Сущность вексельного обязательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение векселей в российском торговом обороте и банковской практике в начале 90-х годов ХХ в. сделало эти ценные бумаги неотъемлемой частью отечественной экономики. Когда-то вексель был для российских промышленников в буквальном смысле "лекарством" от неплатежей, своего рода денежным суррогатом. Но сейчас вексельное обращение приобретает все более цивилизованный вид.

Оглавление

Введение…………………………………………………….…..……3
Глава I. Сущность вексельного обязательства…………….…..4
1.1 Понятие и правовое регулирование векселя……………….4
1.2 История развития вексельных отношений………………..12
Глава II. Проблемы санкций по векселям……..……………...23
2.1. Нормы о вексельных санкциях …………….……………….23
2.2.Вексельные санкции……………………………….………..….28
Заключение…………………….……………………….……….….32
Нормативная акты…………………………….……………….....33
Список использованной литературы…………………….….…34

Файлы: 1 файл

Вексель и проблема взысканий по векселю.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

В 1902 году был утвержден  новый устав о векселях по аналогии с германским 1848 г. Вексель снова  стал предполагаться передаваемым, не требовалось указания основания  выдачи векселя.

В ту пору существенным отличием от иностранных векселей была долгосрочность (до 12 мес.) российских векселей, в отличие  максимального 3-х месячного срока  западных обязательств. Если смотреть активность работы банков с векселями, то за 1911 г. Азовско-Донской банк учёл 600 тыс. векселей, а Волжско-камский - 400 тыс. векселей. Госбанк выдавал  ссуды под простые векселя.

В Западной Европе большее  распространение имел переводной вексель. В России наоборот распространен  был простой вексель. Исследователи  объясняют это тем, что вексельные отношения в Европе развивались  в период феодальной раздробленности. Отсюда острая необходимость в переводе денег. В России вексель появился значительно позже, в то время  когда она составляла единое государство.

В Советском Союзе вексель  применялся только во внешнеторговых расчетах, исключением был период НЭПа, когда вексель можно было использовать и во внутрихозяйственном  обороте. На территории СССР действовало  Положение о переводном и простом  векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 года.

В 1991 году Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "О применении векселей в хозяйственном  обороте РСФСР" [6]. Приложение к  этому постановлению содержало  Положение о переводном и простом  векселе 1937 года. Таким образом, положение 1937 года стало регулировать не только внешнеторговые расчеты векселями, но и использование векселя во внутрихозяйственном обороте.

Начало XX века открыло новый  период в развитии вексельного права. Многообразие вексельных законодательств стало серьезным препятствием в развитии международного кредитного оборота и интеграции мирового хозяйства. На Международной конференции по унификации вексельного права, которая проходила в Гааге в 1910 и 1912 годах, заложены общие начала объединения национальных вексельных законодательств. На конференции была подписана конвенция, которая содержала устав о переводных и простых векселях. Эту конвенцию подписали 29 государств, в том числе и Россия. Новой вехой в развитии вексельного права явилось подписание трех вексельных конвенций 7 июня 1930 года в Женеве.

 Были подписаны: Конвенция  о единообразном законе о переводном и простом векселе: Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей. Россия является участником этих конвенций как правопреемник СССР.

Женевская конвенция 1930 года "О единообразном законе о переводном и простом векселе" оказала большое влияние на дальнейшее развитие вексельного права. На основе этой конвенции многие страны унифицировали свое вексельное законодательство.

В настоящее время вексельные отношения регулируются на основе двух правовых систем. Систему, основанную на Женевских вексельных конвенциях 1930 года, восприняли почти все страны Европы, а также Бразилия и Япония. В этой системе можно выделить две группы стран. Первую группу составляют страны, являющиеся участниками Женевских  вексельных конвенций, и вторую - страны, не являющиеся участниками этих конвенций, однако законодательство которых основано на Женевской конвенции "О единообразном  законе о переводном и простом векселе".

Другой основной системой вексельного права является англо-американская. Эта система применяется в США, Великобритании, во многих странах Британского содружества и некоторых других странах.

Существует целая группа стран, вексельное законодательство которых  не входит ни в одну из двух вышеназванных  систем вексельного права и не основано на каком-либо одном, общем  для всех этих стран вексельном законе. В эту группу входят Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Испания, Мексика и  целый ряд других стран.

