Дивидендная политика организации. Виды рисков и управление рисками в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций. Дивидендная политика формируется советом директоров. В зависимости от целей компании и текущей/прогнозируемой ситуации, прибыль компании может быть реинвестирована, списана на нераспределенную прибыль или выплачена в виде дивидендов.

Файлы: 1 файл

дивилендная политика.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
 

Вопрос  № 1. Дивидендная политика организации.

Дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций. Дивидендная политика формируется советом директоров. В зависимости от целей компании и текущей/прогнозируемой ситуации, прибыль компании может быть реинвестирована, списана на нераспределенную прибыль или выплачена в виде дивидендов. Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения прибыли применимы не только к АО, но и к предприятиям любой организационно - правовой формы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется более широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.   Дивидендная политика предприятия заключается в оптимальном  распределении прибыли  на потребляемую собственниками и капитализируемую. Размер дивидендов влияет на курс акций предприятия, свидетельствует об успешности его деятельности , а следовательно, об инвестиционной привлекательности.

Прибыль за вычетом  дивидендов - это основной источник развития предприятия, финансирования  его активов. А  развитие  обеспечивают  будущие  дивиденды.  Таким образом, важны  оба направления  использования  чистой  прибыли. Существует  несколько  теорий  влияния  дивидендов на курс акций и благосостояние  акционеров

1)     Теория  Модильяни - Миллера.

При  соблюдении  ряда  условий  дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев никакого влияния ни в текущем, ни в перспективном периоде.

2)     Теория  предпочтительности  дивидендов. ( Д.Гордон и Д. Линтер).

Доходы  в  виде дивидендов не подвержены риску и стоят больше, чем отложенные доходы.  Следовательно,  нужно максимизировать дивиденды.

Существуют  и  другие теории. Применение  этих  теорий  на практике  заключается в выборе типа  дивидендной  политики. Существует   три подхода к формированию дивидендной политики:

1. консервативный - прибыль в первую очередь направляется на развитие предприятия, а на дивиденды - по возможности

2. агрессивный - прибыль в первую очередь используется на выплату дивидендов для поддержания инвестиционной привлекательности, высокого курса акций, а на развитие предприятия - по остаточному принципу

3. компромиссный (умеренный) - между  агрессивным и консервативным подходами.

Консервативному  подходу  соответствуют два типа дивидендной политики:

1)     Остаточная политика дивидендных выплат - прибыль в первую очередь  направляется на формирование собственных финансовых ресурсов, финансирование  необходимых инвестиций, а на дивиденды - по остаточному принципу.

Преимущества: обеспечивается развитие предприятия, повышается его финансовая  устойчивость.

Недостатки:  непредсказуемость и нестабильность дивидендов может привести к снижению курса акций.

2)     Политика  минимального стабильного размера дивидендных выплат.

Выплачиваются  неизменные дивиденды на каждую акцию в течение длительного периода.

Преимущества:  надежность и предсказуемость размера дивидендов обеспечивает стабильный курс акций.

Недостаток:  нет связи размера дивидендов с конечным финансовым результатом.

Агрессивному  подходу соответствуют  два типа дивидендной политики:

1)  Политика  стабильного уровня  дивидендов - устанавливается долгосрочный норматив распределения  прибыли.

Преимущества:  простота и тесная связь с финансовым результатом.

Недостатки:  при нестабильной прибыли размер дивиденда изменчив, это ведет к нестабильности курса акций и высокому риску хозяйственной деятельности.

2) Политика постоянного возрастания размера дивидендов (самая агрессивная политика) предусматривает постоянный рост дивидендов на каждую акцию, устанавливается стабильный процент прироста.

Преимущества - обеспечивается положительный имидж и рост курса акций.

Недостатки – если темп роста дивидендов превышает темп роста прибыли, то снижается , инвестиционная активность предприятия  и его финансовая устойчивость.

Такая  политика подходит только для предприятий с постоянно растущей прибылью.

Компромиссному (умеренному) подходу соответствует политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (выплата экстра - дивидендов).

Преимущества: обеспечивается положительный имидж и  рост курса акций,  связь  дивидендов с финансовым результатом.

Недостатки:

- при продолжительной  выплате минимальных дивидендов  снижается инвестиционная привлекательность  предприятия.

-  при частой выплате экстра - дивидендов они становятся ожидаемыми и перестают играть должную роль в поддержании курса акций.

Формы дивидендных выплат и их характеристика (методики)

В настоящее  время сформировано 6 методик (форм) дивидендных выплат:

1. Постоянное  процентное распределение прибыли. 
2. Фиксированные дивидендные выплаты. 
3. Выплаты гарантированного минимума и экстрадивидендов. 
4. Постоянное возрастание размера дивидендов. 
5. Выплата дивидендов по остаточному признаку. 
6. Выплата дивидендов акциями. 
 
1. Методика постоянного процентного распределения прибыли подразумевает стабильный в течение продолжительного времени процент чистой прибыли, направляемый на выплату дивидендов по  
обыкновенным акциям. Данная методика также носит название методики стабильного уровня дивидендов. 
Дивидендная политика данного типа предполагает стабильное значение дивидендного выхода на одну обыкновенную акцию в течение продолжительного периода времени. Коэффициент дивидендного  
выхода определяется как отношение дивиденда на одну обыкновенную акцию к прибыли, причитающейся на одну обыкновенную акцию. 
 
2. Методика фиксированных дивидендных выплат (стабильного размера дивидендных выплат). Данная методика подразумевает регулярную выплату дивидендов на одну акцию в неизменном размере в  
течение продолжительного периода безотносительно к изменению курсов стоимости акции. При высоком темпе инфляции сумма корректируется на индекс инфляции. Преимущество данной методики в том, что она дёт ощущение надёжности, которое создает у акционеров чувство уверенности в неизменном размере текущего дохода и позволяет избежать колебаний курсовой стоимости акций. 
 
Недостатком данного подхода является слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия ввиду наступления ситуаций, связанных с отсутствием средств в достаточном объёме для выполнения своих обязательств. В целях избежания подобных негативных последствий фиксированный размер дивидендов устанавливается, как правило, на относительно низком уровне. 
 
3. Методика выплаты гарантированного минимума и экстрадивидендов предусматривает регулярную выплату фиксированной суммы дивидендов. В случае благоприятной рыночной конъюнктуры и  
достаточной величины прибыли акционерам выплачиваются экстрадивиденды. В этом случае текущий доход складывается из фиксированного минимума и периодически выплачиваемых в зависимости от финансовых результатов отчётного года экстрадивидендов.  
 
Преимуществами данного подхода являются стабильная выплата дивидендов и зависимость от финансовых результатов.

Основной недостаток данного метода заключается в  том, что при продолжительной выплате лишь фиксированных дивидендов снижается инвестиционная привлекательность акций, а при регулярных выплатах экстрадивидендов уменьшается их стимулирующее воздействие на акционеров.

 
4. Постоянное возрастание размера дивидендов. 
Данный вариант предусматривает стабильное повышение уровня дивидендных выплат в расчёте на одну акцию. Как правило, процентный прирост размера дивидендов увеличивается на твёрдую величину 
процента по сравнению с предшествующим периодом.  
Преимуществом данной формы является постоянный рост размера дивидендов и таким образом обеспечивается высокая стоимость акций предприятия. Недостатком является негибкость методики,  
поскольку размер дивидендных выплат увеличивается регулярно, независимо от финансовых результатов.

5. Выплата дивидендов  по остаточному признаку. 
Данная методика предусматривает выплату дивидендов в последнюю очередь после финансирования всех инвестиционных проектов.  
Преимущество заключается в обеспечении высоких темпов роста предприятия, повышается финансовая устойчивость. Недостатками является нерегулярная и нефиксированная выплата дивидендов.

6. Выплата дивидендов  акциями. 
Предусматривает выдачу акционерам вместо денежных средств дополнительного пакета акций, который акционеры могут в любой момент реализовать. 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 2.   Виды рисков и управление рисками в финансовом менеджменте.

Понятие риска и его  виды

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий  и факторов, влияющих на положительный  исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.

Риск - это экономическая категория. Как экономическая категория он представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль). 

Риском можно  управлять, т.е. использовать различные  меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

Под классификацией рисков следует понимать их распределение на отдельные группы по определенным признакам для достижения определенных целей. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует свой прием управления риском.

Квалификационная система рисков включает в себя категории, группы, виды, подвиды и разновидности рисков.

В зависимости  от возможного результата (рискового события) риски можно подразделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски  означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К ним относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

В зависимости  от основной причины возникновения  (базисный или природный признак), риски делятся на следующие категории: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и коммерческие.

Коммерческие  риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата отданной коммерческой сделки.

По структурному признаку коммерческие риски делятся  на имущественные, производственные, торговые, финансовые.

 Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества гражданина-предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.

Информация о работе Дивидендная политика организации. Виды рисков и управление рисками в финансовом менеджменте