Существуют
несколько методик структурного анализа,
которые могут как по отдельности, так
и в различных комбинациях применяться
для поиска корневых причин инцидентов.
Графики причины-следствия
особенно эффективный метод в поиске
глубинных причин проблем. Применение
данного метода включает нахождение ответов
на вопросы: что происходило, когда, где,
как и почему, как прежде? К полученным
ответам прибавляется вторичная информация.
Данный метод может также использоваться
для определения области, где необходима
дополнительная информация. Графики причины
- следствия, которые также известны как
графики «рыбья кость» или диаграмма Ишикавы,
является одним из самых важных инструментов
улучшения качества, впервые использованная
К. Ишикавой в 1943 г.
Каору
Ишикава родился в 1915 г. в семье известного
промышленника.
В 1939 году окончил Токийский университет
по специальности «прикладная химия».
В
1939-1941 годах служил техническим специалистом
в ВМФ Японии, до 1947 года
работал в промышленности, затем перешел
в Токийский университет, где занялся
разработкой методов статистического
анализа.
В
1949 году был приглашен Японским
союзом ученых и инженеров
для участия в работе группы исследования
контроля качества,
а в 1952 году стал председателем Химического
общества Японии, в этой должности активно
содействовал продвижению идеи контроля
качества.
С1969
года член, а с 1977 года председатель японского
отделения Международной организации
по стандартизации.
В
1981 году стал членом исполкома Международной
организации по стандартизации.
Вплоть до своей смерти
Ишикава организовывал семинары и консультации
по распространению японского опыта использования
методов контроля качества.
Его труды во многом повлияли на облик
современной науки о качестве. В 1960-х годах
им был изобретен метод структурного анализа
причинно-следственных связей, и этот
метод, впоследствии был назван в его честь
– диаграмма Ишикавы [1].
Диаграмма
Ишикавы, известная также как причинно-следственный
анализ или диаграмма рыбьего скелета,
является одним из самых важных инструментов
улучшения качества. Впервые использованная
К. Ишикавой в 1943 году она представляет
собой пример структурного подхода к решению
проблем. Она используется для получения
информации в процессе сеансов поиска
творческих идей, необходимой для рассмотрения
потенциальных причин возникновения проблем.
Все варианты подвергаются тщательному
исследованию до тех пор, пока не выявляется
искомая причинно-следственная зависимость.
Применяется при разработке и непрерывном
совершенствовании продукции.
Цель данного метода -
изучить, отобразить и обеспечить технологию
поиска истинных причин рассматриваемой
проблемы для эффективного их
разрешения. Причинно-следственная диаграмма
- это ключ к решению возникающих проблем.
Диаграмма позволяет в простой и доступной
форме систематизировать все потенциальные
причины рассматриваемых проблем, выделить
самые существенные и провести поуровневый
поиск первопричины. Ценность этого метода
состоит в способствовании категоризации
и структуризации множества потенциальных
причин, а так же, идентификации наиболее
вероятной корневой причины изучаемого
следствия. Метод применим при выполнении
анализа как одним специалистом, так и
группой специалистов.
Основным преимуществом данного метода
является его наглядность и универсальность.
Наглядность достигается за счет того,
что связь всех выявленных причин с исследуемым
следствием отображается в простой графической
форме. А об универсальности можно судить
по неполному списку областей применения:
- анализ эффективности
бизнес-процессов;
- принятие
управленческих решений на базе структурированного
анализа влияющих факторов;
- анализ факторов,
влияющих на качество оказываемых услуг;
- анализ причин
отказов технических систем и так далее.
К ограничениям можно отнести необходимость
предварительного поиска возможных причин
исследуемого следствия, а так же сложность
(не точность) при определении степени
влияния выявленных причин на вероятность
возникновения следствия.
Для
эффективного использования диаграммы
Ишикавы рекомендуется придерживаться
следующих шагов:
- Прежде чем
приступать к построению диаграммы, все
участники должны прийти к единому мнению
относительно формулировки проблемы.
- Изучаемая
проблема записывается с правой стороны
в середине чистого листа бумаги и заключается
в рамку, к которой слева подходит основная
горизонтальная стрелка – «хребет» (диаграмму
Ишикавы из-за внешнего вида часто называют
«рыбьим скелетом»).
- Наносятся
главные причины (причины уровня 1), влияющие
на проблему, - «большие кости». Они заключаются
в рамки и соединяются наклонными стрелками
с «хребтом».
- Далее наносятся
вторичные причины (причины уровня 2), которые
влияют на главные причины («большие кости»),
а те, в свою очередь, являются следствием
вторичных причин. Вторичные причины записываются
и располагаются в виде «средних костей»,
примыкающих к «большим». Причины уровня
3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются
в виде «мелких костей», примыкающих к
«средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены
не все причины, то одна стрелка оставляется
пустой).
- При анализе
должны выявляться и фиксироваться все
факторы, даже те, которые кажутся незначительными,
так как цель схемы - отыскать наиболее
правильный путь и эффективный способ
решения проблемы.
