Показатели уровня и качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации, и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе

Оглавление

Введение.
1.Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии.
Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты.
1.2 Показатели качества жизни.
Критерии качества жизни.
2. Достижение высшего уровня жизни в России.
3.Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 47.59 Кб (Скачать)

2 фактор, возникший  с разрушением партийно – государственных структур СССР, резкое снижение уровня и действенности защиты государством легальной собственности колхозов.

Всех исследователей, анализирующих социально – экономическую роль теневого сектора и следствия его функционирования в экономике можно разделить на 2 группы.

Кто требует подавления теневой экономики и тех, кто считает возможный избирательный подход к «теневикам», учитывая двойственный характер их воздействия на экономику.

Позитивные функции определяются участием в нем значительной части населения, что позволило компенсировать снижение или полную утрату доходов по сравнению с уровнем дореформенного периода. Занятость в теневой экономике способствовала смягчению социальной напряженности, вызванной реформированием экономики. Кроме того, этот сектор внес существенный вклад в насыщение потребительского рынка товаров и услуг в натуральном выражении и оказал воздействие не уровень потребительских в сторону его понижения.

Негативные социально – экономические функции теневой экономики концентрируются по 2-м основным направлениям: формирование расширенной экономической базы организованной преступности и сохранении доходов государственного бюджета.

Что касается отдельных социально – экономических последствий функционирования теневой экономики, то вот наиболее важные из них:

1. Снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Свыше 33% населения получает доходы ниже прожиточного минимума, который сильно занижен. Это делает значительную часть населения потенциальным источником трудовых ресурсов криминальной среды, следовательно, снижение уровня жизни части населения, практически исключенного из участия в реальных экономических процессах.

2. Инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления. Идет процесс снижения объема капитальных вложений, умещение их в структуре вложений в производство. Дезориентация финансовой и денежной системы. В условиях разбалансированности современной Российской экономике произошел  массовый перелив капитала из производственной сферы сферу  обращения с последующим переводом значительной его части за рубеж.

3.Кризис в  сфере социально – экономического  управления.  Отказавшись от методов  централизованного управления, государство  практически устранилось от участия  в регулировании социальных и  экономических процессов. Запущен  механизм казнокрадства, не только  скрытного, но и легального. Фактически  ликвидирован механизм контроля  власти со стороны общества. Ни  парламент, ни общественные организации  не контролируют сегодня структуры  исполнительной власти и не  препятствуют распределению собственности  и бюджетных средств.

Сегодня в экономике России наблюдается 2 тенденции: криминализация всей экономической системы, особенно сферы предпринимательства, и коммерцизация преступной сферы. В подобном случае нет смысла выделять теневую экономику как специфическую сторону экономической жизни общества, поскольку криминализируется вся система экономических отношений.

Предпринимателям выгодно нанимать дешевых «нелегалов», так как  не приходится делать отчисления в страховые  и социальные фонды. Нелегальным рабочим такое положение выгодно, так как они получают больший доход, чем на родине.

Государство не получает при этом налогов ни от кампаний, нанявших нелегальных рабочих, ни соответственно от самих нелегальных рабочих.

Разработать единый рецепт борьбы с теневой экономикой невозможно. Для выработки рекомендаций необходимо произвести обще – экономический  анализ её правовой и налоговой политики, учитывающий этническую специфику страны, особенности её исторического и экономического развития. При этом за частую возможен разумный экономический компромисс с теневой экономической деятельностью, так как полностью её  учесть не возможно и  лишь соответствующие изменения в налоговом законодательстве могут стимулировать её легализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.

 «Качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально – экономические цели развития страны – обеспечение  надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности  услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.

Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне.

Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться малым предприятиям, устранить повышенное налогооблажение граждан с низкими доходами.

В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.

 

Список литературы.

 

Баженова С.А – Качество жизни населения.2002 г.

Злобина Г.Ю – Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития . 2007 г.

Васильев В.П – Качество и уровень жизни населения Российской Федерации.2007 г.

Васильева Э.К – Статистика.2008 г.

www.grandars. ru- система показателей  качества жизни населения.

www.creativconomy. ru- достижения уровня жизни населения России.

www.bs- life.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Показатели уровня и качества жизни