Организации, менеджеры и успешное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:37, лекция

Краткое описание

Общая задача «Основ менеджмента» - дать основополагающее представление о формальных организациях, коммерческих и некоммерческих, малых и крупных, и об эффективном управлении ими.

Оглавление

Введение в менеджмент
Организации, менеджеры и успешное управление
Определение организации
Сложные организации
Общие характеристики организаций
Определение менеджмента
Основные функции менеджмента
Уровни управления
Роли руководителя

Файлы: 1 файл

Тема 1. Организации, менеджеры и успешное управление.docx

— 210.93 Кб (Скачать)

     Тема 1. Организации, менеджеры  и успешное управление

     План:

    • Введение в менеджмент
    • Организации, менеджеры и успешное управление
    • Определение организации
    • Сложные организации
    • Общие характеристики организаций
    • Определение менеджмента
    • Основные функции менеджмента
    • Уровни управления
    • Роли руководителя

     Общая задача «Основ менеджмента» - дать основополагающее представление о формальных организациях, коммерческих и некоммерческих, малых  и крупных, и об эффективном управлении ими.

     Введение  в менеджмент

     Время, в которое мы живем, — эпоха перемен. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека — превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

     Подобную  ситуацию американцы, привыкшие к  резким поворотам судьбы, к конкуренции, определяют словом «вызов» (challenge). Каждый вызов таит в себе для личности, организации, страны как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента.

     Это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

     Возникает вопрос — можно  ли считать, что английское понятие «менеджмент» и русское «управление» и, соответственно, «менеджер» и «руководитель» — это одно и  то же. Существуют отличия в трактовке и применении этих понятий. Когда говорят «менеджер», то имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

     Вопрос  «Как стать менеджером?» на самом деле не так уж и наивен. Конечно, для этого нужно занять управленческую должность, стать руководителем. Но главноесознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить ту сумму знаний, которая прямо касается менеджмента, придерживаться некоторых стандартов, даже внешних атрибутов поведения, которые обычно присущи менеджерам. Полноценному менеджеру, например, в какой бы он стране не находился, нужно знать английский язык. И все же при этом не следует забывать, что ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять, добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и образования. Где бы то ни было, именно это — главный стандарт настоящего «менеджера».

     В культуре развитых капиталистических  стран понятие менеджмент очень  часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration — «государственное управление».

     Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, является членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления.

     Является  ли менеджмент наукой или искусством?

     Менеджмент  — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука. Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации, которые можно усвоить с помощью учебников.

     Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь сочетать науку и искусство.

     Важно в то же время понять, что управление, менеджмент — это, конечно, самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения. Это отдельная дисциплина, а точнее — междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством.

     Эффективный руководитель учитывает в своей  работе ситуационные различия и действует  с опережением - предвидя будущее  и готовясь к нему, - а не реагирует  задним числом.

     Организации, менеджеры и успешное управление

     Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой сложную работу, которую, как нам предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. В данной теме рассматриваются основные определения организаций, менеджмента и менеджеров. Здесь также определяется, что такое успех организации и его компоненты: эффективность, экономичность и производительность.

  Ситуации  для ознакомления:

  Ситуация 1: Победа в компьютерной игре

  Понимая, что компьютер — это знамение будущего и самый бурно развивающийся  бизнес в современном мире, две  фирмы решили вступить в конкурентную борьбу на этом поприще.

  Фирма А — одна из крупных американских корпораций, уже занимающая ведущее место в электронике. Она располагает сотнями миллионов долларов. Компания тратит огромное количество денег на исследование рынка, привлечение лучших технических специалистов и сбытовиков, на строительство новейших, хорошо оборудованных заводов.

     Фирма Б — это всего лишь два человека, бросивших когда-то колледж. Весь их опыт в электронике фактически сводится к продаже «голубых коробочек» — устройств для незаконных бесплатных междугородних разговоров. Перед началом разработки своей машины они и гроша не затрачивают на исследования. Весь начальный венчурный капитал составляет 1300 долл., полученных от продажи автобуса «Фольксваген» и карманного калькулятора. Их единственное помещение размещается в спальне одного из партнеров, а сборочный «конвейер» — в гараже.

     Кто окажется более успешной — фирма А или фирма Б?

     Очевидный ответ: фирма А. Фирмой А в данной ситуации оказалась «Рейдио Корпорейшн оф Америка» («Ар Си Эй»). Ее компьютеры, по-видимому, вам не известны, потому что в 1976 г., потеряв более 300 млн. долл., она свернула свое компьютерное производство. А фирма Б — это «Apple», которая в 1982 г., всего лишь через 6 лет после начала деятельности, установила рекорд, войдя в список 500 самых преуспевающих фирм, публикуемый журналом «Форчун».

  Ситуация  2: Пища для размышлений

     Две фирмы в ресторанном бизнесе.

     Первая  расположена в старом здании в  самой старой части города, к тому же и не на первом этаже. Готовят  и обслуживают здесь превосходно, но владельцы отказываются вывешивать в ресторане рекламу своих  клиентов.

     Вторая  компания имеет гораздо более  низкие цены, повара ее не имеют такого опыта, готовится все сразу, большими порциями, хранится на мармитах и разогревается  по мере надобности, пока все не продастся. Вторая компания удобно расположена  в самой новой части города и предоставляет широкие возможности  для рекламы своим клиентам.

     Кто из них скорее добьется большего успеха?

     Вообще-то, обе эти фирмы безусловно можно отнести к процветающим. Многочисленные гурманы считают «Ля Тур Д'Аржан» лучшим рестораном мира все двести лет его существования. Он занимает верхний этаж здания, откуда открывается великолепный вид на Нотр Дам де Пари в столице Франции. Однако, большинство людей лучше знают другое учреждение общественного питания — «МакДоналдс».

     Почему  крохотная «Эппл» и гигантская «Аи  Би Эм» заработали сотни миллионов  в компьютерном бизнесе, а другие, такие как «Ар Си Эй», потеряли свои состояния? Как «МакДоналдсу» удается готовить миллиарды гамбургеров в год, дешево продавать их и получать при этом огромные прибыли, в то время как большинство ресторанов не в состоянии обслуживать несколько сотен клиентов в день?

     Отсутствие  простых ответов вовсе не означает, однако, что успех вообще невозможно объяснить, что не существует надежных методов и путей добиться такого успеха. Существуют многочисленные приемы, большая практика, интересные концепции, которые доказали свою эффективность. Отсутствие простых ответов означает лишь, что не существует путей и  средств, одинаково пригодных во все времена и для всех людей и обстоятельств; это также означает, что, оказавшись успешным в прошлом, метод может быть абсолютно неэффективным в будущем. Концепция Генри Форда о массовом выпуске стандартного автомобиля была одной из величайших идей в истории. Но Форд был ослеплен своим собственным успехом, и это чуть не привело компанию к краху: он упорно хранил верность автомобилю марки «Ти» в то время, как «Дженерал Моторс» уже разработала и предлагала покупателям авто» машины разных моделей и цветов.

     Организации

     Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться  организацией. К ним относятся:

     1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

     2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

     3. Наличие членов группы, которые  намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

     Соединив  в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:

     ОРГАНИЗАЦИЯ — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

     Это определение формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А используя слово организация, мы всегда будем иметь в виду формальную организацию.

     Сложные организации. Давая определение организации, мы сказали, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей. Мы будем рассматривать управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.

Информация о работе Организации, менеджеры и успешное управление