Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа
Возрождение векселей в российском торговом обороте и банковской практике в начале 90-х годов ХХ в. сделало эти ценные бумаги неотъемлемой частью отечественной экономики. Когда-то вексель был для российских промышленников в буквальном смысле "лекарством" от неплатежей, своего рода денежным суррогатом. Но сейчас вексельное обращение приобретает все более цивилизованный вид.
Введение…………………………………………………….…..……3
Глава I. Сущность вексельного обязательства…………….…..4
1.1 Понятие и правовое регулирование векселя……………….4
1.2 История развития вексельных отношений………………..12
Глава II. Проблемы санкций по векселям……..……………...23
2.1. Нормы о вексельных санкциях …………….……………….23
2.2.Вексельные санкции……………………………….………..….28
Заключение…………………….……………………….……….….32
Нормативная акты…………………………….……………….....33
Список использованной литературы…………………….….…34
В 1902 году был утвержден новый устав о векселях по аналогии с германским 1848 г. Вексель снова стал предполагаться передаваемым, не требовалось указания основания выдачи векселя.
В ту пору существенным отличием от иностранных векселей была долгосрочность (до 12 мес.) российских векселей, в отличие максимального 3-х месячного срока западных обязательств. Если смотреть активность работы банков с векселями, то за 1911 г. Азовско-Донской банк учёл 600 тыс. векселей, а Волжско-камский - 400 тыс. векселей. Госбанк выдавал ссуды под простые векселя.
В Западной Европе большее распространение имел переводной вексель. В России наоборот распространен был простой вексель. Исследователи объясняют это тем, что вексельные отношения в Европе развивались в период феодальной раздробленности. Отсюда острая необходимость в переводе денег. В России вексель появился значительно позже, в то время когда она составляла единое государство.
В Советском Союзе вексель применялся только во внешнеторговых расчетах, исключением был период НЭПа, когда вексель можно было использовать и во внутрихозяйственном обороте. На территории СССР действовало Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 года.
В 1991 году Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "О применении векселей в хозяйственном обороте РСФСР" [6]. Приложение к этому постановлению содержало Положение о переводном и простом векселе 1937 года. Таким образом, положение 1937 года стало регулировать не только внешнеторговые расчеты векселями, но и использование векселя во внутрихозяйственном обороте.
Начало XX века открыло новый период в развитии вексельного права. Многообразие вексельных законодательств стало серьезным препятствием в развитии международного кредитного оборота и интеграции мирового хозяйства. На Международной конференции по унификации вексельного права, которая проходила в Гааге в 1910 и 1912 годах, заложены общие начала объединения национальных вексельных законодательств. На конференции была подписана конвенция, которая содержала устав о переводных и простых векселях. Эту конвенцию подписали 29 государств, в том числе и Россия. Новой вехой в развитии вексельного права явилось подписание трех вексельных конвенций 7 июня 1930 года в Женеве.
Были подписаны: Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе: Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей. Россия является участником этих конвенций как правопреемник СССР.
Женевская конвенция 1930 года "О единообразном законе о переводном и простом векселе" оказала большое влияние на дальнейшее развитие вексельного права. На основе этой конвенции многие страны унифицировали свое вексельное законодательство.
В настоящее время вексельные отношения регулируются на основе двух правовых систем. Систему, основанную на Женевских вексельных конвенциях 1930 года, восприняли почти все страны Европы, а также Бразилия и Япония. В этой системе можно выделить две группы стран. Первую группу составляют страны, являющиеся участниками Женевских вексельных конвенций, и вторую - страны, не являющиеся участниками этих конвенций, однако законодательство которых основано на Женевской конвенции "О единообразном законе о переводном и простом векселе".
Другой основной системой вексельного права является англо-американская. Эта система применяется в США, Великобритании, во многих странах Британского содружества и некоторых других странах.
Существует целая группа стран, вексельное законодательство которых не входит ни в одну из двух вышеназванных систем вексельного права и не основано на каком-либо одном, общем для всех этих стран вексельном законе. В эту группу входят Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Испания, Мексика и целый ряд других стран.
В 1988 году была сделана еще
одна попытка создания единых вексельных
правил. Генеральная Ассамблея ООН
9 декабря 1988 года одобрила Конвенцию
о международных переводных векселях
и международных простых
Для вступления Конвенции в силу необходимо, чтобы ее ратифицировали или к ней присоединились 10 государств. В настоящее время Конвенция еще не вступила в силу.
