Российский рынок ценных бумаг 1990-1995 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования. Вместе с тем, единой модели, обеспечивающей успешное функционирование рынка ценных бумаг, не существует. На практике невозможно и нежелательно копировать рынок ценных бумаг только потому, что он нормально функционирует в других странах. Важно то, что рынки ценных бумаг непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Рынки

Оглавление

1.Теоретическая часть. Российский рынок ценных бумаг в 1990-1995 гг. страница .....

2. Практическая часть (задачи)
2.1 Вариант №3 страница.............

3. Список литературы страница............

Файлы: 1 файл

контрольная о ценных бумагах с задачами.docx

— 45.72 Кб (Скачать)

Содержание.

1.Теоретическая часть.  Российский рынок ценных бумаг  в 1990-1995 гг. страница .....

 

2. Практическая часть  (задачи)

2.1 Вариант №3 страница.............

 

3. Список  литературы страница............

 

1. Теоретическая часть.Российский рынок ценных бумаг в 1990-1995 гг.

Рынок ценных бумаг позволяет  правительствам и предприятиям расширять  круг источников финансирования. Вместе с тем, единой модели, обеспечивающей успешное функционирование рынка ценных бумаг, не существует. На практике невозможно и нежелательно копировать рынок  ценных бумаг только потому, что  он нормально функционирует в  других странах. Важно то, что рынки  ценных бумаг непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Рынки представляют собой не окончательно сформированные и застывшие структуры, а постоянно развивающиеся организмы.

Основная цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в  том, чтобы сформировать механизм для  привлечения в экономику инвестиций путем построения взаимоотношений  между теми, кто испытывает потребность  в средствах, и теми, кто хочет  инвестировать избыточный доход.

Рынок ценных бумаг в России относительно молодой. Особенности  функционирования российского рынка  ценных бумаг связаны с тем, что, с одной стороны, он основан и  функционирует с учетом отдельных  достижений развития аналогичных рынков развитых западных стран, а с другой стороны, скорость и стихийность  его развития таковы, что регулирующие рынок государственные органы не всегда успевают отслеживать отдельные  тенденции, а также регламентировать и контролировать некоторые направления  деятельности рынка ценных бумаг. Вследствие этого, российскому рынку ценных бумаг присущи определенные особенности, практически не имеющие аналогов на рынках развитых стран. Особенности развития российского рынка предопределили особенности создания и использования ценных бумаг, что, в свою очередь, привело к тому, что для подавляющего большинства российских ценных бумаг в результате были характерны как сходные черты с ценными бумагами других стран, так и многочисленные отличия.

Первой особенностью развития российского рынка ценных бумаг стало поэтапное его становление. Для каждого этапа характерны свои специфические тенденции развития, обусловленные такими факторами, как:

1.Виды ценных бумаг, преобладающие на фондовом рынке в данный период времени, и основные компании-эмитенты этих ценных бумаг.

2.Преобладающие группы инвесторов.

3. Уровень развития инфраструктуры  рынка ценных бумаг, количество его профессиональных участников.

4. Уровень развития законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг.

5. Степень зависимости  от ситуации на мировых фондовых  рынках.

Начало постсоветского этапа  развития рынка ценных бумаг определяется в рамках 1988(1991)–1994 гг. Первым нормативным актом в этой сфере стало постановление Совета Министров СССР «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» от 15 октября 1988 г. [3]. Постановление предоставило возможность вести хозяйствование на основе негосударственной формы собственности, в том числе путем использования метода «хозрасчета» коллективов предприятий, который можно признать прообразом и суррогатной формой приватизации. Отношения, предусмотренные данным постановлением, можно было назвать акционерными лишь условно [2]. Акции свободно не обращались, в ряде случаев устанавливались гарантированный дивиденд и возврат стоимости акций акционерам, отсутствовала и сама по себе акционерная организационно-правовая форма юридического лица. В целом, гражданский оборот ценных бумаг как правовое явление не был возможен ввиду отсутствия легально определенного порядка обращения ценных бумаг.

