Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:16, практическая работа
Пусть предприятие ожидает в следующем году 25%-е увеличение объема продаж, тогда: 1000 х 1,25 = 1250 тыс. руб. Для получения плана прибылей и убытков предположим, что расходы будут составлять 800/1000 = 80% объема продаж.
В случае неизменной дивидендной политики коэффициенты реинвестирования и дивидендных выплат — постоянные величины.
Коэффициент реинвестирования (Retention ratio, RR) — это доля доходов, используемых на инвестирование
Рассмотрим метод процентной зависимости от объема продаж на основе информации, представленной в примере 3.2.
Пример 3.2. Имеются следующие данные о деятельности ОАО «Паллада» за 2005 г. (см. табл. 3.4).
Пусть предприятие ожидает в следующем году 25%-е увеличение объема продаж, тогда: 1000 х 1,25 = 1250 тыс. руб. Для получения плана прибылей и убытков предположим, что расходы будут составлять 800/1000 = 80% объема продаж.
В случае неизменной дивидендной политики коэффициенты реинвестирования и дивидендных выплат — постоянные величины.
Коэффициент реинвестирования (Retention ratio, RR) — это доля доходов, используемых на инвестирование. Он рассчитывается по формуле:
Коэффициент дивидендных выплат {Payout ratio, PR) — это доля дохода, расходуемая на выплату дивидендов. Он рассчитывается по формуле:
Исходя из данных 2005 г. (табл. 3.4) определим ожидаемые показатели коэффициентов нераспределенной прибыли (RR) и ожидаемые выплаты дивидендов (PR):
RR= 114/ 152 = 3/4; PR = 38 I 152 = 1/4.
План прибылей и убытков, полученный на основе принятых допущений, приведен в табл. 3.5.
Отметим, что предположение о расходах как о постоянном проценте от объема продаж означает постоянный уровень чистой рентабельности продаж (Return on sales, ROS). За 2005 г. .R05 была равна 152/1000 = 15,2%. В плане прибылей и убытков на 2006 г. ROS также осталась неизменной: 190/1250 = 15,2%.
Для получения прогнозного баланса используем последний баланс предприятия за 2005 г. (табл. 3.6).
Будем исходить из того, что некоторые статьи баланса будут меняться пропорционально объему продаж, в то время как другие будут от него независимы. Меняющиеся статьи выразим в процентном отношении от объема продаж за прошедший 2005 г. Для независимых статей эти величины пока не определены (н/д).
Например, в разделе оборотных активов запасы равны 60% объема продаж (600/1000) в последнем финансовом году. Предположим, что такое же процентное соотношение сохранится и в планируемом (2006) году, т.е. на каждый рубль проданного товара будет приходиться 60 копеек запасов.
В целом отношение всех активов к сумме продаж за прошедший 2005 г. было равно 3000/1000 = 3, или 300%. Это отношение называют капиталоемкостью:
Этот коэффициент показывает сумму активов, необходимую для получения 1 рубля продаж. Чем он выше, тем более капиталоемким является предприятие. Как видно из формулы 3.5, он является обратным к коэффициенту оборачиваемости активов.
Предположим, что для ОАО «Паллада» этот коэффициент постоянен, тогда ему необходимо 3 рубля активов для получения 1 рубля выручки. То есть, если объем продаж должен увеличиться на 100 тыс. руб., предприятие должно увеличить активы в 3 раза (до 300 тыс. руб.).
Рассмотрим изменения в
Краткосрочный кредит останется неизменным, если только не будет принято решение об его увеличении (уменьшении). Поэтому эта статья помечена как «н/д». То же можно предположить относительно статей долгосрочных обязательств и уставного капитала.
Статья «Нераспределенная
Теперь составим промежуточный прогнозный баланс. Там, где это возможно, будем использовать процентные отношения для зависимых от объемов продаж элементов. Для независимых от продаж статей баланса не предполагаем изменений. Результаты расчета приведены в табл. 3.7.
