Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Теория - Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы.
Решение задачи - Определить средний уровень запасов на складе фирмы, оптимальный размер заказа, а также общую стоимость поддержания запасов.

Файлы: 1 файл

Вопрос 15.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Вопрос 15.

Управление дебиторской  задолженностью. Кредитная политика фирмы. Управление дебиторской задолженностью

      Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

     В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав.

     Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ):

     "К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага".

     Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации.

     Заметим, что сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется простыми объективными причинами:

                - для организации-должника - это возможность использования дополнительных, причем бесплатных, оборотных средств

                - для организации-кредитора - это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг.

      К образованию дебиторской задолженности влечет наличие договорных отношений между контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают по времени.

 

    Средства, составляющие  дебиторскую задолженность организации,  отвлекаются из участия в хозяйственном  обороте, что, конечно же, не является плюсом для финансового состояния организации. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств составляющих дебиторскую задолженность.

     Условием обеспечения финансовой устойчивости организации является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности.

     Дебиторская задолженность представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками.

     Дебиторскую задолженность можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной, и в-третьих, как один из элементов оборотных активов, финансируемых за счет собственных либо заемных средств.

     Оборотный капитал компании слагается из следующих составляющих:

                - денежных средств

                - дебиторской задолженности

                - материально-производственных запасов

                - незавершенного производства

                - расходов будущих периодов

     Следовательно, дебиторская задолженность - это часть оборотного капитала организации.

     Должник, дебитор (от лат. debitum - долг, обязанность) - одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

     Обращение взыскания на дебиторскую задолженность (имущественные права) должника предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 27.05.1998 N 516 и Временной инструкцией, утвержденной Приказом Минюста России от 03.07.1998 N 76.

Кредитная политика предприятия

      Прогресс  управления дебиторской задолженностью  невозможен без кредитной политики - свода правил, регламентирующих  предоставление коммерческого кредита  и порядок взыскания дебиторской  задолженности на предприятие.  Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия на предприятие.

       Кредитная  политика предприятия отвечает  на четыре вопроса:

   1. кому предоставлять кредит?

   2. на какой срок?

   3. в каких размерах?

   4. какие санкции при несоблюдении  условий (клиенту/ менеджеру)?

      Типичная структура  документа "Кредитная политика":

   1. Цели кредитной политики

   2. Тип кредитной политики

   3. Стандарты оценки покупателей

   4. Стандарты работы персонала

   5. Подразделения, задействованные  в управлении дебиторской задолженностью.

   6. Действие персонала на  предприятие.

   7. Форматы документов, используемых  в процессе управления дебиторской  задолженностью.

     Целями кредитной  политики предприятия должны быть: повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объёма продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.

     Помимо формализации  целей управления дебиторской  задолженностью в кредитной политике  следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения работ.

     При изменении целей  компании, ее стратегии, рыночных  условий и других значимых  факторов кредитную политику  необходимо пересматривать.

     Целью принятия Кредитной  политики предприятия является создание устойчивого конкурентного преимущества у Компании и, как следствие, стимулирование роста объемов продаж и управление прибылью Компании.

     Под кредитной  политикой, для целей настоящего положения понимается реализация клиентам Компании товаров в кредит, в форме предоставления клиентам рассрочки или отсрочки платежа по договору поставки товаров (коммерческий кредит).

     Предоставление  кредита не является центральным конкурентным преимуществом Компании, то есть акцентировать на этом внимание клиента и в первую очередь заявлять о возможности предоставления кредита на переговорах при работе с клиентами запрещено. Поэтому в ходе ведения переговоров следует всегда пытаться работать с предоплатой. Если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату. И только в случае, когда клиент приводит убедительные аргументы в необходимости предоставления ему кредита, и при условии, что данный клиент представляет интерес для Компании (является целевым), следует приступить к обсуждению предлагаемых Компанией условий кредитования.

          Кредитная политика. Реализация на практике. Соотношение доходности и риска.

Консервативный

Жёсткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надёжными клиентами.

Минимальные потери от образования  безнадёжной задолженности и  задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики.

Умеренный

Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты.

Средняя доходность. Средний  риск.

Агрессивный

Большая отсрочка, гибкая политики кредитования.

Большой объём продаж по ценам выше среднерыночных, но также  высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности.