С принятием закона РСФСР  «О собственности в РСФСР» [10] от 24 декабря 1990 г. расширился круг объектов прав собственности. Принятый несколькими месяцами ранее закон СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. сыграл скорее политическую роль, впервые разграничив собственность граждан, коллективную и государственную собственность, а также выделив односубъектную собственность граждан и юридических лиц [17, с. 28–33].

Российский закон в  ст. 2 определил, что объектами права  собственности могут быть ценные бумаги, относя их к разряду имущества. Особенностью этого закона стало разделение субъектов права на право собственности гражданина (частная собственность) и общественных объединений (организаций). При этом для обоих субъектов предусматривалась возможность обладания на праве собственности таким объектом, как «акции и другие ценные бумаги» (ст. 9 и 17 соответственно).

С момента принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации  в стране стали признаваться равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Наиболее четкое закрепление право  собственности и иные правовые категории  получили с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации от 21 октября 1994 г. [1]. Так было определено правовое положение акционерных обществ (ст. 96–106 Кодекса) и гражданского оборота ценных бумаг (ст. 128, 142–149 ГК РФ).

Существенный вклад в  формирование оборота ценных бумаг  внесли также: Положение о ценных бумагах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. №590 [14], Положение об акционерных  обществах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 [15], Положение о выпуске  и обращении ценных бумаг и  фондовых биржах в РСФСР, утвержденное постановлением Правительства РСФСР  от 28 декабря 1991 года №78 [16] и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР» от 24 июня 1991 г. №1451-1 [7].

Так, российское Положение  о выпуске и обращении ценных бумаг заложило правовые основы для  формирования не только рынка ценных бумаг образца начала 1990-х гг., но и современного финансового рынка. В этом нормативном акте нашли  отражение основные правовые понятия, ставшие базовыми категориями: ценные бумаги, рынок ценных бумаг, выпуск, государственная регистрация, эмиссия, обращение ценных бумаг, проспект эмиссии, участник (профессиональный) рынка, фондовая биржа.

Положение легально определило ценную бумагу как денежный документ, удостоверяющий имущественное право  или отношение займа владельца  документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ. Среди  видов ценных бумаг Положение  выделяло акции, облигации, государственные  долговые обязательства и производные  бумаги.

Российские предпринимательские  структуры не замедлили воспользоваться  появлением в стране правового каркаса  рынка ценных бумаг, что привело  к возникновению многочисленных центров «свободной» торговли, названных в России биржами. Биржевые сделки по всей стране заключались главным образом по товарной номенклатуре. Большинство биржевых структур создавалось в форме акционерных обществ. Поскольку не было предъявлено никаких требований к эмиссионным документам и к порядку проведения эмиссий, учреждаемые биржи начинали свою деятельность с продажи собственных акций и «брокерских мест» (по сути, прав на участие в торгах). Произошло создание Московской центральной фондовой биржи.

В это же время было принято  банковское законодательство, согласно которому коммерческим банкам разрешались  любые, без ограничений, виды операций с ценными бумагами. К составу  операций Центрального банка были отнесены покупка, продажа и хранение государственных  ценных бумаг, выполнение функций депозитария  по ним, погашения и выплаты процентов  по государственным займам.

В период с июня по октябрь 1991 г. - начало государственного лицензирования деятельности юридических и физических лиц на рынке ценных бумаг предопределило начало процесса формирования инвестиционных компаний. Именно в это время происходило  массовое акционирование банков и выброс банками акций на рынок ценных бумаг; начало выпуска банками депозитных сертификатов; формирование рынка ценных бумаг на предъявителя в качестве заместителей наличных денег.

К середине 1991 г. только в  Москве и Московской области было зарегистрировано уже свыше 200 коммерческих банков. При проведении эмиссий АКИБ НТП, Инкомбанк, Мосбизнесбанк и  АвтоВАЗбанк впервые в российской фондовой практике официально прибегли к услугам только что появившихся  и еще очень немногочисленных брокерских фирм. Характерно, что эти  фирмы проводили сделки на свой страх  и риск, поскольку ни одного нормативного акта, регулировавшего порядок посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, помимо Положения об акционерных  обществах, тогда не существовало.

Пример первых эмиссий  банковских акций повлиял и на рынок биржевых акций. Его операторы (биржи) начали процесс реструктуризации капитала бирж, отделяя инвестиционные компании. При этом часть средств  такие компании получали непосредственно  от учреждавших их бирж, а часть  собирали по открытой подписке. Утвержденное 28 декабря 1991 г. постановлением Правительства  России № 78»Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» [16] стало первым важнейшим документом, регламентирующим порядок жизнедеятельности и взаимодействия институтов фондового рынка. Отдельные положения данного нормативного акта представляли собой учет российских реалий и западно-европейского фондового законодательства. Например, участниками рынка ценных бумаг России признавались любые российские банки. В результате этого события произошла первая открытая подписка на акции, проведенная банком «МЕНАТЕП».

Несмотря на прогрессивный  характер Положения о выпуске  и обращении ценных бумаг 1991 г., что  в течение нескольких лет сделало  его актом, замещающим федеральный  закон, адекватного правового поля для развития рынка ценных бумаг  на тот момент не сформировалось. Сказалось  отсутствие базовых законодательных  актов специального регулирования: об акционерных обществах, о рынке  ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о защите прав инвесторов и др. В результате, в период с января по октябрь 1992 года наблюдался мини-кризис рынка ценных бумаг, который проявил себя в падении курсов акций, преобладании разовых сделок, низкой ликвидностью большинства ранее осуществленных выпусков ценных бумаг.

Основными причинами кризиса  считаются следующие:

- высокая инфляция (высокая  инфляция подрывает доверие инвесторов  к вложениям в ценные бумаги, как способу сохранить и преумножить  капитал; например, по итогам 1992-1994 гг. уровень дивидендов по акциям  не превысил 50-150%, при темпах инфляции  за 1992 г. - 2500-2600% в год, за 1993 г. - 900-1100% в год, за 1994 г. - 280-300%);

- проявившаяся к тому  времени фиктивность многих биржевых  и торгово-посреднических структур;

- слишком жесткая денежная  политика Центрального Банка  России, вызвавшая кризис неплатежей;

- относительно небольшие  масштабы приватизации.

В это же время государство  выпустило ряд нормативных актов, которые регулировали инфраструктуру рынка ценных бумаг. В частности, были определены правила выпуска и регистрации ценных бумаг, установлен порядок аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами, установлен порядок лицензирования биржевой деятельности на рынке ценных бумаг; установлен порядок лицензирования финансовых брокеров, инвестиционных консультантов и инвестиционных компаний, определен статус и порядок функционирования инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов, определен порядок лицензирования инвестиционных фондов и их управляющих, создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам.

К концу этого этапа  в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка ценных бумаг. Постановление  Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области.

Второй этап развития российского  фондового рынка, который можно  назвать распределительным этапом или периодом массовой приватизации, начался в октябре 1992г. с массовой эмиссии государством 153 млн. приватизационных чеков (ваучеров). Для данного этапа  характерны следующие тенденции:

Во-первых,  происходило  активное развитие рынка государственных  ценных бумаг и рынка корпоративных  ценных бумаг, причем на данном этапе  государственные ценные бумаги занимали наибольшую долю рынка.

Во-вторых, при оценке преобладающей  группы инвесторов,  на данном этапе  институциональные инвесторы осуществляли вложения в государственные ценные бумаги; физические лица - в корпоративные  ценные бумаги, причем как в акции  приватизируемых предприятий, так  и в бумаги различного рода инвестиционных структур.

В-третьих, при оценке уровня развития инфраструктуры фондового  рынка,  инфраструктура находилась на уровне, вполне приемлемом для осуществления  вышеобозначенных операций.

