Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:34, реферат
Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и инфляционных процессов в России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
- выявить причины инфляционных процессов в Российской Федерации в период формирования рыночной экономики.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования инфляции
1.1 Сущность инфляции и её формы
1.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы как отражение макроэкономической нестабильности
Глава 2. Анализ инфляционных процессов в Российской экономике
2.1 Инфляция в Российской Федерации в период формирования рыночной экономики
2.2 Инфляционные процессы в национальной экономике как отражение мирового финансового кризиса
2.3 Антиинфляционные политика как фактор формирования позитивной динамики развития Российской экономики
Заключение
Список литературы
Наиболее глубоким и опасным по своим социально-экономическим последствиям является спад инвестиционной активности. При сокращении объема инвестиций на 2/3 невозможны не только структурная перестройка, но и воспроизводственный процесс, поскольку происходит невозобновляемое выбытие основных фондов.
Много негативных последствий имеет и приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не только не способствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и не оказала реального влияния на повышение эффективности хозяйствования. В ряде случаев благодаря приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи. Все это не могло не отразиться на финансовом положении страны и мерах по борьбе с инфляцией.
Либерализация цен и ужесточение бюджетной и кредитной политики в целях подавления инфляции вызвали развал платежных отношений и кризис неплатежей. Неплатежи, составившие в начале 1992 г. 40 млрд. руб., к началу 1997 г. достигли 800 трлн. руб., в том числе 35,9 трлн руб. по заработной плате. Неплатежеспособными стали не только предприниматели, банки, но и государство.
Практика хозяйствования показала, что инфляция в России не столько денежный феномен, сколько связана с особенностями российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а в результате монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игрой на понижение курса рубля.
Сокращение темпов инфляции происходит при одновременном увеличении неплатежей, спаде производства и массовой остановке предприятий.
Отказ государства от регулирования экономических и социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делает невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере.
В 1996 г. впервые с начала проведения экономической реформы в стране было достигнуто снижение инфляции при росте денежной массы. Потребительские цены увеличились на 21,8% за год, а денежная масса М2 выросла на 33,7%. Впервые снизилась и скорость обращения денег с 10,4 в 1995 г. до 8,7 дней в 1996 г.
Основным фактором роста денежной массы в 1996 г. был кредит банковской системы на покрытие дефицита федерального бюджета. Увеличение кредита правительству за январь - сентябрь более чем в 2 раза превысило прирост кредитов, предоставленных банками экономике.
Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен. Со второго полугодия 1996 г. наметились признаки стабилизации производства, которые не были поддержаны государственной политикой ни в 1997 г., ни в 1998 г.
Вместе с тем сохранялись факторы, не позволившие закрепить депрессивную стабилизацию. К ним относятся: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга и слабая собираемость налогов, дальнейший рост неплатежей и задолженности по заработной плате, возрастание сферы использования денежных суррогатов, увеличение безработицы.
В России вновь накапливается инфляционный потенциал, который, по оценкам экономистов, более чем вдвое превышал фактический уровень инфляции.
Он проявился в августе 1998 г., когда в России разразился системный финансовый кризис, государство оказалось неспособным погашать внутренние и внешние долги.
К августу 1998 г. долги по ГКО достигли 436 млрд. руб., в то время как все доходы бюджета на год были запланированы в 367 млрд. руб. Погашение и выплаты процентов по государственному долгу с июля вдвое превышали объем собираемых налогов, что заставило государство отказаться от дальнейшего обслуживания долга. Это вызвало обвальную девальвацию рубля и рост инфляции до 80-90% годовых по сравнению с 11% в 1997 г.
Кризис характеризуется банкротством реального сектора экономики, банковской системы, разрушением экономической базы для подавления инфляции.
После августовского кризиса 1998 года центральный банк Российской Федерации стало проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, подержание финансовой стабильности и формировании предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.
Банк Росси реагировал на изменение реального спроса на деньги, повышая уровень монетизации народного хозяйства, снижая процентные ставки, укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризация банковской системы, и банковской сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.
Успешное проведение этой работы, а так же девальвация рубля и повышение цен на сырье дали импульс для роста ВВП. Сохранение в течении 2000-2002годов большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалютных резервов, профицит бюджета свидетельствует о том, что страна стала выходить из периода стагфляции.
Последовательное снижение инфляции является главной целью денежно-кредитной политики банка России в 2004 году и последующие годы.
