Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:50, статья
Финансирование оборотного капитала и обслуживание дебиторской задолженности в период кризиса стало большой проблемой в связи с неплатежами покупателей. Многие компании стали рассматривать различные пути решения данной проблемы, обращаясь к коммерческим кредитам, овердрафту, кредитованию и факторингу. Каждый инструмент имеет свои плюсы и минусы, являясь полезным для достижения различных целей организации.
ББК
Различные способы финансирования оборотного капитала в период кризиса: кредитование, овердрафт и факторинг
Д.Г. Алимин
Научный руководитель – доцент, кандидат экономических наук В.В. Прохоров
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнёва
Финансирование оборотного капитала и обслуживание дебиторской задолженности в период кризиса стало большой проблемой в связи с неплатежами покупателей. Многие компании стали рассматривать различные пути решения данной проблемы, обращаясь к коммерческим кредитам, овердрафту, кредитованию и факторингу. Каждый инструмент имеет свои плюсы и минусы, являясь полезным для достижения различных целей организации.
В период глобального кредитного
кризиса сильно возросли ставки по
кредитам, что повлекло за собой
снижение возможности кредитного финансирования
оборотного капитала. В этих условиях,
компании столкнулись с дефицитом
оборотного капитала и вынуждены
были привлекать заемные средства с
высоким процентом, так как нехватка
оборотного капитала ставит под угрозу
обеспечение текущей
Продажа в кредит
Компания может торговать по предоплате, не предоставляя своим покупателям отсрочку платежа: на первый взгляд самый простой и дешевый способ. Тем самым можно в какой-то мере решить проблему нехватки оборотных средств. Но минусы такого решения очевидны. Конкуренция на товарных рынках и рынках услуг растет с потрясающей скоростью и становится по-настоящему жесткой. Снижение цен, улучшение качества товаров и услуг, расширение товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т. п. - лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать поставщик в современных условиях, стремясь найти и удержать покупателя. К перечисленному выше, следует также отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Пожалуй, этот механизм становится одним из важнейших инструментов в борьбе за клиента.
Товарный кредит выгоден всем участникам рынка: и производителю, и дистрибутору, и розничному продавцу. Инвестируя денежные средства в построение каналов сбыта, большинство торговых компаний сегодня способны увеличить в разы объемы продаж при соответствующем товарном наполнении. Товарный кредит сегодня становится основным инструментом развития компаний. Поэтому, не давая своим покупателям возможность приобретать товар в кредит, компания ограничивает свою себя в росте объема продаж и, следовательно, росте прибыли.
Коммерческий кредит
Работая с поставщиками, необходимо взаимодействовать с ними с целью предоставления коммерческого кредита. Формы коммерческого (хозяйственного) кредита весьма разнообразны. Он может предоставляться предприятиями-кредиторами в товарной и денежной форме на основе договоров купли-продажи, договоров займа, коммерческих и финансовых векселей. К плюсам данного варианта можно отнести то, что подобный вид кредита можно назвать беззалоговым, а иногда даже бесплатным, к минусам - то, что далеко не все поставщики готовы предоставить отсрочку, да и беззалоговым он является только на первый взгляд. Согласно действующему законодательству (п. 5 ст. 488 ГК РФ), если иное не предусмотрено в договоре купли-продажи, товар, проданный в рассрочку, находится в залоге у поставщика, пока покупатель его не оплатит. В случае, когда покупатель не может по каким-либо причинам (в т. ч. из-за кассового разрыва, вызванного плохой платежной дисциплиной дебиторов) своевременно оплатить товар, продавец вправе требовать возврата неоплаченного товара и уплаты процентов. Выходит, вы не можете спокойно распоряжаться товаром до полной его оплаты: существует вероятность того, что поставщик потребует возврата товара. Спорным является и бесплатность такого кредита. Многие поставщики за возможность "платить не сразу" повышают цену товара на 1-3%.
Овердрафт
Третий инструмент - это овердрафт. Залоговое обеспечение для овердрафта не требуется. Необходимо лишь поддерживать оборот по расчетному счету в банке, причем значительно больший, чем объем средств, получаемый при этом виде финансирования. По цене овердрафт сопоставим с краткосрочным кредитом, но по размеру и сроку финансирования никак не привязан к торговому обороту. Максимум через тридцать дней придется вернуть полученные деньги. Может возникнуть проблема с временным отсутствием свободных средств, так как все поступления от покупателей идут на погашение финансирования. Таким образом, поставленная задача - финансирование торгового (производственного) цикла - опять не выполняется. Стоит отметить, что для закрытия незначительных по объему и временным интервалам кассовых разрывов овердрафт, несомненно, может быть использован.
Кредитование
Все потенциальные клиенты наиболее часто сравнивают факторинг с кредитованием. Однако нужно понимать что, если рассматривается задача финансирования оборотного капитала, следовательно размер и срок кредита должны быть сопоставимы с недостающими оборотными средствами для финансирования торгового цикла: т. е. полученные средства будут нужны лишь до того момента, пока не поступят деньги от покупателей.
Для наглядности использования кредитования возьмем пример с некой условной фирмой “Альфа”. Предположим, что фирма “Альфа” осуществляет равномерные отгрузки с интервалом 10 дней. Сумма поставки составляет 100 ед., срок отсрочки - 30 дней, стоимость ресурсов - 15%, а время, затраченное на приобретение и доставку партии товара, составляет 10 дней. Итого: на конец месяца дебиторская задолженность составит 300 ед.