В-четвертых, при оценке уровня  законодательства, регулирующего деятельность участников рынка ценных бумаг, оно  было недостаточно хорошо развито, что  привело к появлению финансовых пирамид; а их крах предопределил  недоверие частного инвестора к  ценным бумагам в целом.

В-пятых, начиная с 1995 г. (когда, только в соответствии с оценками Госкомстата, объем иностранных  портфельных инвестиций в России составил 30 млн. долл. США) и до осени 1997 г. (когда разразился кризис развивающихся  рынков, что отразилось на инвестиционной политике иностранных вкладчиков и  по отношению к России)  наблюдался стремительный рост интереса иностранных  инвесторов к быстроразвивавшемуся российскому рынку.

 

Процессы приватизации, как  и процесс становления общего фондового рынка в России, были инициированы федеральными властными  структурами. Этот этап можно характеризовать  как период оживления и подъема  рынка. В историю он вошел как  период ваучерной приватизации –  на рынке впервые появилась массовая ликвидная ценная бумага, т.е. ваучер. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития инфраструктуры рынка  ценных бумаг.

Приватизация государственной  и муниципальной собственности  рассматривалась как важнейший  элемент рыночных реформ, проводившихся  в России начиная с 1992 г. Благодаря  приватизации государственной собственности  фондовый рынок в России буквально  за считанные месяцы оказался насыщен  сначала приватизационными чеками – первой действительно массовой и общедоступной ценной бумагой, а затем – акциями приватизированных  предприятий, которые с 1994 г. превратились в основной фондовый товар.

Основными  вехами  второго  этапа развития рынка ценных бумаг  стали система приватизационного  законодательства 1992—1994 гг., создание   и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.

Динамическое развитие рынка ценных бумаг началось с принятием закона РСФСР от 3 июля 1991 г. №1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» [6]. Закон определил понятие приватизации, компетенцию государственных органов, регламентировал порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий и в целом предоставил правовую основу для широкомасштабного выпуска и обращения основных эмиссионных ценных бумаг – акций приватизированных предприятий. До того гражданский оборот эмиссионных ценных бумаг в стране практически отсутствовал, а неэмиссионные, прежде всего предъявительские, ценные бумаги служили объектами малочисленных разовых сделок. Во исполнение закона о приватизации были приняты указы Президента Российской Федерации: от 29 января 1992 г. №66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» [13], от 1 июля 1992 г. №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» с приложением Типового устава акционерного общества открытого типа [12], – положившие начало массовой приватизации государственных предприятий с одновременным преобразованием их в акционерные общества и выпуском акций в форме ценной бумаги, имеющей право на участие в капиталах приватизированных предприятий.

Одно из наиболее знаменательных событий произошло после эмиссии  ваучеров в мае 1993 г., когда был создан рынок государственных краткосрочных облигаций. Постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» заложило правовые основы выпуска, обращения и погашения данного вида ценных бумаг .

Напрямую связанным с  появлением этих ценных бумаг  считается создание первых негосударственных пенсионных фондов, быстрый рост количества которых был отмечен в период с января по июль 1993 г. В это время ГКО были одним из основных инструментов, составлявших инвестиционные портфели большинства фондов.

В это же время был отмечен  бум на рынке предъявительских ценных бумаг (депозитарных свидетельств на акции) и волна повышения котировок  эмитентами акций («МММ», «Телемаркет», «Хопер», и др.). Что касается последних, то уже в конце 1994 г. разразились скандалы, связанные с банкротством многочисленных финансовых пирамид, что в дальнейшем способствовало росту недоверия частного инвестора к корпоративным ценным бумагам.

Общепринятым положением является тот факт, что функционирование организованного рынка корпоративных  ценных бумаг, а именно они составляли основу всего фондового рынка, началось с 1994 г.

Тогда были заложены принципы его существования, сформировались основы рыночной инфраструктуры и правового  регулирования. Созданный для обслуживания задач приватизации государственных  предприятий, этот рынок изначально выполнял в основном функцию перераспределения  собственности.

Стихийное формирование экономики, ориентированной преимущественно  на экспорт сырьевых ресурсов, предопределило направленность рынка корпоративных  акций. Продавались главным образом  акции предприятий топливно-энергетического  комплекса (ТЭК), цветной и черной металлургии, машиностроения. Одновременно возрос приток финансовых средств в  акции реального сектора экономики  и государственные ценные бумаги. К этому времени относится  первый всплеск спроса на акции приватизированных  компаний (нефтедобыча, телекоммуникации и др.) со стороны иностранных  инвесторов. Появились на рынке и  первые иностранные инвестиционные институты, в том числе специально созданные западные инвестиционные фонды, ориентированные на высокорисковые операции с российскими ценными  бумагами. Явились на российский рынок  иностранные портфельные инвесторы. В это же время произошло завершение чековой приватизации и выход из обращения приватизационного чека.

Одним из важнейших положительных  итогов развития рынка ценных бумаг  в 1994 г. является значительное увеличение его ликвидности. Но в целом конъюнктура российского фондового рынка в 1994–1995 гг. отличалась нестабильностью, падения чередовались с резкими подъемами. Основная причина всплесков активности инвесторов заключалась в стремлении получить контрольные пакеты акций определенных компаний. Особым спросом пользовались акции предприятий цветной металлургии, портов, лесопромышленных комплексов, целлюлозно-бумажных комбинатов и других предприятий сырьевых отраслей, которые относились к акциям второго и третьего эшелона фондового рынка, т.е. акции с ограниченной ликвидностью.

В 1994–1995 гг. обозначилась серьезная  проблема в развитии российского  фондового рынка. Результатом российской приватизации оказалось то, что для инвестора, который не обладал контрольным пакетом акций, невыгодно было быть акционером. Поэтому ни эмитенты, ни реальные и потенциальные инвесторы не выражали заинтересованности в функционировании фондового рынка при условии, когда права собственности на предприятия уже перераспределены. Те незначительные дивиденды, которые выплачивались по акциям подавляющего большинства российских эмитентов, не могли удовлетворять рядовых акционеров. К тому же ликвидность акций резко сокращалась или практически исчезала после того, как контрольный пакет оказывался в одних руках.

Ситуация потребовала  появления профессиональных участников, которые стали бы между покупателями и продавцами ваучеров. Государство  инициировало возникновение ЧИФов (частных инвестиционных фондов), которые  аккумулировали большую часть ваучеров. На рынке появились первые лицензированные  финансовые брокеры и инвестиционные компании. Брокеры выполняли посреднические функции, а компании проводили операции за свой счет. Наконец, ваучер реально  активизировал деятельность ряда бирж, особенно московских, а также фондового  отдела РТСБ (Российской товарно-сырьевой биржи). Ежедневные котировки ваучера  на этих биржах стали ориентиром для  всех профессиональных участников рынка  ценных бумаг. По сути, это стало  первой классической биржевой деятельностью  российских бирж.

Особенностью российского  фондового рынка являлись специфические  ограничения на деятельность брокерских фирм. В результате на российском рынке эффективно могли действовать лишь универсальные банки, однако обычно они преследовали специфические цели, далекие от задач поддержки его ликвидности. Российский фондовый рынок возник в весьма специфической макроэкономической обстановке. Ее основными чертами являлись распад нерыночных (администрируемых) связей в экономике страны и повышенная инфляция, продолжавшаяся в течение 5 лет. В России первой половины 1990-х гг. акции рассматривались либо как инструмент установления абсолютного контроля над акционерным обществом, либо как инструмент извлечения одноразового дохода от их реализации.

В 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, расширение рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие   на курс рубля к доллару и на темпы инфляции.

Увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов, хотя и крайне низкой степени надежности, ориентированных  на работу с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование  ценных бумаг для разрешения кризиса  неплатежей. 1994 год ознаменовался  также осуществлением первых крупных  вложений иностранных инвесторов в  акции российских приватизированных  предприятий.

