Методы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия. Также необходимо решить следующие задачи: проанализировать структуру активов и пассивов баланса, рассчитать аналитические показатели и сделать предварительные выводы о политике формирования активов и финансовых ресурсов, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности; о финансовом положении предприятия; дать рекомендации по оптимизации финансовой структуры капитала; построить прогнозную финансовую отчетность на следующий плановый период.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава I. Финансовый анализ и финансовая устойчивость предприятия.

Сущность и назначение финансового анализа . . . . . . . . . . . . . 5
Методы и виды анализа финансовой устойчивости . . . . . . . . . . 6
Глава II. Основные методы обеспечения финансовой устойчивости.

2.1.Особенности организации и управления финансовой устойчивостью на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2.2. Организация планирования финансовой устойчивости . . . . . . . . 26

2.3. Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия . 29

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

Методы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятия УФА.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Такое представление механизма образования  и использования сначала заемных, а затем собственных денежных средств делает «прозрачным» процесс  движения денежных средств, а каждая статья затрат получает конкретное содержание. При этом по каждой статье устанавливается верхний предел, выход за который может привести к перерасходу предусмотренного источника и, следовательно, уменьшению прибыли и собственного капитала в денежной форме.

    Но  целевое распределение денежных средств возможно только в случае, если:

    1) калькуляции на отдельные виды  продукции (работ, услуг) составлены  верно и экономически обоснованы;

    2) сводная калькуляция на весь  планируемый выпуск продукции  учитывает все затраты, что  подтверждается анализом отчетных  данных и фактического расхода на плановый объем производства;

    3) сводная калькуляция на стадии  составления планового портфеля  заказов позволяет определить  точку безубыточности, учесть отпускные  цены, а в случае необходимости  — скорректировать отдельные  калькуляции и статьи затрат;

    4) фактические затраты находятся  в соответствии с плановой  калькуляцией и строго контролируются;

    5) оплата постатейных затрат производится  в рамках имеющегося источника,  необходимость в установлении  очередности платежей отпадает, а работа предприятия становится ритмичной.

    При таком подходе на основе сводной  калькуляции создается и сводный  баланс движения денежных средств. Поступления  и расходования этих денежных средств  в увязке с временны2м графиком и установленными ограничениями  способствуют тому, что денежные потоки систематизируются и находятся в соответствии с принятыми договорными обязательствами перед сторонними организациями, рабочими и служащими, бюджетом и фондами, банками и акционерами как по сумме обязательств, так и по срокам их исполнения.

    В результате в одном и том же балансе движения денежных средств  одновременно сочетаются:

  • поступления денежных средств от покупателей продукции (работ, услуг) как по суммам, так и по срокам;
  • расходования денежных средств по оплате продукции (работ, услуг) сторонних организаций в соответствии с установленными сроками и суммами;
  • платежный график по расчетам с рабочими и служащим;
  • платежный график по расчетам с бюджетом и фондами;
  • платежный график по оплате процентов за кредит и возврату самого кредита.

    Следовательно, из такого баланса непосредственно  вытекают дни или периоды, когда  необходимо осуществлять платежи, а  собственных средств для этого  нет. Отсюда возникает потребность  в кредите, которая получает экономическое  обоснование. И наоборот, если имеется избыток собственных средств, то может быть поставлен вопрос об их выгодном вложении.

    Таким образом, работа с плановой калькуляцией и составление баланса движения денежных средств дают все основания для организации и осуществления оперативного управления финансовой устойчивостью предприятия. Результативность этого управления прослеживается через внутренние формы отчетности, анализа и аудита. 

    2.3. Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия

    При проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия предполагается, что имеется особый инструментарий, который позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени — внутренние формы отчетности, анализа и аудита.

    Основная  задача этих документов — получить наглядную и объективную картину финансово-экономического состояния предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде.

    Несмотря  на то, что в настоящее время ощущается объективная потребность в таком анализе, оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств:

  • несовершенства сложившегося на предприятии документооборота:

   1) принятая на предприятии внутренняя  отчетность является больше бухгалтерской, чем управленческой, поэтому круг пользователей этой информации существенно сужается;

   2) линейный или функциональный  руководитель, менеджер, экономист  или финансист в силу субъективных  причин порой ограничены в  доступе к бухгалтерской базе  данных и поэтому вынуждены вести параллельную базу, которая может существенно отличаться от бухгалтерской базы;

   3) актуальность принятия управленческих  решений руководством предприятия  теряет всякий смысл в данный  момент времени из-за запаздывания  и несвоевременности внесения и обработки исходной информации;

  • несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики:

   1) в ней содержатся показатели  исключительно в стоимостном  выражении, когда чаще необходимо  знать именно натуральные показатели  при анализе остатков материалов, комплектующих и основных средств;

   2) дебиторская и кредиторская задолженность,  а также задолженность подотчетных  и материально ответственных  лиц дается укрупненно и без  расшифровки, при этом длительность  этой задолженности не раскрывается;

