Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:58, реферат
Кроме того, существует множество холдинговых структур, которые сочетают в себе признаки как финансовых, так и операционных холдингов. Они относятся к категории так называемых смешанных холдингов, которые представляют собой объединения отраслевых холдингов и компаний, не связанных с ними. В этом случае практически все имеющиеся предприятия работают как небольшие холдинговые компании (субхолдинги), управление которыми осуществляется аналогично управлению финансовым холдингом.
Специфика работы холдинга, как и любой другой компании, определяется целями, которые ставят собственники бизнеса. В зависимости от целей возможны различные типы холдинговых структур.
Типы холдинговых структур
Холдинговые компании делятся на два основных типа — финансовые и операционные. Они отличаются друг от друга распределением управленческих функций между головной компанией (корпоративным центром) и дочерними предприятиями (см. таблицу).
В состав финансового холдинга входят предприятия из разных отраслей (в качестве примеров таких холдингов можно назвать АФК «Система», ФК «НИКойл»). Его собственники не стремятся контролировать деятельность отдельных бизнес-единиц, их интересует только прибыльность компаний, входящих в группу.
Операционные холдинги обычно состоят из предприятий одной отрасли, образующих вертикально- или горизонтально-интегрированную цепочку (почти все нефтяные компании, аграрные холдинги). Для них в большей степени характерна централизованная оргструктура, когда отдельные бизнес-единицы имеют ограниченный круг финансовых полномочий, а все оперативное управление осуществляется головной компанией.
Кроме того, существует множество холдинговых структур, которые сочетают в себе признаки как финансовых, так и операционных холдингов. Они относятся к категории так называемых смешанных холдингов, которые представляют собой объединения отраслевых холдингов и компаний, не связанных с ними. В этом случае практически все имеющиеся предприятия работают как небольшие холдинговые компании (субхолдинги), управление которыми осуществляется аналогично управлению финансовым холдингом.
В зависимости от типа холдинга формируется круг задач его финансовой службы.
В финансовом холдинге задачи финансовой службы сводятся к отслеживанию прибыльности дочерних предприятий, повышению их прозрачности и оптимизации портфеля принадлежащих холдингу активов. При этом максимум полномочий по решению оперативных вопросов чаще всего передается на места (децентрализованное управление).
В отраслевом холдинге финансовая служба должна планировать и оптимизировать денежные потоки группы компаний, управлять себестоимостью производств и оценивать целесообразность дальнейшей интеграции. Для таких холдингов характерно централизованное управление финансами из корпоративного центра. Однако возможен и смешанный подход к управлению, когда денежные вопросы в рамках финансового холдинга решает дочерняя компания, а головной офис отслеживает состояние ее расчетного счета и анализирует, сможет ли она выйти на требуемый уровень рентабельности.
Рассмотрим подробнее
организацию работы финансовых служб
централизованного и
Централизованная финансовая служба
В централизованной структуре финансовая служба является вертикально-интегрированной и управляется из головного офиса холдинговой компании. Это означает, что финансовый департамент холдинга контролирует составление и исполнение бюджетов дочерних предприятий, отвечает за финансовое планирование, риски, привлечение и перераспределение средств и т. п. Дочерние общества выполняют только учетную функцию и могут не иметь финансовых отделов как таковых. Они строят свою деятельность в соответствии с утвержденным бюджетом, а в конце месяца сдают отчет о его выполнении вместе с бухгалтерской отчетностью в головной офис. При этом финансовый отдел головной компании зачастую контролирует все платежи дочерних обществ, то есть ни одна платежная заявка (или платежная заявка, превышающая определенную сумму) не выполняется без соответствующей визы сотрудника головного офиса. Корпоративный центр также занимается консолидацией отчетности, переводом ее в международные стандарты, планированием налоговых платежей.
Личное мнение
Александр Тёмкин, старший менеджер отдела корпоративных финансов компании PriceWaterhouseCoopers
Централизация во многих случаях позволяет более гибко управлять группой предприятий, а также привлекать более дешевые ресурсы как для корпоративного, так и для проектного финансирования. При централизованных финансовых потоках общий финансовый риск холдинга снижается, что положительно влияет на капитализацию.
Если холдинг имеет территориально разветвленную структуру, то возможно формирование центров учета, обслуживающих несколько дочерних обществ и подчиняющихся центральному офису1. Тогда ведением учета и составлением отчетности на местах занимается один из сотрудников учетного центра, назначенный главным бухгалтером «дочки».
Необходимым условием эффективной работы централизованной финансовой службы является единая для всех предприятий холдинга учетная политика. В противном случае форматы бюджетов и отчетов об их исполнении, представляемых дочерними компаниями, будут разными и головной компании придется тратить много времени и сил на их анализ и консолидацию. Кроме того, Богдан Коцовский, руководитель департамента бизнес-решений SAP в «БДО Юникон консалтинг», убежден, что «только при наличии интегрированной системы класса ERP можно говорить об эффективности, а следовательно, и целесообразности общего центра обслуживания, обеспечивающего учетную функцию для группы предприятий целого региона. Только система позволит унифицировать учетные процессы, стандартизировать методики и отчетность для группы предприятий и, самое главное, обеспечить оперативные и достоверные данные с уровня первичных документов предприятий. В противном случае специалисты центра обслуживания не смогут отвечать за достоверность данных, представляемых им дочерними компаниями».