В 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов, формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могли быть инвестированы в том числе в ценные бумаги, а также притока на рынок средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках) .

С прекращением существования  ваучера в 1994 г. все организации  и структуры, которые появились  на рынке ценных бумаг для работы с ним, оказались больше не востребованными. Начался процесс сворачивания деятельности многих брокерских контор и компаний.  На этом закончился второй этап развития рынка ценных бумаг в России.

С окончанием реализации модели массовой приватизации (1992— 1994 гг.) в  России завершился  количественный этап институциональных преобразований.

 Его важнейшим итогом  стало формирование новых экономико-правовых  механизмов и институциональных  структур:

корпоративного сектора  экономики (свыше 50 000 зарегистрированных АО) ;

биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли и  вторичный рынок акций приватизированных  предприятий;

системы (пока переходной, но уже довольно мощной) институциональных  инвесторов;

социального слоя, который  даже с учетом его крайней неоднородности и недостаточной правовой защищенности был уже слоем собственников (около 40 млн. акционеров по итогам массовой приватизации).

Эти факторы в значительной степени определили и последующую  динамику рынка. В результате столь  быстрого роста рынка потребности  эмитентов и инвесторов переросли  те возможности, которые предоставляла инфраструктура рынка. Если в 1992—1993 гг. можно было говорить о том, что развитие инфраструктуры опережало развитие рынка в целом, то в 1995—1996 гг. ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие рынка поставило в качестве одного из ключевых вопрос о создании новой нормативной базы.

Третий этап можно охарактеризовать как период спада с переходом  в состояние застоя. Он продолжался  до второй половины 1995 г. Переход в  период спада в первую очередь  был связан с ликвидацией ваучера, но существовал еще ряд факторов, приведших к застойным тенденциям на рынке ценных бумаг, в том числе  рекламные кампании ЧИФов и других акционерных обществ, обещавших  громадные дивиденды, которые подорвали  веру большинства населения в  ценные бумаги, так как почти ни одна из подобных организаций свои обещания не выполнила. Сыграли свою отрицательную роль и утечка капитала за рубеж, несовершенство законодательства, долларизация страны (значительная часть  населения предпочитало вкладывать свои сбережения не в государственные ценные бумаги и акции промышленных предприятий, а в доллары США.

К концу 1995 г. стало явным, что цель формирования  эффективного развития рынка капитала достигнута не была, в связи с чем следующий этап развития  рынка ценных бумаг  ограничивается рамками 1995–1998 гг. и характеризуется как активный процесс формирования законодательных (а не просто общеправовых или административных) основ выпуска и обращения ценных бумаг. При этом имело место уникальное соединение отечественных правовых традиций, наиболее близких к континентальным цивилистическим системам, с англо-американским опытом регулирования финансовых рынков.

В качестве срочных и переходных мер, характерных для этого периода, является издание  Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» [11] и Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» [8], разработанные преимущественно на основе правовых актов США, а также издание указов Президента РФ и принятие постановлений Правительства РФ, призванных усилить слабое на тот момент государственное регулирование рынка и обеспечить адекватную реакцию на быстрое изменение экономических условий. Целям пресечения злоупотреблений на финансовом рынке служил указ Президента от 4 ноября 1994 г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» [4], которым был создан первый специализированный орган государственного контроля гражданского оборота ценных бумаг – Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. №202 «О статусе Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации» [9] статус Комиссии был приравнен к статусу федерального министерства. На защиту от подделок документарных ценных бумаг было направлено действующее по настоящий момент постановление Правительства РФ от 24 января 1995 г. №78 [5].

Указанные  законы, принципиальные для формирования рынка эмиссионных  ценных бумаг, ориентированы на наличие  развитого рынка с современной  институциональной инфраструктурой, информационной открытостью, государственно-общественным контролем соблюдения прав инвесторов, что было нехарактерно для России.

