Базовые концепции финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:49, доклад

Краткое описание

Принятие управленческих решений в системе финансового менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов.

Концепция (лат. conceptio) — это система взглядов, отражающая понимание явлений и процессов, т.е. с помощью концепции выражается точка зрения на сущность и направления развития исследуемого явления или процесса. В финансовом менеджменте сформирован ряд концепций, в их числе: концепция временной стоимости денежных ресурсов, концепция учета влияния фактора инфляции, концепция учета фактора риска и пр. В данной работе рассмотрены следующие концепции: концепция эффективности рынка и концепция ассиметричной информации.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал  Федерального государственного образовательного учреждения

  высшего профессионального  образования

«Российский государственный  университет туризма  и сервиса» в г. Перми

(Филиал  ФГОУВПО «РГУТиС»  в г. Перми)

     Кафедра: «Менеджмента и прикладных информационных технологий»

                                                                                                   

Специальность 080507.65  «Менеджмент организации»

Специализация 080507.49 «Менеджмент гостеприимства» 
 
 

ДОКЛАД 

                            Дисциплина: Финансовый менеджмент

Тема: Базовые концепции финансового менеджмента 
 
 

Выполнила:

Туктамышева Л.Ф.

Курс: 5

Научный руководитель:

к.э.н., доцент кафедры ОГСЭ Домбровская И.А. 
 
 
 
 

2011 г.

     Принятие  управленческих решений в системе финансового менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов.

     Концепция (лат. conceptio) — это система взглядов, отражающая понимание явлений и  процессов, т.е. с помощью концепции  выражается точка зрения на сущность и направления развития исследуемого явления или процесса. В финансовом менеджменте сформирован ряд концепций, в их числе: концепция временной стоимости денежных ресурсов, концепция учета влияния фактора инфляции, концепция учета фактора риска и пр. В данной работе рассмотрены следующие концепции: концепция эффективности рынка и концепция ассиметричной информации. 

     Концепция эффективности рынка. 

     Принятие  решений на рынке капитала тесно  связаны с концепцией эффективности  рынка. Логика подобных операций такова. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Предположим, что на рынке, находящемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах, характеризуется уровнем эффективности рынка. В приложении к рынку капитала термин «эффективность» понимается в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В научной литературе рассматриваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка «Efficient Market Hypothesis» www.elitarium.ru.

     У гипотезы много соавторов, наиболее известна работа Юджина Фамы «Efficient Capital Markets: A Review of Theory and Empirical Work», 1970.

     Согласно  этой гипотезе при полном и свободном  доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация немедленно отражается на ценах финансовых активов. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом. Эффективность рынка обеспечивается выполнением 4 условий:

     - информация становится доступной всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с какими-либо затратами;

     - отсутствуют трансакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие заключению сделок;

     - сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен;

     - все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду.

     Очевидно, что все эти 4 условия не соблюдаются  ни на одном реальном рынке. Поэтому  в теорию вводятся более слабые предпосылки  об информационной эффективности. Выделяют 3 формы эффективности: слабую, умеренную и сильную.

     В условиях слабой формы эффективности текущие рыночные цены полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. Потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды, т.е. нельзя спрогнозировать цену на основе прошлых данных о динамике цен.

     Были  проведены исследования с целью  измерения корреляции между доходностью  ценных бумаг на протяжении определенного  периода времени. В целом исследования показали наличие слабой тенденции к позитивной корреляции доходности краткосрочных ценных бумаг. Однако, когда доходы корректируются с учетом риска и трансакционных затрат, эта корреляция исчезает.

     Второй  способ эмпирической проверки заключался в исследовании различных методик совершения сделок на рынке с целью определения, приводит ли та или иная тактика к получению сверхдоходов. В целом результаты свидетельствуют о том, что использование каких-либо методик не гарантирует сверхдоходов.

     Умеренная форма эффективности (semistrong form) предполагает, что текущие рыночные цены отражают не только изменение цен в прошлом, но также и всю остальную общедоступную информацию. Таким образом, аналитику не имеет смысла изучать статистику цен, отчетность эмитентов, новости финансового мира, т.к. любая общедоступная информация немедленно отражается на ценах акций до того как можно использовать ее в своей практике.

     С целью эмпирического подтверждения  были проведены 2 вида исследований:

  1. Изучение реакции цен на поступление новой информации;
  2. Оценка показателей доходности инвестиций у профессионалов фондового рынка.

     В ходе исследования изучалась реакция  цен на сообщения о дроблении  акций, об увеличении дивидендов, слияниях фирм, инвестициях, эмиссии акций. Эмпирические исследования в целом подтвердили логику умеренной формы эффективности. Например, рассмотрим, как реагируют цены акций на информацию о поглощении компании. В большинстве случаев компания-покупатель готова заплатить за приобретаемую компанию премию сверх текущей рыночной цены; как только информация о поглощении становится доступной рынку, цена акций компании-цели повышается в преддверии такой премии. За один день новая цена вбирает в себя всю премию за поглощение.

     Были  проведены исследования, способны ли профессиональные участники рынка  ценных бумаг обеспечить получение сверхдоходов по управляемым ими портфелям. Результаты этих исследований стали веским доказательством правильности гипотезы об умеренной эффективности. Как правило, финансовые аналитики обладают общедоступной информацией. В отдельные годы некоторые из них добиваются относительно лучших, другие - относительно худших результатов. Однако в среднем эти специалисты не могут «переиграть» рынок.

