Денежно-кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная (или монетарная) политика – это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило – центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором основывается вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Оглавление

Введение ………………………………………………….………………..…..3

1.Сущность денежно-кредитной политики государства……………..………………………………………………….........…..4


2. Цели денежно-кредитной политики …….………………….……………….....12

-первичные………………………………………………….…………………..13

-стратегические…………………………………………………...………...…..16

-промежуточные………………………………………………………...……...16

-конфликты целей………...………………………………………………….…19


3.Инструменты денежно-кредитной политики…………………..……..….…23

-изменение норматива обязательных резервов………………….……...….…23

-процентная политика центрального банка…………………….………….….24

-операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке……………………………………………………………………...…......26

-управление наличной денежной массой, эмиссия денег…………….….......31

-валютное регулирование………………………………….…………........…...31

Заключение…………………………………….……………….……………….30


Литература…………………………………………………………..……….….32

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Законодательно  закрепленные первичные  цели денежно-кредитной  политики 

Национальные денежные власти Первичная цель денежно-кредитной политики
ФРС США Максимальный  устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен
Китайский народный банк Экономический рост и стабильность валютного курса юаня
Немецкий  бундесбанк Защита валюты и поддержка общей экономической политики правительства
Национальный  банк Польши Ценовая стабильность и поддержка правительственной экономической политики настолько, насколько она не противоречит основной цели банка.
Банк  России Защита и  обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Европейский ЦБ, Банк Англии, Банк Франции, Национальный банк Швейцарии, Банк Испании, Шведский Риксбанк, Болгарский национальный банк, Нац. банк Румынии, Банк Латвии. Ценовая стабильность
Банк  Италии, Национальный банк Бельгии, Национальный банк Дании, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Банк Нидерландов, Чешский национальный банк, Национальный банк Румынии, Национальный банк Словакии, Банк Словении, Банк Литвы. Стабильность  национальной валюты
 

       Во-первых, в двух странах – мировых экономических лидерах, к которым относятся США и Китай, первичная цель денежно-кредитной политики четко увязана с экономическим ростом, при этом США основное внимание уделяет стабильности цен (так более мощная держава), а Китай – стабильности национальной валюты (как держава, в несколько большей степени зависимая от конъюнктуры мирового рынка). Таким образом, США и Китай четко выделяют два ориентира из «четырех магических».

       Во-вторых, наиболее взвешенной и теоретически оправданной следует считать первичную цель денежно-кредитной политики Германии, которая четко исходит из приоритетов «магического четырехугольника».

    Национальный  банк Польши имеет схожую первичную  цель, но все же в большей мере делает упор на один ориентир магического  четырехугольника: достижение ценовой стабильности (борьба с инфляцией), и уже на этой основе поддерживает (или не поддерживает) общую экономическую политику правительства,  направленную на достижение экономического роста, полной занятости и равновесия платежного баланса. 

       В-третьих, большинство центральных банков стран мира в качестве первичной цели указывают на стабильность курса национальной валюты (как правило, в большей мере зависимые от международной экономической конъюнктуры), либо на ценовую стабильность (как правило, обладающие более крупным потенциалом национальной экономики).

       В-четвертых, Россия в целом примыкает к последней группе стран. В связи с этим, хотелось бы отметить, что данная первичная цель  (норма инфляции) для экономических условий России не является оптимальной, и что следовало бы в данном случае брать пример либо с Германии, либо – с США и Китая. Однако проблема заключается в том, что в российской общеэкономической стратегии до сих пор отсутствует четко разработанная государственная стратегия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, программы занятости и т.п. В основе общеэкономической стратегии России заложен весьма сомнительный приоритет: борьба с инфляцией. Однако очевидно, что эта цель не может быть в современных условиях для России приоритетной: она реализуется попутно при достижении здорового экономического развития и динамичного экономического роста в целом.

[6.ст.85]

          Тактические цели

  Если  цель развития национальной экономики  заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры 

      Промежуточные цели

  Промежуточная цель денежно-кредитной политики –  это экономическая переменная, которую  центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.

Промежуточная цель должна удовлетворять следующим  условиям:

Согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики.

Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться  приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить.

Своевременность. Достоверная информация о промежуточной  цели должна поступать в центральный  банк своевременно.

        Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.

Финансово-кредитное  регулирование играет большую роль в обеспечении эффективного функционирования национального хозяйства в условиях рыночной экономики. Финансово-кредитная политика представляет собой один из важнейших методов государственной экономической политики и в конечном итоге нацелена на достижение макроэкономической стабильности в обществе.

В свою очередь макроэкономическая стабильность является довольно широким экономическим  понятием. Макроэкономическая стабильность может выражаться в определенных макроэкономических показателях. Стало классическим выделять среди важнейших макроэкономических показателей такие, как низкие темпы роста общего уровня цен, обеспечение стабильного роста производства в народном хозяйстве, поддержание полной занятости трудоспособного населения, удовлетворительное состояние платежного баланса. Такую группу взаимосвязанных экономических показателей часто называют магическим квадратом макроэкономического регулирования.

