Сущность финансового менеджмента эволюция взглядов на вопрос управления финансами предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т. п. и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и др. Главный субъект управления – собственник. Но именно собственник в большей мере сталкивается с финансовым менеджментом как управляемой системой, что нередко приводит к проблемам.

Файлы: 1 файл

Сутність фінансового менеджменту.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

Сущность финансового  менеджмента эволюция взглядов на вопрос управления финансами предприятий

Финансовый менеджмент – это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т. п. и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и др. Главный субъект управления – собственник. Но именно собственник в большей мере сталкивается с финансовым менеджментом как управляемой системой, что нередко приводит к проблемам.

Необходимыми  условиями функционирования финансового менеджмента являются:

  • предпринимательская деятельность;
  • самофинансирование;
  • рыночное ценообразование;
  • рынок труда;
  • рынок капитала;
  • государственное регулирование деятельности предприятий, основанное на системе рыночного законодательства.

Решающее значение для  определения сущности финансового  менеджмента имеет проблема собственности, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Взаимосвязь финансового менеджмента и отношений собственности проявляется в том, что собственники или лица, уполномоченные собственниками управлять их имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, контролируют эффективность использования и сохранность имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.

Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, – это выработка базовой финансовой концепции. Она заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению. Согласно общему подходу финансовый менеджер – это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции.

Финансовыми источниками  формирования имущества являются:

  • денежные и материальные взносы учредителей или участников;
  • доходы от всех видов деятельности;
  • дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам;
  • кредиты банков, заемные и привлеченные средства других кредиторов;
  • капитальные вложения, дотации и субсидии из бюджетных и внебюджетных фондов;
  • безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования;
  • доходы от валютных курсовых разниц;
  • доход от долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, финансируемую аренду основных средств.

Структура финансовых источников формирования имущества предприятий и коммерческих организаций зависит от их организационно-правовой формы, видов деятельности, объемов  производства и реализации продукции, работ и услуг.

2.Распределение прибыли предприятия (тактика капитализации)

Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

Прибыль, как важнейшая категория  рыночных отношений, выполняет следующие  функции:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

Механизм формирования прибыли  содержится в «Отчете о прибылях и убытках».

При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы  или убытки со знаком «минус» (рис. 9.1).

Таким образом, балансовая прибыль  предприятия включает: 1) прибыль  от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных  операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.

Рис. Планирование и распределение  прибыли на предприятии

Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукций, определяется по формуле:

где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции. Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как
(9.3)

где Пед – прибыль на единицу продукции; Сед - себестоимость единицы продукции. Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как

Поп=Доп - Роп  , (

где Доп – операционные доходы; Роп - операционные расходы.

Результат от данной деятельности возникает  в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и  прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в  виде дивидендов по ценным бумагам  других организаций, в виде прибыли  от совместной деятельности и т.п. Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций, определяется как

Пвн = Двн – Рвн,

где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.

Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

• на формирование резервных фондов;

•  выплату доходов учредителям (участникам);

•  создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

При этом существуют два подхода  к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных  документах предприятия оговаривается  порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные  для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п. Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.

Для оценки эффективности распределения  прибыли используется коэффициент  ее капитализации. Он рассчитывается по следующей формуле:

Ккп = КП / ЧП · 100,¹ (1)

где Ккп – коэффициент капитализации  прибыли торгового предприятия;

КП  – сумма капитализируемой прибыли (прибыли, обеспечивающей предстоящее  производственное развитие предприятия);

ЧП  – общая сумма чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

Чем выше это показатель, тем больше у предприятия возможностей осуществлять свое стратегическое развитие на принципах  самофинансирования, тем выше темпы  возрастания его рыночной стоимости.

Стремление  к получению сиюминутного дохода и максимально возможному изъятию  прибыли говорит о том, что  по субъективным или объективным  причинам цель «зарабатывания» является первостепенной в системе приоритетов  собственников предприятия или  команды управления. Это, в свою очередь, означает, что цель сохранения капитала для обеспечения долгосрочного  устойчивого функционирования предприятия  отступает на второй план.

Наоборот, капитализация, или реинвестирование, полученной прибыли и, как следствие, увеличение собственного капитала способствуют повышению финансовой устойчивости. Реинвестирование чистой прибыли выступает  альтернативой привлечения иных источников финансирования, в частности, таких, как кредиты банка или  спонтанное увеличение кредиторской задолженности. Следует иметь в виду, что финансирование из заемных источников предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих определенную финансовую надежность предприятия. В составе таких условий немалое  значение имеет доля уже имеющихся  долгов в совокупных пассивах. Не случайно показатель, характеризующий долю собственного капитала в совокупных источниках финансирования, в практике финансового анализа  получил название коэффициента долгосрочной платежеспособности.

Особо необходимо отметить, что плата за пользование заемными средствами, имеющая, как правило, фиксированный размер, создает дополнительный финансовый риск для собственников в случае непредвиденных обстоятельств, таких, как падение спроса на продукцию, рост затрат, изменение процентных ставок. В условиях сложного финансового  положения, в котором находится  в настоящее время большинство  российских предприятий, это может  стать причиной утраты платежеспособности: предприятия оказываются не в  состоянии обеспечить больший приток средств, необходимый для покрытия возросших расходов.

Реинвестирование  прибыли является источником увеличения собственного капитала и, следовательно, способствует сохранению капитала. Вместе с тем растущая величина собственного капитала делает все более сложным  обеспечение прежнего уровня отдачи на вложенный собственный капитал. Поэтому выбор второй цели как приоритетной отодвигает достижение первой цели.

Информация о работе Сущность финансового менеджмента эволюция взглядов на вопрос управления финансами предприятий