Как правило, первым шагом на пути к централизации финансовой службы холдинга является централизация казначейских функций внутри группы компаний, то есть контроль над текущими платежами, а также управление ликвидностью и рисками. Централизация казначейства холдинга позволяет эффективно перераспределять между предприятиями финансовые ресурсы, которые зарабатывает холдинг, управлять структурой капитала и привлекать более дешевые кредиты для финансирования работы дочерних компаний.
Децентрализованная финансовая служба
В децентрализованной структуре финансовый департамент головной компании занимается общими вопросами: стратегическим планированием, определением нормы доходности дочерних компаний, размещением свободных средств холдинга и расчетом общего финансового риска группы. В ведение финансового департамента корпоративного центра могут также входить такие функции, как оценка соотношения цена—качество управленческой команды подчиненных предприятий, управление структурой капитала и принятие решений о сделках или инвестициях, объем которых превышает определенную сумму.
Ответственность же за оперативное
финансовое планирование полностью
ложится на дочерние компании, от которых,
как правило, требуется достижение
установленных центром
От чего зависит распределение полномочий
Решение по выбору способа управления финансами (централизованного или децентрализованного) должно приниматься с учетом следующих факторов.
3. Эффективность бизнеса. Необходимо проанализировать конкурентоспособность отдельных бизнес-единиц и определить, могут ли они самостоятельно генерировать денежные потоки и прибыль. Например, если холдинг состоит из филиалов, торгующих компьютерными играми, на которые всегда есть стабильный спрос, контроль может быть минимальным. Но если та же компания запустит проект по продаже программ для автоматизации электронного документооборота, то контроль над денежными потоками этого проекта можно установить наиболее жесткий
Проблемы финансового управления в холдинге
К наиболее распространенным
проблемам финансового
Еще одной проблемой является координация денежных потоков внутри холдинга и управление платежеспособностью и ликвидностью группы компаний. Александр Ованесов, партнер компании «Про-Инвест Консалтинг», подчеркивает, что во многих холдингах отсутствует управление по целям — финансисты не знают, на какой уровень прибыльности и ликвидности должна быть нацелена их работа. Кроме того, неэффективно осуществляется управление финансовыми рисками. Решить эти проблемы можно только с помощью правильно организованной работы казначейства и жесткой регламентации типов и уровней риска и способов их хеджирования.
Андрей Бобровский считает, что большая часть проблем, которые приходится решать финансовому директору холдинга, требует очень быстрой реакции, например выбор схемы привлечения финансирования или распределение издержек во времени. Поэтому финансисты должны достаточно хорошо понимать специфику бизнеса, которым им приходится заниматься. «Финансовый департамент корпоративного центра необходимо позиционировать как ресурс, помогающий бизнесу развиваться, а не как надзорный орган. Если бизнес развивается не так, как было запланировано, финансист должен найти причину проблемы — в неэффективном финансовом управлении или же в чем-то другом», — отмечает он.
Вместе с тем на практике у холдингов возможны и другие специфические проблемы, многие из которых будут проанализированы ниже.
Автор: И. Дискин
Источник: Журнал "Генеральный Директор",
№ 6 за 2006 год
В России в подавляющем
большинстве холдингов пока еще,
к сожалению, главным инструментом
планирования является именно финансовая структура, а не показатели стратегии
— как финансовые, так и нефинансовые.
Однако сама по себе финансовая структура
— это всего лишь удобный базис для построения
бюджетного процесса на отдельном предприятии
или в холдинге. И отражает она далеко
не все компоненты стратегии, а лишь ее
финансовую составляющую. Да и то, по большей
части, — показатели рентабельности, в
то время как собственников интересует
прежде всего рост стоимости бизнеса.
Кроме финансовой структуры должны быть
разработаны также стратегические показатели
работы с клиентами, показатели внутренних
бизнес-процессов, инноваций и роста. Соединенные
вместе, они дадут полную картину стратегических
целей холдинга.
Нередко организационная структура компании
повторяет финансовую. Это приводит к
тому, что, например, отдел маркетинга
в финансовой структуре позиционируется
как простой центр затрат, хотя таким образом
явно принижается его значение в рамках
стратегических ориентиров холдинга.
Строго говоря, организационной и финансовой
структурам в рамках холдинга лучше существовать
автономно, поскольку отношения подчинения
и финансовая ответственность — разные
вещи.
Типичный пример — история успеха банка
"Русский стандарт". На определенном
этапе маркетинговые исследования показали,
что рыночная ниша в области потребительского
кредитования пустует. Тогда банк закупил
дорогостоящее программное обеспечение
и стал лидером в данном сегменте. И со
стратегической точки зрения отдел маркетинга
и IT-отдел были ничуть не менее значимыми,
чем любой из зарабатывающих центров холдинга.
Как показывает опыт, российские холдинги эволюционируют следующим образом: сначала центрами прибыли становятся отдельные предприятия, затем — агрегированные бизнес-единицы, объединяющие предприятия по определенному признаку (чаще всего по производственному переделу в вертикально-интегрированной цепочке), и потом происходит переход к стратегическим показателям деятельности — финансовым и нефинансовым — по всем структурным подразделениям холдинга.