Выводы

Фондовый рынок является важнейшим механизмом, обеспечивающим эффективное функционирование всей экономики. В Российской Федерации рынок ценных бумаг только развивается, одновременно со становлением рыночных отношений. На нем обращается специфический товар – ценные бумаги, которые сами по себе никакой ценности не имеют. Однако они являются титулами собственности, за ними стоят реальные активы, которые в основном и определяют стоимость конкретных ценных бумаг.

Фондовый рынок в России сравнительно молод, его возрождение  происходило в начале 1990-х гг. Он относится к категории развивающихся  рынков, для которых характерна высокая доходность, но, как правило, и более высокая степень риска. В последние годы на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов, укрепилась законодательная база, наработаны новые механизмы защиты прав инвесторов, что наряду с улучшением экономической и политической ситуации в стране способствует международному признанию России и повышению ее кредитных рейтингов со стороны международных рейтинговых агентств (Moody`s, Standard & Poor`s, Fitch). Кредитный рейтинг отражает мнение агентства относительно способности и готовности эмитента (в данном случае государства) своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства.

Рейтинг относит эмитентов  к инвестиционной либо к спекулятивной  группе. Инвестиционный статус позволяет  рассчитывать на заметное увеличение притока инвестиций в страну, так  как крупные западные институциональные  инвесторы (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) не имеют права  вкладывать свои средства в страны с низким спекулятивным рейтингом.

В настоящее время Россия вплотную приблизилась к инвестиционному  рейтингу. Начиная с 2003 г. международные  агентства постоянно присваивают  России инвестиционные рейтинги. По этой причине считается, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития.

2. Практическая часть  (задачи)

2.1 Вариант №3 

Задача 1.  Организация выплатила по акциям 100 млн. руб. дивидендов. Рыночная стоимость акций составляет 4 млрд. руб. Определите текущую доходность (дивидендный доход) акций организации ( в обращении находится 40 тыс. акций).

Решение:

Дивидендный доход (Дх) рассчитывают в процентах как отношение полученного дивиденда(В) к цене приобретения акции (Цэ) [18].

          В

Дх = ---      х 100

         Цэ

 

Определим текущую доходность акций ( дивидендный доход) организации :

100,0 млн. руб.  : 4000,0 млрд. руб.  х 100  =  2,5%

 

 

 Задача 2. Рассчитайте балансовую стоимость акции акционерного общества закрытого типа, если сумма активов - 12464 тыс. руб. , сумма долгов - 4224 тыс. руб., количество оплаченных акций - 5000 штук.

Решение:

Балансовая стоимость  акции рассчитывается по данным финансового  отчета общества как стоимость чистых активов (разница между активами и обязательствами общества перед  третьими лицами), деленная на общее  число обыкновенных акций, находящихся  в обращении. Она показывает величину собственного капитала, приходящегося  на одну акцию.[20].

Чистые активы – это  величина, определяемая путем вычитания  из суммы активов организации, суммы  ее обязательств (долгов) [19].

Балансовая стоимость  акции (Б.С.А.) АО закрытого типа определяется по формуле:

 

 

                  Ч       А - Д

    Б.С.А. =---  =    -----,

                  О        О

 

где Ч - чистые активы;

А - активы, принимаемые в  расчет чистых активов;

Д - пассивы, принимаемые  в расчет чистых активов (долги);

О - количество оплаченных акций.

 

 

 

Тогда:

                    12464 тыс. руб. - 4224 тыс. руб.=8240 т.р.

    Б.С.А. = --------------------------------------------------------   = 1648 тыс. руб.                        

                                        5000 шт

 

Задача 3. На акцию номиналом в 1 тыс. руб. выплачивается дивиденд размером в 3 тыс. руб. Расчитайте рыночную цену акций при 75  %-ной ставке ссудного процента.

Решение.  Рыночная цена акций (курс акций) с учетом ссудного процента расчитывается по формуле: [21]

                                 Д

Ка  =  Нс   х        ------------

                                СП

где Ка — курс акции, руб.;

Нс — номинальная стоимость  акции, руб.;

Д — доходность акции (норма  дивиденда), %;

СП — ставка ссудного процента, %.