Однако  достижение этих целей обеспечивается не одной лишь финансово-кредитной политикой государства. В действительности достижению конечных макроэкономических целей способствуют и другие направления государственной экономической политики, такие, как ценовая, промышленная, внешнеторговая, научно-техническая и др.

Для формулирования макроэкономических целей финансово- кредитной политики необходима объективная оценка сложившейся ситуации в денежно-кредитной сфере и анализ того, насколько достигнуты ранее поставленные цели. Другими словами, органы, вырабатывающие направления и осуществляющие практические мероприятия финансово- кредитной политики, должны постоянно наблюдать и контролировать развитие событий в экономике.

Однако, по всеобщему признанию большинства  экономистов стран с развитой рыночной экономикой, финансово-кредитная политика является наиболее эффективным средством государственной стабилизационной политики. Важным достоинством использования финансово-кредитной по- литики является быстрота и гибкость воздействия на состояние экономики страны. При этом, если применение налоговой политики сопряжено с долгим дебатированием в высших органах государственной власти, то применение денежно-кредитной политики может быть оперативно решено в самом Центральном банке и результаты применения этой политики очень скоро отразятся на финансовом состоянии страны.

Это особенно важно, например, в условиях принятия оперативных мер по борьбе с инфляцией.

Финансово-кредитная  политика направлена на увеличение денежного  предложения и финансовых расходов во время спада экономической активности, а во время инфляции, наоборот, на ограничение предложения денег и расходов на стабилизацию экономики.

С точки  зрения макроэкономической стабилизации основная роль финансово-кредитной  политики состоит в предотвращении чрезмерных расходов. Однако в более широком смысле финансовая политика самым существенным образом определяет степень эффективности использования ресурсов в экономике, оказывая прямое и косвенное влияние на процессы мобилизации и использования финансовых средств.

Многолетний опыт стран с рыночной экономикой говорит  о том, что необходимо так управлять  финансово-кредитной сферой, чтобы  обеспечить необходимое для определенного  объема деловой активности количество денег в обращении, способствующее полной занятости, стабильности уровня цен и здоровому темпу экономического роста. [3.ст.50]

       Конфликты целей. Денежно-кредитная политика должна быть скоординирована с фискальной политикой для исключения или минимизации возможности возникновения ситуации конфликтов целей. Приведем в качестве примеров две ситуации, иллюстрирующие вероятный конфликт целей.  

    Пример 1.  В целях предотвращения утечки национального капитала за рубеж и привлечения в страну иностранного капитала, государство осуществляет политику высоких процентных ставок. Если данное мероприятие реализуется в фазе экономической депрессии, то это приводит к торможению спроса на кредит, и еще более обостряет экономический спад. Подобная ситуация являлась типичной для России середины 1990-х гг. и закончилась знаменитым кризисом 17 августа 1998 г. 

        Пример 2. Осуществление в фазе экономического подъема денежно-кредитных мероприятий по стимулированию кредитов и государственных расходов может привести к «перегреву экономики» и нарушению  внутри- и внешнеэкономической стабильности. Нечто подобное произошло в годы советской перестройки 1985-1991 гг., когда, после создания в 1988 г. нескольких специализированных банков, государство утратило контроль над денежной эмиссией, и экономическая лихорадка конца 1980-х гг. привела к катастрофическому обвалу.   

    Очевидно, что для достижения экономических  целей необходима координация всех видов экономической политики: денежной, фискальной и иных.

    Достижению  целей денежно-кредитной политики могут препятствовать всевозможные факторы. Эти факторы могут находиться:

    • в денежном секторе экономики;

    • в сфере реальной экономики;

    • либо в области «механизма торможения».

    Рассмотрим  эти вероятные препятствия более  подробно.

       1. В денежном секторе препятствующие факторы могут сводиться:

        к поведению коммерческих банков, преследующих собственные интересы, порой значительно расходящиеся с интересами общей экономической политики. Например, в фазе экономического подъема коммерческие банки могут способствовать его перегреву, активно кредитуя бизнес, создавая дополнительный ажиотаж на рынке ценных бумаг и т. п. 

        к поведению публики, которая может повлиять на скорость обращения денег, например, посредством массового изъятия банковских вкладов. 

       2. В области реальной экономики факторы, препятствующие осуществлению денежно-кредитной политики, могут быть следующими:

        поведение инвесторов, которые сокращают спрос на кредиты даже при относительно низкой процентной ставке, в случае, если их ожидания относительно перспектив развития экономики пессимистичны и наоборот.

        поведение потребителей, которые при пессимистических ожиданиях могут сократить потребление и повысить сбережение, что может способствовать усилению экономической депрессии.

       3. «Механизм торможения» способен замедлять реакцию экономики на монетарные импульсы, либо вызывать ее не вовремя.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства