Финансы, как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:58, реферат

Краткое описание

Деньги - самостоятельная экономическая категория, выполняющая вполне конкретные функции: мера стоимости, средство обращения и т. д. (вспомните из курса экономической теории). А мы говорим, что финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе. Конечно, продолжение может быть разным. Возьмем десять разных книг в библиотеке, в которых будет расшифровано понятие «финансы». Ни в одной из них оно не будет одинаковым, хотя, в принципе, смысл один и тот же.

Оглавление

Введение ....…………………………………………………....3
Глава 1 Финансовые отношения: понятия и сущность …....5
Финансы, как экономическая категория …………..5
Субъекты финансовых отношений и структура финансов ……………………………………...……10
Глава 2 Бюджетная система Российской Федерации …….11
2.1 Сущность и принципы построение бюджетной системы ………………………………………………………13
2.2 Государственный долг РФ ………………………..14
Заключение …………………………………………………..15
Список используемой литературы …………………………17

Файлы: 1 файл

Реферат Финансовое право.docx

— 30.32 Кб (Скачать)

     Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип  единства бюджетной системы, который  обеспечивается единством бюджетного  законодательства, денежной системы,  бюджетной классификации, форм  бюджетных документов и бюджетной  отчетности, бюджетной политики  и т.п. 

2. Принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ.

3. Самостоятельность  бюджетов всех уровней, выражающаяся  в наличии у каждого бюджета  своих источников доходов, в  праве каждого бюджета самостоятельно  расходовать их по своему усмотрению  и определять источники финансирования  дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип  сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен  быть равен объему доходов  плюс источники финансирования  дефицита бюджета (размер дефицита  бюджетов всех уровней ограничен  Бюджетным кодексом). При этом  бюджеты всех уровней должны  быть утверждены без профицита  бюджета. Профицит - это превышение  доходов бюджета над расходами. 

5. Принцип  эффективного и экономного использования  бюджетных средств. 

6. Принцип  достоверности бюджета означает  надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему  экономическому положению. Нарушение  этого принципа ведет к серьезным  финансовым последствиям. Примером  может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное  снижение государственных расходов  по всем статьям бюджета, кроме  защищенных).

7. Принцип  полноты отражения доходов и  расходов бюджетов означает необходимость  их отражения в бюджетах в  полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип  гласности, т.е. необходимость  публикации законов о бюджетах  и отчетов об их исполнении  в открытой печати.

9. Принцип  адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются  в адрес конкретных получателей  с обозначением цели их использования.

      В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     В случаях, если БК РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований. 
 
 
 
 

                  2.2 Государственный долг РФ.

     Государственный  долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

     Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

     Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

     
 

                                          Заключение 
     Финансы – сложная экономическая категория, которая отображает совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.

     Финансы имеют важное значение в обществе. Выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Как известно, без контроля ничто не может быть в порядке, так же и финансы.

     На основе финансов возникают финансовые отношения, субъектами которых являются государства, юридические и физические лица. Наиболее обширную характеристику приобретают финансовые отношения между государствами международные.

     Одним из источников пополнения государственного бюджета РФ являются налоги. Налоги - довольно сложная и чрезвычайно важная финансовая категория, так или иначе оказывающая влияние на каждого человека, проживающего на территории того или иного государства. Налоги имеют широкую классификацию. Налоговая система РФ включает в себя основные виды общегосударственных налогов, существующие в развитых странах мира, с уровнем ставок, не превышающим среднеевропейский. В то же время характеризуется рядом особенностей.

     Таким образом можно сделать вывод, что тема данного реферата очень актуальна, т. к. объектом её рассмотрения является важная экономическая категория – финансы. На основе финансов формируются:

1. финансовые отношения;

2. налоговая система;

3. финансовая система;

4. бюджетная система и др.                

     Если для финансов РФ будет разработана грамотная политика их применения, они будут направлены в нужное направление, тогда экономика государства поднимется на более высший уровень, что обеспечит не только внутренний подъем, но и внешний. 
 
 
 
 
 
 
 

                     

              Список используемой литературы

1. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. – М.: 2008г.

2. Благодатин А. А. Финансовый словарь.- М.: 2005г.

3. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. – СПб.: 2006г.

4. Бюджетный Кодекс РФ (БК). М.: КонсультантПлюс. 2011г.

5.Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. – М.: 2007г.

6. Литовченко В. П. Финансы: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2006г.

7. Налоговый Кодекс РФ ( НК). ч.1. М.: Омега- Л. 2010г.;

8.Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник – М.: 2008г. 
 

Информация о работе Финансы, как экономическая категория