Предположим, что фирма “Альфа”, произведя отгрузку 1 января, решает взять кредит в размере 300 ед. на приобретение трех партий товара, которые будут отгружены, соответственно, 10, 20 и 30 января. Брать отдельные транши кредита под закупку каждой партии товара достаточно проблематично. К тому же это влечет за собой дополнительные затраты и неудобства: достаточно сложно точно спрогнозировать, когда именно будет осуществлена отгрузка и возникнет необходимость закупки нового товара. Держать же большие запасы готовой продукции - значит выводить из оборота ресурсы, которые должны приносить прибыль.
Итак, 1 января получая кредит 300 ед. для закупки партии товара, которая будет отгружена 10 января, необходимо всего 100 ед. Следовательно, проценты за "оставшиеся" 200 ед. кредита выплачиваются впустую. Эта часть кредита не используется либо используется не по назначению, а значит, неэффективно, то есть идет переплата.
Ситуация повторится после 10 января, но только переплата будет уже не за 200 ед., а за 100. Расчет затрат:
100ед . 15% / 365 . 10дн . 3 = 1,23ед. - это то, что необходимо заплатить за удовлетворение реальных потребностей.
200ед . 15% / 365 . 10дн + 100ед. . 15% / 365 . 10дн = 1,23 ед. - это то, что компания переплачивает из-за неоптимального выбора инструмента и неэффективного использования ресурсов [1].
В итоге стоимость кредита для фирмы “Альфа” вместо ожидаемых 15% годовых составляет 30% годовых.
Факторинг
При факторинговом обслуживании "подводные камни" других форм финансирования можно обойти. Компания торгует с отсрочкой платежа и не испытывает дефицита оборотных средств. Более того, оплата идет только за тот период, в течение которого реально используются заемные средства. Составляющая факторинговой комиссии за использование денежных ресурсов не превышает стоимости обычного краткосрочного кредита. К тому же с не взимаются никакие дополнительные комиссии за открытие и ведение счетов, за ведение и сопровождение сделки, за резервирование (бронирование) денежных средств.
Организация получает финансирование сразу после того, как отгружается товар покупателю, и пользуется им до фактической оплаты покупателем профинансированной поставки. Если покупатель решит досрочно (до наступления срока платежа по контракту) расплатиться за товар, то с организации не будет дополнительно взиматься комиссия за досрочное погашение финансирования [2]. Не стоит забывать, что краткосрочное финансирование обслуживает движение оборотного капитала и спрос на него является производной от спроса на товары и услуги, а следовательно, изменяется в зависимости от рыночной конъюнктуры или сезона. Если в данный момент у компании нет потребности в привлечении дополнительных ресурсов, возможно, временно отказаться от финансирования поставок и не платить комиссию. При этом остается возможность возобновить финансирование при появлении подобной необходимости.
Отличие факторинга от кредита:
1. Факторинг рассматривает дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение, в то время как для получения кредита требуется залог.
2. При факторинге деньги
получает поставщик, а
3. При оценке рисков
и последующем мониторинге
4. Размер факторингового
финансирования не ограничен
и зависит только от сбытовых
возможностей поставщика. При увеличении
объемов поставок
5. При факторинге предприятие получает денежные средства на необходимый для него срок, т.е. платит только за период пользования деньгами, что позволяет минимизировать проценты за финансирование.
6. Договор на факторинговое обслуживание не ограничен сроком действия. Заключив договор, клиент может получать финансирование под каждую отгрузку товара, причем при финансировании последующих поставок не требуется полный расчет по предыдущим, если по ним не истек срок отсрочки платежа..
7. Система ценообразования в факторинге позволяет клиенту гораздо легче оценить свои затраты и сопоставить их с собственной торговой наценкой, также клиенту проще планировать расходы по возврату комиссий, потому что фактор списывает комиссии только после получения средств от дебиторов.
Выводы
Экономическая привлекательность факторинговой модели обусловлена конкретным обстоятельством. Применение факторинга позволяет увеличить "финансовый рычаг" и прийти к наиболее оптимальному соотношению "финансового" и "операционного" рычагов. Применение факторингового финансирования дает дополнительные возможности для развития бизнеса за счет оптимизации отношений с поставщиками и дилерами. Популярности факторингу добавляет и новый закон о торговле. Там есть положение, ограничивающее расчет за поставки продуктов питания 10, 30 и 45 днями. Факторинг помогает обойти эту норму, поскольку в факторинге не две стороны, а три. При факторинге поставщик продуктов питания получает финансирование за поставку не через 10—45 дней, а в течение 48 часов, после предоставления отгрузочных документы, их проверяют и перечисляют деньги за поставку. А фактор и покупатель договариваются о большей отсрочке платежа, чем прописано в законе [3]. Как сказал Бенджамин Франклин: «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Факторинг - это финансовый инструмент, который позволяет вам использовать заработанные деньги уже сейчас, вкладывая их в дальнейшее развитие вашего бизнеса.
Другие виды финансирования могут обладать не меньшей эффективностью, если их правильно применять в соответствии с потребностями компании. Финансовому директору предстоит самостоятельно выбирать инструмент либо набор инструментов финансирования оборотного капитала. Во многом этот выбор будет зависеть от финансовой политики организации, которая, в свою очередь, определяется кредитной политикой - т. е. совокупностью способов привлечения средств для финансирования текущей деятельности и размещения временно свободных средств. Правильная кредитная политика решает несколько задач. В первую очередь, это повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств и размещения собственных временно свободных средств. "Сопутствующие" задачи, обеспечивающие эффективность кредитной политики, состоят в минимизации стоимости привлеченных заемных средств и снижении кредитных рисков (риска заемщика и риска кредитора).