Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:10, контрольная работа
Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Развитие финансов тесно связано с товарно-денежными отношениями. Именно в денежной форме происходит формирование национального дохода и его распределение. Но финансы охватывают далеко не все виды денежных отношений.
Введение
1 Сущность и назначение финансов
2 Основные функции финансов
Заключение
Список используемой литературы
Субъектами управления служат законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. Главным исполнительным органов управления финансами в России является Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы5.
Функции управления финансами включают:
- финансовый анализ;
- прогнозирование
и планирование финансовых
- оперативное регулирование финансов;
- учет финансовых ресурсов;
-контроль за состоянием финансов.
2 Основные функции финансов
Сущность финансов проявляется в их основных функциях:
• формирование денежных фондов,
• распределение национального дохода,
• контроль над распределением национального дохода.
Функция формирования денежных фондов (доходов) алгоритмически состоит из следующих этапов:
• создание финансовой теории, соответствующей состоянию развития экономики государства и имеющей целью обеспечение экономического роста,
• формирование финансового механизма, обеспечивающего сбор доходов,
• прогнозирование и планирование доходов, утверждение доходов бюджета,
• накопление доходов в бюджет и внебюджетные фонды, формирование бюджетных фондов для обеспечения целевых функций государства6.
Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода. При распределении национального дохода среди участников производства формируются первичные (или основные) доходы:
• оплата труда работников, занятых в сфере производства, доходы предприятий сферы производства. Однако только первичные доходы не могут образовать общественные денежные фонды, достаточные для обеспечения национальной безопасности, развития приоритетных отраслей экономики, удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода:
• межотраслевое
и территориальное
• перераспределение части дохода из производственной сферы в непроизводственную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, государственное управление и т. п.),
• перераспределение доходов между различными социальными группами граждан страны. В результате такого перераспределения образуются вторичные (или производные) доходы: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы,
• налоги (например, подоходный налог с физических лиц) и др.
Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в процессе структурной перестройки национальной экономики, развития ее приоритетных отраслей, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Таким образом, перераспределение дохода происходит между отраслями экономики, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами7.
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, создании рыночных структур экономики, повышении социального уровня жизни граждан. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Контрольная функция финансов состоит в контроле над распределением национального дохода по соответствующим фондам, а также за расходованием этих фондов по назначению. Финансовый контроль в современных условиях направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех отраслях национальной экономики. Он охватывает и производственную сферу, и непроизводственную, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Важнейшими задачами финансового контроля являются:
• проверка точного соблюдения финансового законодательства, проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами и банками,
• проверка своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств предприятий, организаций и частных лиц по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется в многоплановой деятельности финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. Помимо трех функций, финансы могут также выполнять регулирующую функцию, связанную с финансовым вмешательством государства в процесс воспроизводства. Согласно кейнсианской экономической теории основным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика: государство посредством государственных расходов, государственного кредита, налогов может влиять на занятость рабочей силы и загрузку производственных мощностей. Кроме того, изменение соотношения потребления и сбережений невозможно без вмешательства государства, поскольку на решения домашних хозяйств о сбережении и потреблении влияет огромное множество незначительных факторов, вследствие чего при отсутствии государственной политики в области сбережения решения населения о накоплении будут диктоваться только случайными факторами. Между тем, сбережения населения могут составлять значительную часть денежных фондов, направляемых на инвестиции, в том числе, в более производительное оборудование, новые виды продукции и т. п. Однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Российской Федерации развита недостаточно.
По мнению Шевчука Дениса Александровича, в условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить всем хозяйствующим субъектам и гражданам стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту8.
Заключение
Финансы — неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Задачи и проблемы финансов, налогов, страхования настолько глубоко проникли в общественную жизнь, что это понятие стало обыденным и повседневным. Любые финансовые решения характеризуются тем, что доходы и расходы разнесены во времени и, как правило, не могут быть точно предсказаны теми, кто эти решения принимает. Поэтому при принятии финансовых решений необходимо учитывать два важнейших фактора — время и риск. Финансы — это экономическая категория, которую часто в обыденной жизни совершенно неправильно отождествляют с деньгами. На самом деле, финансы — это не деньги, а денежные отношения (притом не всякие денежные отношения). Финансы появились существенно позже денег — на высшей ступени цивилизации, одновременно с развитием торговли и возникновением института государства, в XIII—XV вв. Финансы существенным образом влияют на воспроизводство рабочей силы. Таким образом, финансы и финансовая система были созданы человеком и человеческим обществом в лице государства как центрального общественного института.
Список используемой литературы
1 Запольский С.В. Финансовое право. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 792 с.
2 Крохина Ю.А. Финансовое право России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 720 с.
3 Литовченко В. П. Финансы: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2006. - 433с.
4 Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319с.
5 Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник – М.: Дашков и Ко, 2006. - 533с.
6 Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Финансы и кредит: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2006. - 337с.
7 Шуплецова
Ю.И. Финансовое право.
8 Эриашвили Н.Д. Финансовое право. Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 572с.
1 Эриашвили Н.Д. Финансовое право. Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 572с.
2 Шуплецова Ю.И. Финансовое право. Конспект лекций.- М.: Юрайт-Издат, 3-е изд. доп. и перераб. 2009. - 182 с.
3 Запольский С.В. Финансовое право. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 792 с.
4 Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319с.
5 Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник – М.: Дашков и Ко, 2006. - 533с.
6 Крохина Ю.А. Финансовое право России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 720 с.
7 Литовченко В. П. Финансы: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2006. - 433с.
8 Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Финансы и кредит: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2006. - 337с.