Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить содержание и механизмы функционирования финансового менеджмента. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть цели, задачи и принципы финансового менеджмента;
• определить базовые концепции и функции финансового менеджмента;
· выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
· оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета.
2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.
Концепция изменения стоимости
денег во времени играет центральную
роль в практике финансовых вычислений
и выражает необходимость учета
фактора времени при
Концепция временной стоимости денег заключается в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Таким образом, одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость. При этом стоимость денег в настоящее время всегда выше, чем в любом будущем периоде. Эта неравноценность определяется действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения дохода при вложении капитала и особенностями денег, рассматриваемых как один из видов оборотных активов.
Как известно, инфляционные процессы, свойственные любой экономике, вызывают обесценение денег. Это означает, что денежная единица сегодня имеет большую стоимость, чем завтра. Эта ситуация определяет желание инвестировать денежные средства с целью, как минимум, получить доход, покрывающий инфляционные потери.
В любой финансовой операции существует риск невозвращения инвестированных средств и (или) неполучения дохода. Этот риск вытекает из того, что любой договор, по которому получение денег ожидается в будущем, имеет вероятность быть неисполненным или исполненным не в полной мере. Каждый участник бизнеса вероятно может вспомнить конкретные примеры, связанные с ожидаемыми в будущем, но так и неполученными доходами. Например, знакомая многим ситуация: постоянный покупатель и партнер, которому была предоставлена значительная отсрочка платежа, не выполнил своих обязательств перед поставщиком вследствие того, что обанкротился, хотя в момент осуществления поставки ничто не предвещало такого результата.
Рассматривая денежные средства как один из видов активов, следует отметить их главную особенность — любой актив должен генерировать прибыль. Из этого следует, что сумма, предполагаемая к получению в будущем должна быть заведомо больше суммы, вложенной в настоящий момент времени.
Концепция временной стоимости
денег имеет принципиальное значение
в связи с тем, что решения
финансового характера
Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:
· Инфляцией
· Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы
· Оборачиваемостью
3). Концепция компромисса между риском и доходностью.
Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.
4). Концепция цены капитала
– обслуживание того или иного
источника финансирования
Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.
5). Концепция эффективности
рынка капитала – операции
на финансовом рынке (с
Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.
Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:
· рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
· информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
· отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
· сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
· все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
· сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.
6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.
7). Концепция агентских
отношений введена в
8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.
2. Определение сущности
и содержания финансового
2.1 Сущность финансового менеджмента
Сущность финансового менеджмента можно определить как систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных.
Финансовый менеджмент, или
управление финансами предприятия,
означает управление денежными средствами,
финансовыми ресурсами в
Финансовый менеджмент представляет
собой управление финансами предприятия,
направленное на оптимизацию прибыли,
максимизацию курса акций, максимизацию
стоимости бизнеса, чистой прибыли
на акцию, уровня дивидендов, чистых активов
в расчете на одну акцию, а также
на поддержание
Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объема капитала. Его можно представить следующей схемой[12]:
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем[13]:
1) управляемая подсистема (объект управления)
2) управляющая подсистема (субъект управления).
Схематично данную иерархию можно представить следующим образом (рис.2).
Рис.2 Иерархическая структура финансового менеджмента
Объект управления – это
совокупность условий осуществления
денежного оборота, кругооборота стоимости,
движения финансовых ресурсов и финансовых
отношений между предприятиями
и их подразделениями в
Объектом управления является совокупность условий осуществления
денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;
2) Финансовые ресурсы;
3) Кругооборот капитала;
4) Финансовые отношения.
Субъект управления – это отдельная группа специалистов (финансовая дирекция, финансовый менеджер), которая посредством различных форм управленческого воздействия обеспечивает целенаправленное функционирование объекта, т.е. финансов предприятия.
Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно- стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:
1) Кадры (подготовленный персонал);
2) Финансовые инструменты и методы;
3) Технические средства управления;
4) Информационное обеспечение.
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
2.2 Содержание финансового менеджмента
Финансовый менеджмент –
это саморегулирующаяся финансовая
система на уровне коммерческой организации,
которая взаимодействует с
Любое предприятие или организация, желающие увеличить прибыль, должны планировать свою деятельность. В процессе планирования производственной и коммерческой деятельности предприятию требуется эффективная обратная связь, в частности, получение количественных данных о результатах своей работы, контроль за состоянием имущества, капитала и прибыли. При этом исключительное значение имеет его финансовая стабильность.
Для поддержания финансовой
стабильности предприятия следует
правильно выбрать источник и
направление использования
Для принятия финансовых решений
необходимо: рассчитать текущую стоимость
будущей наличности, например при
оценке доходов обыкновенной акции,
облигации и реального
Формирование бюджета является очень важным моментом, включающим планирование производственных затрат общих расходов организации, ожидаемых доходов от реализации товаров, продукции, работ и услуг. Бюджет предприятия можно сравнить с картой дорог, по которым можно уверенно двигаться к успеху.
Прогнозируя деятельность предприятия, необходимо знать, окупят ли новый вид товара или новое предложение связанные с ними затраты и как должным образом следует распорядиться средствами для получения наибольшей возможной прибыли, соразмерной с приемлемым уровнем риска. Финансовый менеджмент рассматривает способы манипулирования и управления денежной наличностью, которые помогают ускорить денежные поступления и отсрочить платежи; определиться, стоит ли предоставлять скидку за предварительную оплату, продлевать ли кредит сомнительному клиенту, и подсказывают, как распорядиться имеющимися товарными запасами.
Ha практике финансовый менеджмент принимает решения по расчету рентабельности возможных капиталовложении и выбора проекта долгосрочных инвестиций. В книге приводятся методы расчета рентабельности капиталовложений, которые помогают установить период и с учетом текущей стоимости денег снижают сегодняшнюю стоимость рубля и определяют поступления денежных средств.
Возникает потребность в
определении общей стоимости
капитала для бизнеса. Стоимость
капитала складывается из стоимости
финансирования, определяемой с учетом
средневзвешенной стоимости займа,
и стоимости акций и ценных
бумаг. Эта стоимость капитала является
основой для определения
3. Механизм функционирования финансового менеджмента и его место в системе управления организацией
3.1 Место финансового менеджмента
в системе управления
Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей, а, следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.
Информация о работе Финансовый менеджмент: содержание и механизм функционирования