На базе этих положительных тенденций постепенно снижается инфляция. В 2003 году она была запланирована в размере 10-12%, а в последующем в течении 3-х лет ее планируется довести до 8% в год. Снижение инфляции будет способствовать проведению эффективной макроэкономической политике государства, улучшению инвестиционного климата в стране, укреплению тенденций долгосрочного экономического роста.
2.2 Инфляционные процессы в национальной экономике как отражение мирового финансового кризиса
Мировой финансовый кризис – кризис, который охватил страны всего мира. Мировая экономика очень чувствительна к любым изменениям, происходящим в крупных финансовых системах. Поэтому кризис, начавшийся в США, не мог не затронуть другие страны. В нашем случае это вылилось в трудности с получением недорогих западных кредитов на банковском рынке и в снижение показателей экспорта. Кроме того, сильно подешевела нефть, доходы от продажи которой формируют значительную часть доходов российского бюджета, закрылось множество предприятий, что привело к росту безработицы, и значительно обесценился рубль. Эксперты считают, что кризис очень отразился на благосостоянии граждан, особенно тех, кто взял кредит. Цена займов поднялся минимум на 1 - 2 процентных пункта.
Экономист Евгений Гурвич считает, что «На первый взгляд кажется, что мировой кризис камня на камне не оставил в России. Ситуация в экономике на самом деле непростая. Да, из-за снижения объемов зарубежных кредитов темпы роста ВВП в прошлом году замедлилась до 7,5%, а в нынешнем году до 6%. Инфляция так же продолжает подниматься: в 2008 году - до 14%, в 2009-м - на 13%. Рост зарплат замедлился, но, будет по-прежнему обгонять инфляцию. Хвастаться, конечно, особо нечем, но в других государствах ситуация настолько плоха, что они мечтают о наших проблемах. Даже экономика США пошатнулась. ВВП Америки поднималась в прошлом году максимум на 1%, цены вырастали на 4%. И для них это очень плохо: обычно инфляция в США составляет не больше 2%».
Из-за недостатка свободных денег проблемы есть у всех предприятий. С другой стороны, на рынке кадров существует дефицит, следовательно, вероятное сокращение зарплат не затронет квалифицированных специалистов на наиболее востребованных направлениях. Но остальные вполне могут столкнуться с непродолжительными задержками по выплатам заработной платы либо незначительным сокращением окладов.
Планировалось массовое сокращение работников. Эксперты подсчитали: каждый второй работодатель планирует уволить в среднем по 10% персонала. А в некоторых банках и в розничных сетях потеряли работу каждый третий-четвертый. Компании увольняют людей, чтобы улучшить финансовое положение, пошатнувшееся из-за кризиса. Под ударом в первую очередь оказались офисные работники. Они ничего не производят, то есть не формируют прибыли, а зарплаты их, как правило, выше, чем у «производителей». «Евросеть» объявляла о сокращении персонала на несколько процентов. Это коснулось офиса. В прошлом в компании на четыре продавца приходился один офисный работник, а сокращения привели к тому, что это соотношение один к десяти. Пострадали те отделы, где на сотрудников можно переложить часть обязанностей их коллег.
Но все, же массовая безработица России пока не грозит, хотя сокращения в отдельных секторах экономики были значительными.
«Число безработных в России в ноябре прошлого года достигло по официальным данным 5,0 млн. человек и увеличилось по сравнению с тем же периодом 2007 года на 800 тыс. человек.
Задолженность по зарплате за октябрь выросла на 33,4% и к 1 ноября составила 4 млрд. руб., а в декабре прошлого года она уже достигла 7,765 млрд. рублей и это в 2,2 раза больше, чем годом ранее.
Реальные доходы населения в конце прошлого года стали сокращаться. В октябре по сравнению с сентябрем реальные доходы на душу населения сократились на 4,2%, а в ноябре к октябрю еще на 2,0%.
Планируются сокращения в энергетике: «Лукойл» предполагает в 2009 году сократить 600-700 человек, а «Русгидро» с1 кв. 2009 года 17% персонала.
Общая инфляция в 2008 году составила 13,3%,больше всего подорожали продукты питания. Цены на них выросли на 17,6%, а хлеб и хлебобулочные изделия на 25,9%, крупы на 25,8%, макаронные изделия на 33,8%, мясо и птица на 22,2%, услуги ЖКХ на 16,4%, коммунальные услуги на 17,1%.»
2.3 Антиинфляционные политика как фактор формирования позитивной динамики развития Российской экономики
Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутрироссийского экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусственное административное сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи во всех экономических структурах, огромные внутренние и внешние займы и т.д.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения.
Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо, прежде всего, определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства. направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности. формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.
При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности.