Понятие, функции и роль финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы познакомится с функциями, принципами, а также ролью финансового менеджмента в РФ.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи:
определить сущность финансового менеджмента, рассмотреть его цели и задачи;
перечислить функции финансового менеджмента;
исходя из принципов финансового менеджмента, проанализировать его роль в России.

Оглавление

Введение
1. Сущность финансового менеджмента
1.1 Понятие финансового менеджмента. Цели и задачи
1.2 Функции финансового менеджмента
2. Принципы и роль финансового менеджмента в России
2.1 Анализ принципов финансового менеджмента
2.2 Условия и особенности развития финансового менеджмента в России
Заключение

Файлы: 1 файл

функции принцип и роль финансового менеджмента.docx

— 56.20 Кб (Скачать)

Нельзя  отрицать участия отдельного предприятия  в формировании доходов общегосударственного централизованного фонда денежных средств, каким является бюджет. Состояние государственного бюджета — всегда один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии и обороны.

В реализации принципов финансового менеджмента большое значение имеет его взаимодействие с маркетингом. Изучение особенностей рынка и вся его деятельность, направленная на производство и сбыт товаров с целью получения максимальной прибыли на длительную перспективу, составляет область маркетинга. Маркетинг — это особый стиль работы, мышления, философия, ориентированная на изучение и использование рынка в интересах конкретной компании. Маркетинг — это концепция управления разработкой, производством и сбытом товаров.

Маркетинг неотделим от стратегического планирования. Он включает в себя товарную, инновационную, ценовую политику, рекламу, дизайн, сегментирование рынка, сервисное обслуживание и многое другое.

Маркетинг воздействует на менеджмент, они тесно связаны, взаимодействуют и переплетаются между собой. Их взаимосвязь гарантирует успех предпринимательства.

Предприниматель одновременно следит за поведением потребителей и конкурентов. Считать, что предприниматель ориентируется только на потребителя, неверно. Для него важно иметь потребителя, завоевать его, но это невозможно без знания конкурентов, их стратегических установок, состояния соответствующего рынка товаров и услуг. Потребителя можно потерять, если конкурент предложит товар лучшего качества. Более низкие цены на аналогичные товары также имеют определенное значение для покупателя. Но здесь большую роль играют реклама, дизайн.

Однако  при всех обстоятельствах предприниматель  должен следовать принципу системности в выработке стратегии и тактики финансирования, в реализации запланированных мероприятий.

Следующий принцип финансового менеджмента — целевая направленность. Предприниматель всегда ориентируется на цели, которые ставит перед собой, перед фирмой, на достижение которых направлена его деятельность.

Общие цели есть у всех компаний. Это прежде всего устойчивые доходы, рост производства, расширение рынка сбыта и сфер влияния. Направляют политику компании и задают ей тон рентабельность и производительность. Они служат основным ориентиром и контролирующим  фактором.

Ответственность перед обществом — это область социальной политики и социальные программы.

Нововведения  и положение на рынке характеризуют стратегию продукт — рынок. Это очень обширная область деятельности, которая имеет преимущественное значение для будущего компании, перспектив ее развития.

Материальные  и финансовые ресурсы, а также установки и результативность руководства определяют структуру производства, виды деятельности, объемы продаж.

Совокупность  выделенных областей создает целостное представление о возможностях компании в сфере маркетинга и менеджмента.

Большое влияние на финансовый менеджмент оказывает  принцип  иверсифицированности вложений капитала. Он проявляется в двух аспектах:

• инвестирование денег в ценные бумаги, различные  активы и объекты;

• создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской  деятельности.

Диверсифицированность приводит к различным комбинациям выпускаемых товаров, которые позволяют завоевывать еще более обширные пространства и осуществлять комплексное обслуживание потребителей.

Наиболее  распространена диверсификация вложений в ценные бумаги, сопровождающаяся формированием портфеля ценных бумаг, которым владеет компания. Портфель ценных бумаг включает, как правило, акции других компаний, депозитные сертификаты банков, банковские векселя и государственные облигации.

Таким образом, финансовый менеджмент наиболее тесно  связан с финансами акционерных обществ (корпораций), т. е. с денежными отношениями по поводу формирования и использования доходов, денежных фондов и капитала, вовлеченных в предпринимательскую деятельность. К такому капиталу относятся, например:

    • нераспределенная прибыль;
    • амортизационные отчисления;
    • доходы от выпуска эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций);
    • кредиты коммерческих банков;
    • иные денежные ресурсы (кредиты и займы юридических лиц, кроме коммерческих банков, бюджетные кредиты, средства иностранных инвесторов и т. д.).

Финансовый  менеджмент ориентирован на следующие  важнейшие принципы управления9:

• контроль исполнения принятых решений;

• учет прошлого опыта и его экстраполяция  на будущее;

• учет тенденций развития и возможных  направлений изменений во внешней среде хозяйствования;

• учет стратегических целей и перспектив;

• экстренный характер принимаемых решений и  производимых преобразований;

• признание  непредсказуемости последствий  влияния внешних факторов.

Ни один из этих принципов не отрицает наличия  глобальных целей, хотя они зависят  от масштабов и сфер деятельности предпринимателя и финансового менеджера.

Достижение  целей задается стратегией развития. Задача стратегического курса заключается прежде всего в отторжении тех вариантов принятия решений, которые могут противоречить глобальным целям.