В 1988 году была сделана еще  одна попытка создания единых вексельных правил. Генеральная Ассамблея ООН 9 декабря 1988 года одобрила Конвенцию  о международных переводных векселях и международных простых векселях. "Цель конвенции - создать специальные  инструменты, которые могут использовать лица, занимающиеся международной торговлей, вместо существующих средств для производства платежей или выдачи кредитов. Конвенция применима только в случае, если документ обозначен как "Международный переводной вексель" или "Международный простой вексель" со ссылкой на Конвенцию. Такое обозначение должно фигурировать в заголовке и в тексте документа".

Для вступления Конвенции  в силу необходимо, чтобы ее ратифицировали или к ней присоединились 10 государств. В настоящее время Конвенция  еще не вступила в силу.

 

Выводы:

Вексель согласно ст.143 и 815 Гражданского кодекса РФ - это ценная бумага, содержащая, по указанию ст. 1 и 75 Положения о  переводном и простом векселе 1937 (1991) года, вексельную метку и простое  и ничем не обусловленное обязательство (простой) или предложение векселедателя, адресованное им третьему лицу (переводной), об уплате векселедержателю определенной денежной суммы в определенное время  и в определенном месте.

Следует обратить внимание, что простой вексель представляет собой документ, содержащий обязательство  уплатить, а переводной - всего лишь предложение об уплате денежной суммы. К сожалению, многие ученые и практики говорят о приказе уплатить, который  дается векселедателем плательщику. С  точки зрения законодательства, действующего в России, переводной вексель содержит именно предложение, а не приказ об уплате. Это подтверждается прежде всего абстрактной природой векселя, ибо если бы переводной вексель заключал в себе приказ, его действительность (правомочность давать приказ) должна была бы ставиться в зависимость от наличия и действительности основания выдачи этого приказа.

Неисполнение приказа  предполагает санкции, которых в  Положении о векселях не предусмотрено  для плательщика по переводному  векселю в случае неоплаты векселя. Отсюда однозначно следует, что российский переводной вексель - это всего лишь предложение. Принять его или  отказаться - это прерогатива самого плательщика. Процедура принятия плательщиком переводного векселя к платежу  называется акцептом. Акцепт переводного  векселя и означает принятие лицом-плательщиком по нему на себя обязательства уплатить. Отказаться в последующем от этого обязательства без неблагоприятных для себя последствий плательщик не сможет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Проблемы санкций по векселям

 

2.1.  Нормы   о вексельных санкциях

Вопрос о вексельных санкциях достаточно актуален в силу того, что  обращение векселей в России ныне достигло значительных размеров. Основную массу находящихся в обращении  векселей составляют банковские. Кризис отдельных из них, задержки платежей ставят перед векселедержателями практическую проблему взыскания вексельных сумм, а также санкций, установленных вексельным законодательством.

Положение о переводном и  простом векселе (далее - Положение  о векселях) устанавливает для  векселедержателя право требовать  при предъявлении иска (п.48):

1) сумму векселя, не  акцептованную или не оплаченную, с процентами, если они были  обусловлены;

2) сумму в размере шести  процентов со дня срока платежа;

3) издержки по протесту, по посылке извещения, а также  другие издержки;

4) пеню в размере трех  процентов со дня срока платежа.

На практике возникает  вопрос: как исчислять проценты и  пеню - в годовых процентах или  за каждый день просрочки? Поскольку  Положение не дает на него ответа, единственная возможность для принятия решения - толкование Положения о векселях. Если в отношении процентов мнения сходятся: проценты исчисляются в  годовых, то при взыскании пени ситуация противоположная: одни считают, что  пеню следует взыскивать в размере  трех процентов годовых, другие - трех процентов за каждый день просрочки.

Высший Арбитражный Суд  РФ встал на позицию взыскания  пени в размере трех процентов  годовых.

В обоснование своего подхода  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал:

- исчисление пени в  размере трех процентов со  дня срока платежа является  нормой о законной неустойке,  которая не подлежит расширительному  толкованию. Эта норма не должна  противоречить также и действовавшей  на момент принятия Положения  о векселях статье 226 Гражданского  кодекса РСФСР 1964 года, предусматривающей  ответственность за просрочку  должника по денежному обязательству  в виде уплаты за время просрочки  трех процентов годовых с просроченной  суммы;

- в Рекомендациях по  использованию векселей в хозяйственном  обороте, изложенных в письме  Центробанка РФ от 9 сентября 1991 года N 14-3/30, также указано на возможность  векселедержателя требовать взыскания  пени в размере трех процентов  годовых со дня срока платежа;

- пеня в размере трех  процентов в день означает  несоразмерность имущественной  ответственности самому нарушению6.

Принятие высшей судебной инстанцией такого решения несколько  успокоило споры и внесло ясность  в ситуацию.

Однако 24 мая 1996 года Центральный  банк РФ издал телеграмму, в которой  указал, что кредитные организации  при совершении операций с векселями  должны исходить из того, что проценты составляют шесть процентов годовых, а пеня - три процента за каждый день просрочки.

Таким образом, на повестку дня вновь был поставлен вопрос о размере вексельных санкций.

Считается, что данная телеграмма Центрального банка РФ не имеет нормативной  силы и, следовательно, не может быть использована для взыскания санкций  в указанных в ней размерах.

Что служит основанием для  такого вывода?

1. Во-первых, изложенные в  телеграмме правила представляют  собой расширительное толкование  ст.48 Положения о векселях, а Центральный  банк РФ не наделен правом  толковать нормы действующего законодательства.

Статья 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" не предоставляет Банку  России право издавать официальные  разъяснения действующего законодательства. Кроме того, следует учитывать, что  нормы вексельного права по своей  природе рассчитаны на применение не только банками.

Роль банков в развитой рыночной экономике состоит в  том, чтобы учитывать "чужие" векселя, принимать их на инкассо и выдавать кредиты под обеспечение векселей. Если банк выпускает собственные  векселя, это - признак его неблагонадежности: значит, у него нет денежных средств для осуществления банковской деятельности или исполнения своих обязательств. Привлечение же денежных средств на условиях платности, возвратности и срочности производится не при помощи векселей, а облигаций либо депозитных и сберегательных сертификатов.

Интересно, что ЦБ РФ обязал кредитные организации руководствоваться  своей телеграммой. Между тем  законодательство для всех одно, независимо от того, применяется ли оно кредитной  организацией или иным участником гражданских  правоотношений.

Таким образом, рассматриваемая  телеграмма издана Центробанком РФ в  нарушение его компетенции и, следовательно, не порождает правовых последствий.

2. Во-вторых, ст.6 Федерального  закона "О Центральном банке  Российской Федерации" устанавливает  правило о том, что нормативные  акты Центрального банка, носящие  межведомственный характер либо  затрагивающие права, свободы  или обязанности граждан, должны  быть зарегистрированы в Министерстве  юстиции РФ. Очевидно, что указанная  телеграмма напрямую затрагивает права, свободы или обязанности граждан, так как участниками вексельных правоотношений могут быть граждане. Вексельная правоспособность совпадает с общегражданской, то есть вступать в вексельные отношения может любой субъект гражданского права. Однако данная телеграмма в Минюсте не зарегистрирована, что ставит под сомнение ее юридическую силу.

3. В-третьих, п.3 ст.18 Федерального  закона "О Центральном банке  Российской Федерации" указывает,  что нормативные акты, издаваемые  Банком России, должны быть подписаны  Председателем Банка России, а  телеграмма от 24 мая 1996 года подписана  первым заместителем Председателя  ЦБ РФ.

Поскольку Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации" однозначно предоставляет  право подписывать нормативные  акты только Председателю Банка России и не предусматривает возможности  делегирования данного права  иным должностным лицам Центробанка, это еще одно подтверждение того, что телеграмма не имеет нормативной  силы7.

В силу п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти" данная телеграмма не влечет правовых последствий и не может  служить основанием для регулирования  соответствующих правоотношений, а  в силу п.2 ст.11 АПК РФ не подлежит применению судами. Таким образом, попытка Центробанка РФ установить свои правила об исчислении вексельных санкций несостоятельна.

И все же вопрос о размере  санкций и порядке их исчисления нельзя считать решенным. Соглашаясь в целом с практикой взыскания  пени в размере трех процентов, считаем, что аргументы в защиту указанной позиции нуждаются в дальнейшей разработке.

Информация о работе Сущность вексельного обязательства