     Хотя  многочисленные исследования подтверждают наличие умеренной формы эффективности, однако отдельные аналитические  работы опровергают эту концепцию. Например, бихейвористская теория рыночного ценообразования утверждает, что большинство людей, как правило, чрезмерно сильно реагируют на драматические события. Тем самым плохие новости обычно снижают курсы акций сильнее, чем должны были бы. Противоположное относится к хорошим новостям. Если эта теория верна, то сверхдоходы могут быть получены путем покупки ценных бумаг, цены на которые только что упали ввиду получения негативной информации.

     В научных кругах нет единого мнения по поводу существования умеренной формы эффективности. Но в целом общая позиция сводится к тому, что при фундаментальном анализе возможно обнаружить завышенную или заниженную стоимость ценных бумаг, может иметь место чрезмерная реакция на новую информацию, однако курсы ценных бумаг все же отражают всю общедоступную информацию. Биржевики в большинстве своем не верят в умеренную форму эффективности, а многие из них не верят даже в существование слабой формы эффективности. Финансовый аналитик, занимающийся фундаментальным и техническим анализом, является значимой фигурой для биржевых контор, инвестиционных фондов. Для менеджера, управляющего большими капиталами, получение преимущества с помощью фундаментального анализа оправдывает затраты на оплату работы хорошего аналитика.

     Сильная форма эффективности означает, что текущие рыночные цены отражают всю информацию и общедоступную, и доступную лишь отдельным лицам. Если эта гипотеза верна, то никто не может получить сверхдоходы, даже так называемые инсайдеры (лица, работающие в компании и/или в силу своего положения имеющие доступ к конфиденциальной информации, способной принести им выгоду). Почти никто не верит в справедливость такого предположения. Исследования подтвердили, что посвященные получают прибыли выше обычных, используя информацию, не оглашаемую публично.

     В целом имеющиеся доказательства указывают на то, что рынки ценных бумаг являются эффективными, но не идеально эффективными. 

     Концепция ассиметричной информации. 

     Теория  асимметричности информации тесно  связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной другим участникам рынка. В этом случае говорят о наличии асимметричной информации.

     Носителями  конфиденциальной информации чаще всего  выступают менеджеры и отдельные владельцы компании. Существуют различные степени асимметрии. Слабая асимметрия, когда разница в информированности руководства фирмы и посторонних наблюдателей о деятельности компании слишком мала, чтобы дать преимущества менеджерам. Сильная асимметрия имеет место, когда менеджеры компании обладают конфиденциальной информацией, которая после ее обнародования значительно изменит котировку ценных бумаг фирмы. В большинстве случаев степень асимметрии находится посередине между двумя этими крайностями.

     Влияние асимметричной информации на рынке  исследовал Джордж Акерлоф. Дж. Акерлоф  рассмотрел явление асимметричности  информации на примере рынка подержанных  автомобилей. На этом рынке продавцы знают о качестве машин гораздо  больше, чем покупатели. Покупатели резонно задаются вопросом, почему продавцы избавляются от своих автомобилей. Выделим основные причины: одни каждые два года меняют модели автомобилей, другим необходима более вместительная машина, однако многие подержанные автомобили абсолютно негодные машины («лимоны»). Средний покупатель не может отличить хорошую машину от «лимона», поэтому он не хочет платить максимальную цену. Вероятность купить лимон равна 50%, соответственно покупатели согласны заплатить за любую подержанную машину 50% от стоимости хорошей подержанной машины. Поскольку покупатели снижают цену из-за неспособности отличить хорошую машину от «лимона», владельцы хороших машин не хотят их продавать. Следовательно, вероятность покупки «лимона» повысится и соответственно снизится цена. В конце концов, на продажу будут предлагаться только «лимоны» и рынок рухнет. Очевидно, что для улучшения работы рынка подержанных автомобилей необходимо уменьшить информационную асимметрию. Покупатель может научиться сам отличать хорошую машину от «лимона», может показать ее эксперту. Оба этих метода требуют дополнительных затрат, кроме того нельзя гарантировать, что эксперт даст объективную оценку. Со своей стороны, продавец автомобиля может рассказать о состоянии своей машины (метод «вешать лапшу на уши»). Он не требует затрат, но покупатель не может оценить истинность заверений продавца. Поэтому приемлемый способ для продавца совершить какое-либо действие, доказывающее хорошее состояние машины. Например, гарантия от поломки на 90 дней. Такое действие именуется сигналом. Совершая его, продавец дает покупателю сигнал, что он продает хорошую машину. При этом представляют ценность только правдивые сигналы, которые не могут быть имитированы недобросовестными продавцами.

     Асимметричность информации является неотъемлемой частью рынка капитала, который очень чувствителен к новой информации. Поскольку главная цель менеджера состоит в максимизации богатства акционеров, то он заинтересован в том, чтобы максимально быстро довести до общего сведения благоприятную информацию. Например, с помощью организации пресс-конференции или выпуска пресс-релиза. Однако эта форма сигнализации имеет ограниченную ценность, так как нельзя оценить ее истинность. Классическим примером распространения благоприятной информации является объявление о выплате дивидендов, опубликование финансовой отчетности в соответствии с международными требованиями. 
 

     Список  использованных источников 
 

     1.Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. - СПб.: «Питер», 2009.

     3.Ковалев  В. В. «Введение в финансовый менеджмент». - М.: «Финансы и статистика» , 2008.

Информация о работе Базовые концепции финансового менеджмента