Государственный кредит и его роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур. Главным способом их получения является государственный кредит. Мобилизуемые при этом взаймы средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного кредита 4
1.1 Содержание и функции государственного кредита 4
1.2 Классификация государственных займов 7
Глава 2. Роль государственного кредита в экономике страны 12
2.1 Роль государственного кредита в развитии экономики 12
2.2 Управление государственным долгом 14
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

ФинМен.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

По способу определения предлагаемого  инвестору дохода эмитент может  предложить займы с постоянным фиксированным  уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным  доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга; однако при условии наличия необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в привязке к какому-либо экономическому индикатору – например, ставке по межбанковским кредитам в стране.

По направлениям использования  заемных средств займы могут  быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ, для реализации которых и размещается заем. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления. 10

 

 

 

 

Глава 2. Роль государственного кредита в экономике страны

 

2.1 Роль государственного кредита в развитии экономики

 

Государственный кредит играет особую роль в экономике  современных промышленно развитых стран. Из чрезвычайного источника  доходов он давно уже превратился  в обычный, регулярный источник пополнения централизованных публичных денежных фондов. Как источник финансирования различных правительственных программ, государственные займы стали альтернативой налогообложению и в этом качестве представляют собой один из важнейших инструментов финансово-экономической политики, проводимой правительством.

Активизация политики государственных  заимствований  неизбежно ведет  к увеличению государственного долга. Возрастание  роли государственного кредита в  системе публичных  финансов промышленно развитых стран  объясняет пристальное внимание, которое стало уделяться вопросам правового регулирования данной сферы публичных финансов, в том числе правовому режиму государственного долга, порядку эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.11

Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях  сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя  собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. 

Во-первых, в отношениях по государственному долгу  он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства,

Во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Вступая в кредитные  отношения, государство  воздействует на состояние денежного  обращения, уровень процентных ставок на рынке  денег или капиталов, на производство и занятость. Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком па финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство

Кроме того, государственный  кредит играет важную роль в перераспределении  финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки. Значительна роль государственного кредита и для обеспечения эффективного управления государственными средствами, поскольку государственный кредит позволяет использовать государственные средства в условиях «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования (как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов). Следует отметить и тот факт, что государственный кредит как относительно самостоятельное звено системы финансов является эффективным инструментом мобилизации свободных денежных средств финансового рынка для выполнения государственных функций12.  

 

2.2 Управление  государственным долгом

 

Государственный долг оказывает  существенное влияние на социально-экономическую  и политическую жизнь государства, поэтому его наличие автоматически подразумевает необходимость выполнения государством функций по его управлению. Как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам реализации долговой политики, к настоящему времени не сложилось единого общепринятого определения понятия управления государственным долгом. Отсутствует оно и в российском бюджетном законодательстве. В то же время анализ современной международной практики организации и осуществления операций с государственными долговыми обязательствами позволяет определить управление государственным долгом как осуществляемую на стратегическом и тактическом уровнях деятельность государства в лице его уполномоченных органов по регулированию объема, структуры и стоимости обслуживания государственных долговых обязательств13.

Управление государственным  долгом на стратегическом уровне предполагает:

• формирование политики в отношении государственного долга;

• определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

• определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

• определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Управление государственным  долгом на тактическом уровне  (текущее управление) предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения государственных долговых ценных бумаг.

Традиционно распределение  полномочий по управлению государственным  долгом между органами государственной  власти и государственного управления осуществляется следующим образом. Парламент законодательно закрепляет правила осуществления операций с государственными долговыми обязательствами. При этом на высший орган исполнительной власти (правительство) юридически возлагаются все полномочия по управлению государственным долгом. Однако, как правило, та их часть, которая связана с решением тактических задач, затем делегируется финансовому органу. В результате на практике основной функцией правительства является утверждение стратегических направлений долговой политики. 14

Управление государственным  долгом является целенаправленной деятельностью. В самом обобщенном виде ее целью  является нахождение оптимального соотношения  между потребностями государства  в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Однако каждое государство конкретизирует данную цель исходя из приоритетов национальной финансовой политики. В мировой практике можно выделить два основных типа целевых установок управления государственным долгом. Первый из них связан с минимизацией стоимости обслуживания государственных долговых обязательств, второй – со снижением долговых рисков. Кроме них в качестве сопутствующих целей управления государственным долгом называются также развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг (Бразилия, Дания), защита ликвидности (Ирландия, Польша), максимизация долгосрочной экономической прибыли по государственным активам и долгосрочным обязательствам (Новая Зеландия) и некоторые другие. Как правило, цели управления государственным долгом прописываются в основных направлениях долговой политики, утверждаемых правительством.

Управление государственным  долгом осуществляется на основе определенных принципов, к которым традиционно  относятся:

• безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

• единство учета –  учет в процессе управления государственным  долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

• единство долговой политики – обеспечение единого подхода  в политике управления государственным  долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

• согласованность –  обеспечение максимально возможной  гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

• снижение рисков –  выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

• оптимальность –  создание такой структуры государственных  займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

• гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям15.

Управление государственным  долгом осуществляется посредством  применения двух управленческих подходов – административного и финансового.

При использовании административного  подхода все операции с долговыми  обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится.

Финансовый подход базируется, в первую очередь, на анализе финансовых показателей и нацелен на получение  максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.

На практике в процессе проведения операций с долговыми  обязательствами государства одновременно используются и административный, и  финансовый подходы. При этом основной задачей органов, ответственных за формирование и реализацию долговой политики, является нахождение их оптимальной комбинации, которая позволила бы осуществлять максимально эффективное управление государственным долгом16.

В условиях повышенной долговой напряженности или долгового кризиса государство использует следующие методы управления государственным долгом:

• рефинансирование –  погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

• конверсия – изменение  доходности займа;

• консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

• новация – соглашение между государством-заемщиком и  кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

• унификация – решение  государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

• отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки.

• дефолт – отказ государства  от уплаты государственного долга.

В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Минфином России. Конкретизация данного положения осуществляется ст. 165 БК РФ, в которой перечисляются бюджетные полномочия Минфина России, в том числе – полномочия по управлению государственным долгом РФ.

 

Заключение

 

Таким образом, подводя  итоги данной работы необходимо выделить, что государственный кредит - это отношения между государством и другими экономическими субъектами по мобилизации дополнительных денежных средств на условиях добровольности, платности, срочности, в которых государство выступает как заемщик или гарант.

Целью привлечения средств  является: покрытие бюджетного дефицита, регулирование денежного обращения,  аккумуляирование средств для инвестиционных программ.

 Обеспечением государственного кредита выступает все имущество, находящиеся в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении не указывается.

В современных условиях государственный кредит выполняет  следующие функции: фискальную - способствует аккумулированию дополнительных средств в централизованные фонды государства, регулирующую - регулирует денежное обращение посредством операций на открытом рынке,что влияет на предложение денег и соответственно на саму процентную ставку.

Государственный кредит представляет собой сберегательное дело и государственный займ. Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту при условии что, сберегательные учреждения выполняют роль посредников при предоставлении займов государству за счет заемных средств населения без уведомления реальных собственников о покупке государственных ЦБ ( ценных бумаг).

Информация о работе Государственный кредит и его роль в развитии экономики