Нераспределенная прибыль
Как следует из полученных результатов, ожидаемое увеличение активов составит 750 тыс. руб. Однако без дополнительного финансирования пассивы и собственный капитал увеличатся только на 218 тыс. руб., что приведет к дефициту средств: 750 — 218 = = 532 тыс. руб. Таким образом, потребность в дополнительном внешнем финансировании {External Financing Needed, EFN) для обеспечения требуемого роста продаж (25%) составляет 532 тыс. руб.
Потребность в дополнительном внешнем финансировании можно также рассчитать по следующей формуле:
Рассчитаем EFN для ОАО «Паллада» по формуле 3.6:
Несмотря на простоту и условность, рассмотренный пример показывает, как планирование выявляет проблемы и потенциальные конфликты:
Если предприятие поставило себе целью отказаться от дальнейших заимствований и эмиссий акций, то 25%-е увеличение продаж неосуществимо.
Если же оно намерено реализовать намеченный план, то в дальнейшем необходимо будет найти наиболее оптимальные источники финансирования.
Далее предположим, что предприятие решило занять необходимую сумму (532 тыс. руб.). В таком случае необходимо определить, какая часть средств может быть заимствована на короткий срок (до 12 месяцев) и какая часть — на более длительный.
Так как оборотные активы увеличились на 300 тыс. руб., в то время как краткосрочные обязательства только на 75 тыс. руб., предприятие может получить 300 — 75 = 225 тыс. руб. в виде краткосрочного кредита и оставить чистый оборотный капитал без изменений. Остаток (532 - 225 = 307 тыс. руб.) придется привлекать в виде долгосрочного кредита или облигационного займа.
В табл. 3.8 приведен окончательный прогнозный баланс для ОАО «Паллада».
В качестве компенсирующей переменной
мы использовали сочетание краткосрочной
и долгосрочной задолженности. Но это
решение — не всегда .лучшее в
подобной ситуации. Существует множество
других сценариев, которые мы должны
изучить. Большую пользу в данном
случае могут принести финансовые коэффициенты.
В табл. 3.9 определены коэффициенты
текущей ликвидности и
Как следует из полученных результатов,
25%-й рост снизит уровень ликвидности
и платежеспособности. Вместе с тем
значения показателей приемлемы
с точки зрения теории. Практические
выводы об изменениях коэффициентов
можно получить только при сопоставлении
их значений со среднеотраслевыми или
данными аналогичных
Предположение, что активы — это фиксированный процент продаж, удобное, но во многих случаях неподходящее. В частности, в предыдущем примере неявно было сделано допущение, что оборудование предприятия загружено на 100% мощности. Поэтому наращивание объемов реализации привело к увеличению внеоборотных активов. Но на практике часто бывает избыток производственных мощностей, и производство может быть увеличено, например, за счет дозагрузки имеющегося оборудования.
Если предположить, что загрузка оборудования ОАО «Палла-да» составляет только 70%, то потребность в дополнительном внешнем финансировании будет совсем иной. Неполная загрузка оборудования на Х% означает, что текущий уровень продаж со-ставляет Х% максимально возможных. Для нашего примера:
Объем продаж = 1000 тыс. руб. = 0,70 х Полная загрузка
Полная загрузка = 1000/0,70 = 1429 тыс. руб.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что объем продаж можно увеличить почти на 43% (с 1000 тыс. руб. до 1429 тыс. руб.) без введения в строй новых активов.
Согласно предыдущему варианту необходимо увеличить основные средства на 450 тыс. руб. Новая ситуация не требует никаких инвестиций в основные средства, потому что объем продаж увеличен до 1250 тыс. руб., что существенно меньше 1429 тыс. руб. при полной загрузке всех производственных мощностей.
В результате первоначальный прогноз
о необходимости
Рассмотрим альтернативный вариант использования мощностей на примере 3.3.
Пример 3.3. Предположим, что ОАО «Паллада» из примера 3.2 использует 90% своих мощностей. Ответим на следующие вопросы:
Полученный результат
3. При ожидаемом уровне сбыта
1250 тыс. руб. потребность в
Основные средства = Выручка х FAT = 1250 х 1,62 = = 2025 тыс. руб.
Это на 225 тыс. руб. меньше первоначально ожидаемых (2250 тыс. руб.), поэтому потребность в дополнительном финансировании составит:
Оборотные активы по-прежнему будут
равны 1500 тыс. руб., так что общая
сумма активов составит 1500 + 2025 = 3025
тыс. руб. Тогда коэффициент
Рассмотренный пример показывает, что результаты, полученные в процессе финансового планирования, зависят от предполагаемых взаимосвязей между объемами продаж и необходимыми активами.
Пример 3.4. Установим зависимость между величиной EFN и ростом. Для этого используем упрощенный отчет о прибылях и убытках и баланс предприятия ОАО «Салют» (табл. 3.10 и 3.11). В целях упрощения суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств показаны в балансе общей величиной. Также предположим, что краткосрочные обязательства не меняются в зависимости от объемов продаж. Если же какие-либо краткосрочные обязательства (например, кредиторская задолженность) меняются в зависимости от объемов продаж, будем считать, что их компенсируют изменения в оборотных средствах.
Допустим, что предприятие ожидает в следующем году увеличение объема продаж на 20% (или на 100 тыс. руб.). Используя процентную зависимость от объема продаж и имеющиеся данные, составим план прибылей и убытков и прогнозный баланс (табл. 3.12).
Как следует из табл. 3.10 и 3.12, при 20%-м росте предприятию потребуются дополнительные активы на сумму 100 тыс. руб.
Ожидаемое увеличение нераспределенной
прибыли составит 60,8 тыс. руб., поэтому
необходимое внешнее
EFN = 100 - 60,8 =.39,2 тыс. руб.
Если предприятие не будет выпускать дополнительные акции, то EFN в размере 39,2 тыс. руб. должно быть получено в виде займа. Новая общая задолженность составит 289,2 тыс. руб. Отношение заемных средств к собственному капиталу (финансовый рычаг) снизится с 1,0 до 0,93 (289,2 тыс. руб. / 310,8 тыс. руб.).
В табл. 3.13 рассчитаны показатели плана прибылей и убытков на 2006 г. при различных темпах роста предприятия ОАО «Салют».
В табл. 3.14 рассчитаны значения величины EFN, ожидаемой нераспределенной прибыли и финансового рычага ОАО «Салют». При определении структуры финансирования предположим, что все необходимые средства будут получены с помощью заемных источников, а все излишки средств будут использованы для выплаты долга.
Как следует из табл. 3.14, в случае нулевого роста задолженность снижается на 50,67 тыс. руб. (величину нераспределенной прибыли), с 250 тыс. руб. до 199,33 тыс. руб.
Для относительно небольших темпов роста предприятие будет иметь положительное сальдо, и отношение заемного капитала к собственному будет снижаться. Как только коэффициент роста превысит 15%, излишек средств сменится на их дефицит.. Кроме того, как только темпы роста превысят 25%, отношение заемного капитала к собственному станет меньше первоначального значения 1,0 (250 тыс. руб. / 250 тыс. руб.).
Рисунок 3.8 более наглядно иллюстрирует связь между ростом объема продаж и необходимым внешним финансированием: данные из табл. 3.14 представлены в виде графиков «Требуемый рост активов» и «Ожидаемое увеличение нераспределенной прибыли» на фоне темпов роста.
Из рисунка видно, что потребность в новых активах растет с большими темпами, чем нераспределенная прибыль, и внутренние средства, получаемые от увеличения нераспределенной прибыли, быстро уменьшаются.
Рис. 3.8. Рост предприятия ОАО «Салют» и необходимое финансирование
Примеры ФПиБ
Информация о работе Метод процентной зависимости от объема продаж на основе данных информации