банку право использовать сумму вклада в течение срока его хранения. Таким образом, услуги по договору банковского вклада банк оказывает вкладчику бесплатно, но не безвозмездно.

 

 

 

Для обеспечения возврата и компенсации убытков создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов, участниками которого выступают Банк России и коммерческие банки (ст. 840 ГК). Банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов (ст. 38, 39 Закона "О банках и банковской деятельности"). По вкладам граждан в банках, в которых Российской Федерации, ее субъектам, а также муниципальным образованиям принадлежит более 50% уставного капитала (например, Сбербанк РФ) или долей участия, эти субъекты несут субсидиарную ответственность по требованиям вкладчика к банку. Способы обеспечения исполнения обязанностей банка по депозитам юридических лиц определяются договором между ними. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада (п. 3 ст. 840 ГК).

 

4. На протяжении длительного  времени коммерческий банк проводил  рискованную кредитную политику, чем в итоге создал реальную  угрозу интересам вкладчиков и кредиторов из–за возможности банкротства.

Кто, в каком порядке и какие меры может применить к банку в этом случае?

Ответ:

В статье 19 Закона « О банках и банковской деятельности» перечислены случаи, в которых Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры воздействия. В качестве таких случаев определено совершение кредитной организацией следующих деяний (действий или бездействия):

1) нарушение  федеральных законов;

2) нарушение  нормативных актов Банка России;

3) нарушение  предписаний Банка России;

4) нарушение  устанавливаемых Банком России  обязательных нормативов;

5) непредставление  информации в Банк России, физическим  и юридическим лицам по их  требованию либо представление  неполной или недостоверной информации;

6) непредставление  информации в бюро кредитных  историй в случае получения  согласия субъекта кредитной  истории;

7) совершение  действий, создающих реальную угрозу  интересам вкладчиков и кредиторов

В ч. 2 ст.19 (в ред. Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 97-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

 

 

 

1) взыскать с  кредитной организации штраф  в размере до 1% размера оплаченного  уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала (с учетом норм ст. 11.2 комментируемого Закона 1% минимального размера уставного капитала составляет рублевый эквивалент 50 тыс. евро);

2) потребовать  от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Закона о Банке России (о таких должностях см. комментарий к ст. 11.1 Закона);

осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на  срок до шести месяцев установленные  для кредитной организации обязательные  нормативы;

4) ввести запрет  на осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей  лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить  временную администрацию по управлению  кредитной организацией на срок  до шести месяцев;

6) ввести запрет  на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций (о предусмотренных названным Законом основаниях для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации см. комментарий к ст. 23 Закона, в норме ч. 7 которой также говорится об указанном праве Банка России);

7) предложить  учредителям (участникам) кредитной  организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Часть 3 ст. 74 Закона о Банке России устанавливает, что Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным комментируемым Законом. Такие основания для отзыва лицензии, а также порядок и последствия отзыва лицензии определены в ст. 20 Закона о Банке России

 

 

 

 

 

В Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" (см. комментарий к ст. 19 Закона) установлено, что решению об отзыве лицензии по основаниям, предусмотренным частью 1 комментируемой статьи, как правило, предшествует применение к кредитной организации предусмотренных данной Инструкцией предупредительных и/или принудительных мер воздействия. Там же указано, что решение об отзыве лицензии по таким основаниям может быть принято без предварительного применения иных мер воздействия в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков), а применение иных мер в сложившейся ситуации признано Банком России нецелесообразным.

Как определено в названной Инструкции, основной задачей, решаемой надзорными органами (таковыми в тексте Инструкции именуются центральный аппарат и территориальные учреждения Банка России) при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами и данной Инструкцией, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные; принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено Инструкцией, производится надзорными органами самостоятельно с учетом:

характера допущенных кредитной организацией нарушений;

причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

общего финансового состояния кредитной организации;

положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовое право"