2.2 Условия и особенности развития 
финансового менеджмента в России

 

Говоря  о роли финансового менеджмента перечислим необходимые условия развития финансового менеджмента в России. А они следующие:

    • разнообразие форм собственности;
    • самофинансирование предпринимательской деятельности;
    • рыночное ценообразование;
    • наличие рынков товаров, труда и капитала;
    • четкая регламентация государственного вмешательства в деятельности хозяйствующих субъектов, которая определяется системой рыночного законодательства («Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности» и т. д.).

Особенности  же финансового менеджмента в условиях рыночной экономики можно сформулировать следующим образом:

    • его гибкость, т. е. учет конъюнктуры рынка;
    • ориентация управления финансами на рынок;
    • учет при принятии финансовых и инвестиционных решений фактора риска;
    • использование бюджетирования как основы оперативного управления финансами.

 

Заключение

 

Итак, финансовый менеджмент - управление финансами хозяйствующих субъектов, финансовые анализ, планирование, а также нахождение и распределение капитала. Он охватывает все основные сферы финансов и распространяется на все сегменты финансового рынка. Многие функции и принципы общего менеджмента характерны для финансового менеджмента. Финансовый менеджмент - это также и вид управленческой деятельности. Он представляет собой систему воздействия субъекта финансового управления (финансового менеджера) на его объект с целью совершенствования последнего. Кроме того, финансовый менеджмент является формой предпринимательства. Предметом финансового менеджмента является система управления финансами на предприятии, совокупность методов, приемов и рычагов управления финансами предприятия.

Финансовый  менеджмент с практической точки  зрения — это профессиональная деятельность, направленная на достижение целей предприятия  путем эффективного использования  всей системы финансовых отношений, фондов и резервов, формирующих финансовый механизм компании в условиях рыночной экономики. Финансовый менеджмент как  управленческий процесс включает управление взаимосвязанным комплексом финансовых отношений и прежде всего:10

    • разработку и реализацию финансовой стратегии фирмы;
    • осуществление финансовой тактики предприятия;
    • финансово-информационное обеспечение;
    • оценку резервов;
    • оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;
    • оценку затрат на капитал и эффективность управления им;
    • финансовое планирование и контроль.

Финансовый  менеджмент реализует себя в присущих ему функциях. Являясь составной  частью общей системы управления, он призван решать те же задачи по организации, планированию, мотивации и контролю. Вместе с тем финансовый менеджмент имеет выраженную специфику —  управление денежными потоками, поэтому  его  функции в значительной мере предопределены задачами финансов Предприятий. Являясь приоритетной структурой в  общей системе управления, финансовый менеджмент призван, таким образом, организовать финансовые потоки, чтобы  обеспечить эффективный и бесперебойный  воспроизводственный процесс на предприятии. Обеспечение достаточности  денежных средств для нормального функционирования организации, сбалансированность материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота достигаются благодаря воспроизводственной функции финансового менеджмента.

Вторая  функция финансового менеджмента  — организационная — обеспечивает системный подход в организации  управления денежными потоками и  фондами, взаимодействие функциональных структур предприятия для достижения намеченного финансового результата. В качестве самостоятельной функции  финансового менеджмента можно  выделить прогнозирование.

Контрольная функция финансового менеджмента  отражает состояние кругооборота ресурсов, эффективность хозяйствования, обеспечивает контроль над управленческими решениями  в области финансов, предусматривая сбор необходимой информации, анализ факторов, явившихся причиной отклонения от запланированных параметров.

К важнейшим принципам организации  финансового менеджмента на российских предприятиях можно отнести: взаимосвязь с общей системой управления;комплексный характер принимаемых финансовых и инвестиционных решений; высокий динамизм финансового управления; вариантный характер подхода к разработке и реализации управленческих решений; ориентацию на стратегические цели развития; учет фактора риска при принятии решений.

Если  говорить о роли финансового менеджмента, то управление финансовыми ресурсами, денежными потоками компании является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим  особое, при­оритетное значение для сегодняшних условий экономики России.

Финансовый менеджмент выражает специфическую  область денежных отношений сферы  микроэкономики предприятий. Он тесно связан с совокупностью решений, принимаемых их руководством в связи с формированием и поддержанием оптимальной структуры капитала в условиях риска. Такие решения принимают в целях максимизации доходов владельцев акций (собственников имущества акционерного общества).

Финансовый менеджмент призван  разрешить противоречие, которое  возникает между целями деятельности предприятия и финансовыми возможностями их достижения на различных этапах развития.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2001
  2. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002
  3. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и сервис, 2008
  4. Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент: Учеб. Пособие. – СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001
  5. Пряничников С. Б.Финансовый менеджмент.  - Издательство: НОВО, 2005
  6. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002
  7. Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков: Краткий профессиональный курс. – М.: Изд-во «Перспектива», 1998
  8. Ткачук М. И., Пузанкевич О. А. Финансовый менеджмент. Серия: Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Издательство: ТетраСистемс, 2008
  9. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Изд-во «Зерцало», 2007
  10. Финансовый менеджмент.  Павлова Л.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2003
  11. Финансовый менеджмент. - М.: Издательство: КноРус, 2007
  12. Юджин Ф. Бригхэм, Майкл С. Эрхардт. Финансовый менеджмент. Financial Management. Theory and Practice. 10th edition. Серия: Академия финансов. – СПб.: Питер, 2007

Информация о работе Понятие, функции и роль финансового менеджмента