Выводы:
Вексель согласно ст.143 и 815 Гражданского кодекса РФ - это ценная бумага, содержащая, по указанию ст. 1 и 75 Положения о переводном и простом векселе 1937 (1991) года, вексельную метку и простое и ничем не обусловленное обязательство (простой) или предложение векселедателя, адресованное им третьему лицу (переводной), об уплате векселедержателю определенной денежной суммы в определенное время и в определенном месте.
Следует обратить внимание,
что простой вексель
Неисполнение приказа предполагает санкции, которых в Положении о векселях не предусмотрено для плательщика по переводному векселю в случае неоплаты векселя. Отсюда однозначно следует, что российский переводной вексель - это всего лишь предложение. Принять его или отказаться - это прерогатива самого плательщика. Процедура принятия плательщиком переводного векселя к платежу называется акцептом. Акцепт переводного векселя и означает принятие лицом-плательщиком по нему на себя обязательства уплатить. Отказаться в последующем от этого обязательства без неблагоприятных для себя последствий плательщик не сможет.
Глава II. Проблемы санкций по векселям
2.1. Нормы о вексельных санкциях
Вопрос о вексельных санкциях достаточно актуален в силу того, что обращение векселей в России ныне достигло значительных размеров. Основную массу находящихся в обращении векселей составляют банковские. Кризис отдельных из них, задержки платежей ставят перед векселедержателями практическую проблему взыскания вексельных сумм, а также санкций, установленных вексельным законодательством.
Положение о переводном и простом векселе (далее - Положение о векселях) устанавливает для векселедержателя право требовать при предъявлении иска (п.48):
1) сумму векселя, не
акцептованную или не
2) сумму в размере шести
процентов со дня срока
3) издержки по протесту, по посылке извещения, а также другие издержки;
4) пеню в размере трех
процентов со дня срока
На практике возникает вопрос: как исчислять проценты и пеню - в годовых процентах или за каждый день просрочки? Поскольку Положение не дает на него ответа, единственная возможность для принятия решения - толкование Положения о векселях. Если в отношении процентов мнения сходятся: проценты исчисляются в годовых, то при взыскании пени ситуация противоположная: одни считают, что пеню следует взыскивать в размере трех процентов годовых, другие - трех процентов за каждый день просрочки.
Высший Арбитражный Суд РФ встал на позицию взыскания пени в размере трех процентов годовых.
В обоснование своего подхода Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал:
- исчисление пени в
размере трех процентов со
дня срока платежа является
нормой о законной неустойке,
которая не подлежит
- в Рекомендациях по
использованию векселей в
- пеня в размере трех
процентов в день означает
несоразмерность имущественной
ответственности самому
Принятие высшей судебной инстанцией такого решения несколько успокоило споры и внесло ясность в ситуацию.
Однако 24 мая 1996 года Центральный банк РФ издал телеграмму, в которой указал, что кредитные организации при совершении операций с векселями должны исходить из того, что проценты составляют шесть процентов годовых, а пеня - три процента за каждый день просрочки.
Таким образом, на повестку дня вновь был поставлен вопрос о размере вексельных санкций.
Считается, что данная телеграмма Центрального банка РФ не имеет нормативной силы и, следовательно, не может быть использована для взыскания санкций в указанных в ней размерах.
Что служит основанием для такого вывода?
1. Во-первых, изложенные в
телеграмме правила
Статья 4 Федерального закона
"О Центральном банке
Роль банков в развитой
рыночной экономике состоит в
том, чтобы учитывать "чужие" векселя,
принимать их на инкассо и выдавать
кредиты под обеспечение
Интересно, что ЦБ РФ обязал
кредитные организации
Таким образом, рассматриваемая телеграмма издана Центробанком РФ в нарушение его компетенции и, следовательно, не порождает правовых последствий.
2. Во-вторых, ст.6 Федерального
закона "О Центральном банке
Российской Федерации"
3. В-третьих, п.3 ст.18 Федерального
закона "О Центральном банке
Российской Федерации"
Поскольку Федеральный закон
"О Центральном банке
В силу п.10 Указа Президента
РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке
опубликования и вступления в
силу актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации
и нормативных правовых актов
федеральных органов
И все же вопрос о размере санкций и порядке их исчисления нельзя считать решенным. Соглашаясь в целом с практикой взыскания пени в размере трех процентов, считаем, что аргументы в защиту указанной позиции нуждаются в дальнейшей разработке.