Финансовая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики РФ и путей повышения ее эффективности.
Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
исследовать содержание и значение финансовой политики государства;
проанализировать методы финансовой политики государства на современном этапе;
охарактеризовать основные ее направления;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ....................... 6
1.1. Содержание, цели и задачи финансовой политики......................... 6
1.2. Функции институтов исполнительной и законодательной власти
в сфере финансов....................................................................................... 10
1.3. Элементы финансовой политики...................................................... 15
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ....... 17
2.1. Дореволюционная финансовая политика......................................... 17
2.2. Финансовая политика советского периода....................................... 20
2.3. Современная финансовая политика.................................................. 23
2.3.1. Налоговая политика................................................................. 26
2.3.2. Таможенная политика.............................................................. 27
2.3.3. Бюджетная политика................................................................ 34
2.3.4. Денежно-кредитная политика................................................. 39
2.3.5. Инвестиционная политика....................................................... 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 48

Файлы: 1 файл

ПРЕДДИПЛОМНАЯ РАБОТА ФИН. ПОЛ..doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Увеличивается объем средств, направляемых на обеспечение безопасности граждан. Это направление особенно важно  для повышения инвестиционной привлекательности  страны, развития человеческого капитала, выхода страны из тупикового криминально-бюрократического уклада экономики. Но пока успехи на этом направлении не заметны.

Бюджетная политика во многом определяет уровень инфляции и финансовую стабильность страны. Особенностью роста экономики  и финансов страны в последние годы является то обстоятельство, что большая часть их прироста определяется нефтегазовыми доходами. Высокие госрасходы в этом случае могут приводить к росту и поддержанию высокой инфляции. Поэтому Правительство поставило задачу с целью снижения инфляции ограничить прирост расходов ФБ в ближайшие годы в реальном выражении 9-10 процентами, а в последующие годы снизить до уровня темпов прироста ВВП (4-5%) т.е. для сбалансированности финансов страны ставится задача ограничения прироста расходов ФБ величиной темпа прироста ВВП.

Здесь имеются нюансы, связанные  с тем, куда используются нефтегазовые доходы: на рост заработной платы и  других доходов населения или  на развитие страны, человеческого  капитала и производств (увеличение выпуска товаров). Инвестиции в человеческий капитал и развитие инфраструктуры окупаются в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это самые эффективные факторы развития современной экономики. Они создают базу интенсивного развития страны, фундамент создания инновационной экономики, да и сбережения населения России, которое тает на глазах. Можно сохранять валюту в разных фондах, дожидаясь того времени, когда воспользоваться ими будет некому. Поэтому для использования нефтегазовых доходов нужно выбирать низкоинфляционные механизмы трансформации их в ЧК, в современную инфраструктуру, в высокое качество жизни и инновационную экономику.

                  

                            

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

                               2.3.4. Денежно-кредитная политика. 

Под денежно-кредитной политикой  государева понимается комплекс мер  направленных на поддержание стабильного  развития экономики через регулирование  кредитного обращения и денежного  рынка. Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков, и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Денежно-кредитная политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и  размеры валового национального  продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики в целом.

Длительное время среди экономистов  ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством  монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической  системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

Наделенный государством эмиссионным  правом, Центральный банк реализует  политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности. Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макро-уровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области  денежного обращения и кредитных  отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству  направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро-уровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     2.3.5. Инвестиционная политика.

Инвестиционная политика – это совокупность различных подходов и решений, используемых, для эффективных вложений средств в какое-либо предприятие (дело).

Исходной базой инвестиционной деятельности служит инвестиционная политика, вырабатываемая и реализуемая на разных уровнях экономического управления и регулирования. Инвестиционная политика определяет среднесрочные и долгосрочные цели инвестиционной деятельности и основные пути их достижения. Она строится на основе социально-экономических и научно-технических прогнозов и служит базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора.

Это особенно важно в условиях длительности инвестиционного цикла, многофакторности и изменчивости рыночной конъюнктуры.

Главные задачи инвестиционной политики на современном этапе обусловлены  необходимостью улучшения соотношения  между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли, перераспределения инвестиций в  пользу отраслей, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, увеличения вложений в человеческий капитал. Таким образом, инвестиционная политика тесно увязывается со структурой, что обуславливает единство их целей в стимулировании ИТП, повышения ряда социальных проблем.

Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны – необходимое  условие для устойчивого и  стабильного экономического роста.

В общем плане государство может  влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Цель инвестиционной политики –  реализация стратегического плана  экономического и социального развития страны.

Задачи инвестиционной политики зависят  от поставленной цели и конкретно  сложившейся экономической ситуации в стране.

Различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных  субъектов хозяйствования. Все они  находятся в тесной взаимосвязи  между собой.

Инвестиционная политика на макроуровне  должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне.

Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит  от того, насколько при её формировании учтены региональные аспекты, согласованы  и стратегически сориентированы на достижение общих экономических  результатов интересы центра и регионов.

На макроуровне выработка и  реализация федеральной государственной  инвестиционной стратегии помогает концентрировать ограниченные бюджетные  средства и меры поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживать динамическую сбалансированность в развитии экономики в целом, переход её в новое качественное состояние с наименьшими затратами. Выработка и осуществление перспективной инвестиционной и инновационной политики – функция Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

  Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики в РФ являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.

Основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:

1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

2) предоставление (в пределах своих  полномочий) инвесторам различных  льгот и стимулов финансового  и нефинансового характера; 

3) создание организационных структур  по содействию инвестициям; 

4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счёт государственных источников финансирования;

5) оказание содействия инвесторам  в получении таможенных льгот; 

6) предоставление гарантий и  поручительств банкам под выделенные  ими средства для реализации  отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;

7) аккумулирование средств населения  путём выпуска муниципальных  займов.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

  • экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
  • величиной имеющегося производственного потенциала;
  • географическим местонахождением;
  • природно-климатическими условиями;
  • привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

  • создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
  • определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
  • создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

Информация о работе Финансовая политика РФ