Текущая доходность акций  определяется путем деления суммы  дивидендов на рыночную стоимость акций:

ТДа = СД : РСА.

Определим текущую доходность акций:

3,0 :1,0 х 100 =300%

Далее расчитаем рыночную цену акций при 75%-ной ставке ссудного процента:

                        300%

Ка = 1,0 х ------------------- = 4,0 тыс. руб.

                         75%

 

Задача 4. Расчитайте величину дисконта. Вексель, выписанный на сумму 100 тыс. руб. с периодом погашения 210 дней, учтен в банке за 60 дней до даты погашения по учетной ставке 80 % годовых.

Решение: [22]

Сумма дисконта по векселю  рассчитывается по нижеприведенной  расчетной формуле:

С = (К х Т х П) / (365 х 100), где:

С — сумма дисконта по данному векселю, тыс. руб.;

К — номинальная стоимость  самого векселя, тыс. руб.;

Т — срок от дня платежа, дней;

П — ставка процента, %.

считаем и получаем:

Сумма дисконта по векселю = (100,0 х 60 х 80) : (365 х100) = 13151 тыс. руб.

 

 

Список литературы:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации: принят 21 октября 1994 г. Часть I // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №32, ст. 3301.

2.Журавлева Н.А., Никитин С.Н. Развитие акционерно-коммерческой деятельности в СССР. Л., 1991. 48 с.

3.О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг: постановление Совета Министров СССР от 15 окт. 1988 г. // Сб. постановлений СССР. 1988. №35, ст. 100.

4.О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 4 ноября 1994 г. №2063 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №28, ст. 2972.

5.О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 24 янв. 1995 г. №78 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №5, ст. 425.

6.О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: закон РФ от 3 июля 1991 г. №1531-1 // Ведомости Съезда нар. депутатов РСФСР и Верхов. Совета РСФСР. 1991. №27, ст. 927.

7.О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР: постановление Президиума Верхов. Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. №1451-1 // Ведомости Съезда нар. депутатов РСФСР и Верхов. Совета РСФСР. 1991. №31, ст. 1024.

8.О рынке ценных бумаг: Федер. закон Рос. Федерации от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №17, ст. 1918.

9.О статусе Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 27 февр. 1995 г. №202 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №10, ст. 856.

10.О собственности в РСФСР: закон РСФСР от 24 дек. 1990 г. №443-1 // Ведомости Совета нар. депутатов РСФСР и Верхов. Совета РСФСР. 1990. №30, ст. 416.

11.Об акционерных обществах: Федер. закон Рос. Федерации от 26 дек. 1995. №208-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №1, ст. 1.

12.Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества: указ Президента Рос. Федерации от 1 июля 1992 г. №721 // Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1992. №7, ст. 312.

13.Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий: указ Президента Рос. Федерации от 29 янв. 1992 г. №66 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1992. №1, ст. 3.

14.Об утверждении Положений об акционерных обществах и о ценных бумагах: постановление Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. №590 // Сб. постановлений СССР. 1990. №15, ст. 82.

15.Об утверждении Положения об акционерных обществах: постановление Совета Министров РСФСР от 25 дек. 1990 г. №601 // Сб. постановлений РСФСР. 1991. №6, ст. 92.

16.Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР: постановление Правительства РСФСР от 28 дек. 1991 г. №78 // Экономика и жизнь. 1992. №5.

17.Толстой Ю.К. Еще раз о формах собственности в Российской Федерации // Правоведение. 1993. №3. С. 28–33.


 

  

      18. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова,  А.И.Басова.  -  М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.

 

19. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова , А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ,2001. - 495 с., 2001

 

    20.Учебник  электронный. Финансирование. Под  ред.Кошечкина С.А.

 

    21. Поршнев А.Г.. Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,1999.-669 с., 1999

 

     22. В.П. Воронин. Н.П. Сапожникова. Учет ценных бумаг, 2005


Информация о работе Российский рынок ценных бумаг 1990-1995 гг