     Существенными  показателями кредитной политики  являются:

   1. определение  условий предоставления товарного  кредита;

   2. расчёт максимального  срока предоставления товарного  кредита;

   3. составление  "матрицы скидок" - таблицы, содержащей варианты скидок за отгружаемый товар (оказываемые услуги) в зависимости от сроков его оплаты. То есть, в качестве цены, указываемой в прейскуранте, принимается цена товара, предоставленного в кредит на максимально установленный срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 22

 

Фирма по оптовой  продаже  телевизоров оценивает  объем продаж в ближайшие 6 месяцев  в 18000 шт. Стоимость выполнения одного заказа 200$, а стоимость хранения одного телевизора в течение 6 месяцев - 20$. Определить средний  уровень  запасов  на  складе  фирмы,  оптимальный  размер  заказа,  а также общую стоимость поддержания запасов.

 

Решение

Затраты на приобретение = Количество товара * Стоимость единицы  товара = 18000*200 = 3600000$

Расходы на хранение запасов = Стоимость хранения в процентах от стоимости приобретения в год * Средняя стоимость запасов = 10%* 1800000 = 180000$

Средний уровень составляет половину размера заказа.

Средний уровень запасов  на складе фирмы = (18000*20)*50% = 1800000$

Оптимальный размер заказа:

Модель оптимального размера заказа - одна из самых простых моделей управления запасами. Иногда ее называют моделью оптимального размера партии. Данная модель используется для оценки размера заказа на определенный товар, обеспечивающего минимизацию общей стоимости запасов данного товара.

Общая   стоимость   поддержания   запасов   =   Стоимость   приобретения   + Расходы на хранение + Расходы на подготовку заказа = 3600000$ + 180000$ +0 = 3780000$

Расчет оптимального размера заказа (далее - ОРЗ) производится с использованием, так называемой формулы Вилсона:

 


 

где Q* - оптимальный размер заказа, (ед);

λ- интенсивность потребления продукции, (ед/в год)

А - стоимость подачи заказа, (руб/заказ)

С - стоимость единицы запаса, (руб/ед)

I - коэффициент издержек содержания запасов, (стоимость/в год на единицу капитала, вложенного в запасы).

Формула   Вилсона   получена   из   условия   минимума   среднегодовых затрат    на    выполнение    заказов    и    их    хранение    в    запасе,    которые  рассчитываются:

 


 

 

где Q - размер заказа, (ед).

В   формуле   (2)   первое   слагаемое   показывает   величину   затрат   на выполнение заказов за определенный период времени, второе – величину затрат на хранение их в запасе за тот же период. Путем  оптимизации выражения (2) определяют оптимальный размер партии заказываемого товара.

Q = √ 2* 18 000 * 200 / 200 * (3600000/180000) = √ 7200000/4000 = √1800 = 42 штуки

 

Вывод: средний  уровень  запасов  на  складе  фирмы - 1800000$,  общая стоимость  поддержания запасов - 3780000$, оптимальный размер заказа - 42 штуки.

 

 

 

 

 

 

Задача 09

 

Фирма ведет  переговоры с банками на предмет  получения займа в 25000 $ на 5 лет. Какой  банк предпочтительней, если погашение  долга осуществляется следующим  образом:

-банк А - в конце срока 40000 $;

-банк В - в конце каждого года 7000 $;

-банк С  -  в  конце  первых  3-х   лет  по  5000  $  и  в   конце  4  и  5  годов  по 10000$.

 
Решение

         Банк А: 

(40 000 $ - 25 000$ ) = 15 000 $, следовательно переплата составляет 15 000 $.

Банк В:

((7000 $ * 5)- 25 000$ ) = 35 000 $- 25 000$ = 10 000 $, следовательно переплата составляет 10 000 $.

Банк С:

((3*5000$ + 2*10 000$) - 25 000$) = 15 000 $+ 20 000$ - 25 000$ =                10 000$.

В банках В и С переплата  составляет одинаковую сумму в 10 000 $, однако в банке С погашение долга осуществляется более оптимальным способом, так как нужно не сразу выплачивать за первые 3 года сумму в  7000$, а можно платить только по 5000$, а оставшиеся 2000$ направлять на развитие производства.

 

Вывод: предпочтительнее кредитная политика банка С.

 

 

 

   

 


Информация о работе Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы