Роль клиринга на фондовой бирже

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить роль клиринга на фондовой бирже в Российской Федерации.
Задачи работы:
1) дать определение понятиям «клиринг» и «фондовая биржа»;
2) изучить требования, предъявляемые к клиринговой организации, процедуру клиринга, связь клиринга и расчетов, виды взаимозачета при клиринге, основные риски клиринговой деятельности.

Оглавление

Введение
3
1. Понятие клиринга и фондовой биржи
4
2. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)
8
2.1. Требования, предъявляемые к клиринговой организации

2.2. Процедура клиринга

2.3. Связь клиринга и расчетов

2.4. Виды взаимозачета при клиринге

2.5. Основные риски клиринговой деятельности

3. Клиринг и его роль на российской фондовой бирже (на примере ЗАО «ФБ ММВБ»)
14
Заключение
17
Список литературы

Файлы: 1 файл

клиринг.docx

— 50.82 Кб (Скачать)




 В клиринге расчеты представляют собой обособившиеся части современной реальной (т. е. сопровождающейся физическим перемещением товара от продавца к покупателю) рыночной сделки. Она всегда включает три стадии (части), которые представлены в таблице 1. 6

Табл. 1Составные части  рыночной сделки

 

В процессе клиринга подготавливается необходимая бухгалтерская документация по сделкам, но, в отличие от приведенной  выше схемы, не по каждой отдельной  сделке, а по каждому участнику  рынка и по всем его рыночным сделкам  за определенный период (обычно за торговый день). Тем самым резко сокращается, ускоряется и удешевляется общий  документооборот.

Указанная документация поступает  в соответствующие банки и  организации, которые ведут переучет прав собственности на ценные бумаги (депозитарии, регистраторы).

Поскольку большинство участников рынка ценных бумаг достаточно часто  заключают сделки, постольку целесообразным оказывается объединение в едином специализированном центре сразу как  клиринговой, так и расчетной  деятельности, т. е. в профессиональной клиринговой организации. В таком  случае денежные средства и ценные бумаги соответствующих участников фондового рынка находятся на учете в клиринговом центре, и  у них отсутствует пространственное перемещение, как это имеет место  в случае, когда клиринг и расчеты  разделены между собой по разным организациям.

2.4. Виды взаимозачета при клиринге.

 Взаимозачет — это  выявление итоговых взаимоотношений  между участниками рынка за  определенный временной промежуток  по всем сделкам между ними  за этот отрезок времени.

Взаимозачет может быть:

• двусторонним — это  взаимозачет только между двумя  участниками рынка по всем сделкам, заключенным между ними за расчетный  период (обычно задень);

• многосторонним — это  взаимозачет сразу между многими  участниками рынка по всем заключенным  между ними сделкам за расчетный  период; он обозначается также термином «неттинг».

Многосторонний клиринг  может существовать в двух формах:

1) без посредника в  расчетах;

2) с участием центрального  посредника в расчетах; такой  клиринг получил название «новейшн».

В системе многостороннего  клиринга «новейшн»-обязательства всех участников рынка регистрируются не относительно друг друга, а относительно самого клирингового центра, который как бы становится стороной каждой сделки, заключенной перед этим участниками рынка между собой. В результате для каждого участника рынка определяется, с одной стороны, сумма его обязательств перед клиринговой организацией, а с другой — сумма обязательств клиринговой организации перед ним. Затем осуществляется взаимозачет, в ходе которого определяется итоговое сальдо по деньгам и ценным бумагам.

Наличие единого посредника в расчетах позволяет клиринговой  организации не только удешевить  и ускорить расчеты, но и создавать  новые системы управления рыночными  рисками, позволяющие существенно  снижать их.

Современные системы клиринга и расчетов основаны на мощнейшей  вычислительной технике.

2.5. Основные риски клиринговой деятельности.

 Клиринговая деятельность, как и любая другая рыночная  деятельность, сопряжена с рядом  рисков, или возможных потерь, как  для самой клиринговой организации,  так и для ее клиентов. В  наиболее укрупненном виде риски  клиринга могут быть двух типов:

• операционные — это  риски, которые вытекают из операций (действий, процедур), осуществляемых клиринговой  организацией, и которые могут  обернуться потерями для нее самой;

• специфические — это  риски, которые вытекают из операций (действий, процедур), осуществляемых клиринговой организацией, и которые могут обернуться потерями для участников клирингового процесса (сторон сделки).

Операционные риски складываются из риска:

• недостоверности исходных данных по совершаемым сделкам;

• незаконного использования  информации, имеющейся в клиринговой  организации, другими участниками  рынка (например, несанкционированный  доступ в ее информационную базу);

  • неисполнения клиринговой организацией в силу каких-то причин обязательств перед участниками клиринга.

Клиринговая организация  обязана возмещать потери от операционных рисков своим клиентам за счет собственных  ресурсов.

Специфические риски —  это риски, возникающие у самих  участников рынка, обязательства которых  находятся в процессе клиринга. Они  могут состоять из таких видов, как:

• риск ликвидности —  это потери, которые может понести  одна из сторон договора купли-продажи  ценной бумаги в результате задержки другой стороной договора исполнения своих обязательств;

• риск неисполнения обязательств — это потери, которые может  понести одна из сторон договора в  результате неисполнения его другой стороной своих обязательств по нему;

• системный риск — это  потери, которые могут понести  все участники рынка (в силу цепочки  неплатежей) в результате неисполнения обязательств одной из сторон договора.

В свою очередь, риск неисполнения обязательств может включать три  вида потерь, или рисков:

• риск потери основной суммы  долга. Такой убыток возможен, если покупатель оплатит ценную бумагу, но не получит ее, или, наоборот, в  случае, когда продавец передаст ценные бумаги, но не получит оплату за них;

• риск возмещения возможных  убытков — это убытки, которые  может понести сторона договора купли-продажи в результате его  отмены по инициативе другой его стороны;

• риск упущенной выгоды — это доход, который должна была бы получить сторона договора купли-продажи  ценной бумаги, если бы последний не был отменен по инициативе другой его стороны; кратко — это недополученный доход.

Управление (или «борьба  с») операционными и специфическими рисками состоит в разработке соответствующих защитных мер в  самой клиринговой организации, перечень которых может быть достаточно велик:

• предварительное депонирование  в клиринговой организации денежных средств и ценных бумаг сторонами, заключающими договоры купли-продажи  ценных бумаг. В результате достигается  устранение риска неисполнения обязательств одной из сторон заключенного договора;

• заключение и исполнение договоров по принципу «поставка  против платежа», т. е. процесс перечисления денег со счета на счет от покупателя к продавцу одновременно сопровождается противоположным процессом перевода ценных бумаг от продавца к покупателю (по счетам депо);

• представление участниками  рынка необходимых гарантий и  поручительств третьих лиц в клиринговый расчетный центр;

• страхование участников рынка и самой клиринговой  организации;

• тщательный отбор участников рынка с точки зрения их финансового  положения, надежности и т.п.;

• установление ограничений  на размеры заключаемых на рынке  сделок и другие меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Клиринг и  его роль на российской фондовой  бирже

(на примере  ЗАО «ФБ ММВБ»)

Процесс внедрения клиринга на российском биржевом рынке связан неразрывно с развитием биржевого  дела. С одной стороны, отсутствие широких форм клиринга на определенной стадии сдерживает рост биржевого движения, с другой - применение клиринга целесообразно  на рынках с большими объемами биржевой торговли.

Появление фьючерсных рынков, развитие рынка ценных бумаг, совершенствование  форм биржевой торговли, - все это  является необходимыми предпосылками  развития систем клиринга.

Первым шагом на пути создания клиринговых систем в России должно быть появление клиринговых (расчетных) палат, обладающих достаточной финансовой мощью и независимостью.

Роль клиринга очень важна для развития фондовых бирж. Чем выше степень организации рынка, тем важнее роль клиринговых систем для его участника. Процесс клиринга важен тем, что он обеспечивает не только расчеты между участниками клиринга, но и содержит в себе механизм гарантии выполнения обязательств сторон на биржевом рынке, тем самым улучшает качество рынка, повышает его ликвидность и сохраняет целостность. Клиринговая палата выступает гарантом выполнения обязательств по сделкам. Контрактные обязательства заключаются с клиринговой палатой, а не друг с другом. Это уменьшает затраты на совершение сделок и позволяет рынкам эффективно действовать.

Процесс клиринга обеспечивают клиринговые палаты, которые могут  быть организованы в структуре самой  биржи или как отдельные организации. Статус клиринговой палаты определяется тем, какие функции она будет  выполнять. Развитие биржевой деятельности требует создания клиринговых учреждений. Такой опыт уже есть, в частности, на московских биржах. Инициатором  первого клирингового учреждения в  Санкт-Петербурге выступила Товарно-фондовая биржа "Санкт-Петербург". Клиринговая  палата, учреждаемая биржей и рядом  других организаций, является отдельной  организацией с образованием юридического лица.

ЗАО "ФБ ММВБ"  на протяжении многих лет является ведущей фондовой биржей России и крупнейшей в Восточной  Европе. Сегодня ФБ ММВБ входит в  организационную структуру ОАО "ММВБ-РТС". На бирже обращается более 1400 ценных бумаг порядка 700 эмитентов. По данным World Federation of Exchanges, ФБ ММВБ входит в ТОП-20 крупнейших бирж мира по суммарной капитализации торгуемых в ней акций.

Торги на бирже организованы в электронной форме на базе современной  торговой системы, к которой подключены региональные торговые площадки и удаленные  терминалы. В состав участников торгов Фондовой биржи ММВБ входят более 650 организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами  которых являются порядка 700 тысяч  инвесторов – юридических и физических лиц.

Фондовая биржа ММВБ оказывает  широкий спектр услуг эмитентам, включая вывод на биржу существующих акций, листинг и первичное размещение (IPO). Клиенты биржи могут совершать  сделки с ценными бумагами таких  крупнейших эмитентов, как: Газпром, Сбербанк России, ГМК "Норильский никель", ЛУКОЙЛ, НК "Роснефть", Банк ВТБ, Сургутнефтегаз, АК "Транснефть", РусГидро, Мобильные ТелеСистемы и др.

ЗАО   АКБ "Национальный Клиринговый Центр"( далее – НКЦ) - дочерняя компания Группы ММВБ, выполняет функции клиринговой организации и центрального контрагента на финансовом рынке. C декабря 2007 года НКЦ осуществляет клиринг на валютном рынке ММВБ и с ноября 2011 года - на фондовом рынке Группы.

Как центральный контрагент НКЦ берет на себя риски по заключаемым  участниками в ходе биржевых торгов сделкам,  выступая посредником между сторонами: продавцом для каждого покупателя и покупателем для каждого продавца, которые заменяют свои договорные отношения друг с другом соответствующими договорными обязательствами с центральным контрагентом.

Главная и основная функция  НКЦ – обеспечить поддержание  стабильности на обслуживаемых сегментах  финансового рынка за счет осуществления  современной, отвечающей международным  стандартам системы управления рисками  и предоставлять участникам такие  клиринговые услуги, которые позволяют  им эффективно использовать направляемые на рынок средства.   

Передача клиринговой  деятельности в специально созданный  для этого банк стала важным шагом  в развитии инфраструктуры Группы ММВБ и позволила отделить риски клирингового института от биржевых рисков, переложив  их на высоко капитализированный клиринговый  банк.

Наличие у  НКЦ банковской лицензии позволяет значительно повысить надежность и эффективность расчетно-клиринговой системы Группы ММВБ, поскольку как банк, НКЦ с одной стороны находится под жестким регулированием и надзором Банка России, а с другой   –  имеет доступ к инструментам рефинансирования Центрального Банка и может привлекать средства с межбанковского рынка.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что клиринговая деятельность в  России уже достаточно развита. Дальнейшему  развитию будет способствовать недавно  вступивший в силу закон “О клиринге и клиринговой деятельности”, которой четко регламентирует данную деятельность.

Однако, для дальнейшего развития клиринговых систем на рынке ценных бумаг необходимо решить ряд задач:

• сокращение затрат на операции клиринга и расчетов, приходящихся на одну сделку (или сдерживание  их роста);

• ускорение процесса клиринга и расчетов, сокращение сроков осуществления  этих операций;

• интернационализация клиринга и расчетов на мировом фондовом и  фьючерсном рынках.

Достижение указанных  целей должно осуществляться прежде всего путем:

• дематериализации ценных бумаг;

• перехода на электронную  торговлю акциями, облигациями и  фьючерсными контрактами;

• унификации расчетных  периодов на мировом рынке ценных бумаг.

Дематериализация ценных бумаг, т.е. их существование в безбумажной форме — в форме электронных записей на счетах в компьютерных системах — позволяет перейти к созданию единого национального (а в перспективе и мирового) электронного депозитария ценных бумаг, что упростит и удешевит все процессы, связанные с перерегистрацией именных ценны бумаг в процессе их купли-продажи. Исключены проблемы потери ценных бумаг, их подделки, задержки поставок и т.д.

Переход на электронную форму  биржевых (и внебиржевых) торгов становится возможным благодаря компьютеризации  нашей жизни и огромного развития средств связи. Это ведет к расширению рынка и его глобализации, удешевляет торговлю, упрощает многие процедуры процесса торгов, автоматизирует процессы клиринга и расчетов и т.д. В перспективе электронные торги позволяют каждому клиенту заключать самому непосредственно сделки на фондовом рынке, минуя институты биржевых посредников. Унификация расчетных периодов в различных странах является необходимой основой для интернационализации национальных рынков.

Информация о работе Роль клиринга на фондовой бирже