- Причины (факторы)
оцениваются и ранжируются по их значимости,
выделяя особо важные, которые предположительно
оказывают наибольшее влияние на показатель
качества.
-
В диаграмму вносится вся необходимая
информация: ее название, наименование
изделия, имена участников, дата и т. д.
Дополнительная
информация:
- Процесс выявления,
анализа и объяснения причин, является
ключевым в структурировании проблемы
и переходу к корректирующим действиям.
- Задавая при
анализе каждой причины вопрос «почему?»,
можно определить первопричину проблемы
(по аналогии с выявлением главной функции
каждого элемента объекта при функционально-стоимостном
анализе).
- Способ взглянуть
на логику в направлении "почему?"
состоит в том, чтобы рассматривать это
направление в виде процесса постепенного
раскрытия всей цепи последовательно
связанных между собой причинных факторов,
оказывающих влияние на проблему качества.
При
применении диаграмм причины–следствия
можно использовать ряд приемов:
1.
Строить отдельные графики для каждой
проблемы. Это позволяет избежать путаницы
результатов, что весьма вероятно при
объединении различных проблем на одном
графике;
2.
Графики должны быть доступны каждому
участнику рабочей группы по принятию
решения. Целесообразно использовать
большие листы бумаги с большими расстояниями
между пунктами;
3.
Не следует перегружать диаграммы. Можно
строить, если это необходимо, отдельные
графики для каждого главного класса причин
на основной диаграмме причины-результата,
например для среды, оборудования;
4.
Всегда нужно быть готовым к тому, что
потребуется переделка уже построенных
диаграмм, их очистка от несущественных
элементов, изменение набора основных
элементов;
5.
При построении диаграмм нельзя
использовать неопределенные утверждения
типа «возможный недостаток»[2].
Также
возможно использование методов «мозгового
штурма» или командной оценки.
Целью метода «мозгового штурма» является
количество, а не качество идей. Общие
правила проведения «мозгового штурма»:
- необходимо
установить определенную цель;
- участвовать
в обсуждении должны все участники команды;
- сотрудники
должны ощущать безопасность участия
и высказывания своего мнения;
- не допускается
никакой критики, все идеи записываются,
ни одна идея сразу не отвергается;
- предложения
не ограничиваются только факторами, относящимися
к деятельности говорящего;
- рекомендуется
исключить бесплодные разговоры, ценя
идеи и сознательное оперирование фактами;
- членов команды
следует поощрять для раскрытия творческого
потенциала;
- лицам руководящего
состава не рекомендуется высказываться
первыми;
- членам команды
следует подхватывать и развивать идеи
других.
Рекомендуется
привлекать людей, не имеющих отношение
к исследуемому объекту, так как они могут
обнаружить неожиданный подход к определению
и анализу факторов, который могут не заметить
участники, привычные к существующей рабочей
обстановке.
Метод
командной оценки:
- Каждый участник
команды, независимо от других участников,
оценивает значимость каждого фактора
на объект анализа и наносит ее на личный
экземпляр диаграммы Ишикавы;
Производится
рассмотрение только наиболее мелких
факторов (для которых не выявлены влияющие
на них факторы). Оценка производится путем
проставления баллов (в 3-х, 5-ти или 10-ти
бальной системе).
- Лидер команды
рассчитывает значимость каждого фактора
путем арифметического суммирования баллов
проставленных фактору участниками команды;
- Команда проводит
обсуждение мнений участников относительно
полученной значимости факторов. В случае
сильного расхождения мнений проводится
новый тур для определения значимости,
в ходе которого повторяются действия
с пункта 1.
На
этом этапе выбор факторов ограничивается
теми, которые на предыдущем этапе получили
наибольшее количество баллов.
Для
установления приемлемой точности результатов
рекомендуется проводить 3 тура анализа;
- Лидер команды
по наивысшему числу полученных баллов
определяет 2-4 наиболее значимых, с точки
зрения всех участников команды, фактора,
на которых следует сосредоточиться для
решения проблемы или улучшения показателя
[3].
Диаграмма
Ишикава, известная также как причинно-следственный
анализ или диаграмма «рыбьего скелета»,
является одним из самых важных инструментов
улучшения качества. Впервые использованная
К. Ишикавой в 1943 г., она представляет собой
пример структурного подхода к решению
проблем. Она используется для получения
информации в процессе сеансов поиска
творческих идей, необходимой для рассмотрения
потенциальных причин возникновения проблем.
Все варианты подвергаются тщательному
исследованию до тех пор, пока не выявляется
искомая причинно-следственная зависимость.
Диаграмма обеспечивает всестороннее
видение процесса формирования качества
и внешних условий его осуществления.
Список
используемой литературы
- URL:http://magazine.hrm.ru/db/hrm/Ishikawa_Kaoru/glossary.html
- URL:http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0019/
- URL:http://www.tools-quality.ru/index.php/q7/isikava