   3) разным руководителям обработанная информация требуется с разным уровнем группировки — виды деятельности, объекты, участки, службы и подразделения;

   4) разным руководителям обработанная  информация требуется с разным  уровнем детализации. Если руководителю  предприятия необходима информация в максимально сжатом виде, то линейному или функциональному руководителю — более подробная, но не такая детальная, как, скажем, бухгалтеру материальной части, кладовщику или менеджеру по продажам или закупкам;

   5) в целом отсутствует единая система справочников (по материалам, объектам, контрагентам, подразделениям, материально ответственным и подотчетным лицам), что препятствует получению полного представления о движении материальных, финансовых и документарных потоков;

  • отсутствия взаимосвязи и дублирования полномочий между структурными подразделениями внутри финансово-экономической службы:

   1) отсутствует схема внутреннего  документооборота и взаимодействия  как в самой финансово-экономической  службе, так и между другими  службами;

   2) отсутствуют стандарты на внутренние  документы и порядок их перемещения;

   3) не установлены права доступа,  порядок внесения и передачи  исходной и обработанной информации.

    Эти и другие причины частичного применения или полного отсутствия управления финансовой устойчивостью предприятия в режиме реального времени могут быть сняты, если будет внедрен и объективно заработает оперативный учет финансовой устойчивости предприятия.

    Для решения этой задачи предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.

    Организационный аспект:

    1) на базе действующей бухгалтерской  программы создается отдельный  встроенный блок для финансово-экономической  службы предприятия;

    2) создаются сводные рапорты внутренней  отчетности, анализа и аудита;

    3) получение этих рапортов и оперативная работа с ними осуществляются в режиме реального времени пользователями со своих рабочих мест;

    4) устанавливается порядок движения  документов;

    5) устанавливаются конкретные сроки  представления, обработки и передачи  информации внутри той или иной службы, а также между службами.

    Методический  аспект:

    1) разрабатываются перечень, внутреннее  содержание и формат типовых  рапортов;

    2) определяется уровень аналитики  для каждого пользователя (1 —  большие группы, 2 — подгруппы, 3 —  учетная единица);

    3) устанавливается продолжительность  периода анализа (день, неделя, месяц,  квартал, год).

    Аналитический аспект:

    1) определяется перечень анализируемых  объектов (участок, объект, подразделение,  бизнес-единица, материально ответственное  или подотчетное лицо);

    2) разрабатываются справочники в  разбивке по видам объектов, товарно-материальных  ценностей (ТМЦ), поставщиков и  покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.;

    3) устанавливаются единый доступ, порядок заполнения и обновления  справочников (в целях устранения дублирования).

    Правовой  аспект:

    1) рапорты предназначены для служебного  пользования специалистами финансово-экономической  службы и руководящего состава  предприятия;

    2) в соответствии с решением  директора предприятия для каждого  специалиста устанавливаются уровень детализации и права доступа к информации (полный, ограниченный, частичный);

    3) устанавливается определенный перечень  рапортов для конкретного пользователя.

    Технический аспект:

    1) соответствующими техническими  службами прокладывается сеть, устанавливается необходимое оборудование, проводятся технические и другие работы;

    2) решается вопрос об увеличении  рабочих мест за счет расширения  числа пользователей;

    3) проводится подключение рабочих  мест к единой базе данных.

    Только  решив данный комплекс задач, можно говорить о постановке оперативного учета финансовой устойчивости предприятия.

    Разумеется, оперативное управление предприятием в целом и финансовой устойчивостью  в частности тесно связано  с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, поскольку через систему сводных рапортов наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движением материальных, финансовых и документарных потоков — с другой. Тем самым, на основе сводных рапортов создается мощный информационный блок, который вбирает в себя всю оперативную информацию о:

    1) остатках ТМЦ на складе сырья  и материалов, в основном производстве, на складе готовой продукции;

    2) поступлении и оплате ТМЦ;

    3) отпуске ТМЦ в производство;

    4) выпуске готовой продукции, ее  отгрузке, реализации и оплате;

    5) движении денежных средств;

    6) задолженности отдельных дебиторов  и кредиторов, материально ответственных  и подотчетных лицах;

    7) общем финансово-экономическом состоянии  предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Умение  анализировать текущую финансово-хозяйственную  деятельность предприятия, в том  числе и в плане перспектив ее развития, входит в число основных требований, предъявляемых к финансовому  менеджеру. Классифицируя виды анализа, наиболее крупными категориями являются внутренний и внешний анализ.

    Как правило, эти два вида различаются  по целям проведения. Основная цель внешнего анализа – общая оценка имущественного и финансового состояния  другого предприятия (при поглощении, предоставлении кредиторской задолженности, сравнительного анализа и др.), а внутреннего - поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности.

    Финансовый  анализ представляет собой процесс  исследования финансового состояния  и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Информация о работе Методы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятия