Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:18, курсовая работа
Экономика страны в течение многих десятилетий была, можно сказать, искусственно изолирована от мирового рынка и международной конкуренции. Еще буквально десять лет назад российская экономика характеризовалась значительной “закрытостью”. Нарастание экономического кризиса в России в 90-х годах так же отразилось на объеме внешней торговли. Он сократился более чем в два раза. Но со временем внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер.
Введение………………………..………………………………………………....3
Глава 1. Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств экономики……………………………………………………………………….....4
Глава 2. Формы внешнеэкономических связей…………………………….…...9
Глава 3. Барьеры, препятствующие росту внешнеэкономическим связям…..13
Вывод:……………………………………….……………………………………15
Список литературы……...………………..……………………………………...17
Широкое
вовлечение России в международное
разделение труда и мировую экономику
является одним из необходимых условий
превращения нашей страны в передовое
демократическое государство с рыночной
экономикой.
Глава
2. Формы внешнеэкономических
связей.
Российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю лицензиями, лизинг, банковскую систему и кредитование, информационные услуги, торговлю, свободные экономические зоны.
К перспективным формам научно-
Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и другими странами является лизинг, т. е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.
Важное место в развитии
Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей является сотрудничество в области информационных услуг. В России информатика призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся экономических связей. Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европы через московский узел в НИИ Автоматизированных систем. Важную роль в сфере интеграционных процессов играет Международный центр научно – технической информации. Ее задачей является развитие Международной системы научно-технической на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем. Центр ведет свои работы по трем основным направлениям:
-
справочно – информационное
-
научно – исследовательские и
проектные работы по созданию
и освоению средств
-
научно – методическое
Важную роль во внешнеэкономических связях России с зарубежными странами играет торговля. К началу 90-х г. внешняя торговля оказалась в трудном положении. В структуре экспорта продолжали превалировать сырьевые продукты, прежде всего топливно-энергетические. В структуре импорта ведущие позиции занимали потребительские товары, продовольствие и сырье для его производства. Приоритетными внешнеэкономическими партнерами оставались страны Европы, включая Восточно-европейский регион. Все же современное состояние внешнеэкономических связей страны не отвечает тенденциям, складывающимся в международном товарообмене, для которого характерен ускоренный рост торговли продукцией обрабатывающих отраслей промышленности, и прежде всего машинами и оборудованием, наукоемкими изделиями, информационными услугами. В российском экспорте наибольший удельный вес до 70% занимают топливно-энергетические и сырьевые товары, а на долю машин и оборудования приходится около 8%. К тому же техническому уровню зарубежных аналогов в лучшем случае соответствует 12-14% экспортируемой машиностроительной продукции. Либерализация и переориентация внешнеэкономических отношений России облегчили ее доступ в международные экономические структуры к финансовым ресурсам Запада. Укрепились контакты с государствами “семерки”, ЕС, МВФ и др. Торговые связи с западными странами стали основным каналом в реализации экспортной продукции и получения потребительских товаров. В то же время возросла экономическая, особенно кредитная, зависимость России от стран. Практически весь рост российского экспорта страны Западной Европы обеспечивается исключительно за счет энергоносителей и сырья, а возможности сбыта российской промышленной продукции здесь весьма ограничены. Это связано не только с их низкой конкурентоспособностью, но и с тем, что государства Запада сохраняют дискриминационные ограничения в отношении российских товаров.
Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляют сырьевые товары, на долю которых приходится более 70% всего объема экспортируемой продукции, причем наибольший удельный вес занимает продукция топливно-энергетического комплекса (почти 40%). Около 30% экспортируемой продукции занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. В то же время в структуре экспорта товаров из России продолжает оставаться низкой доля машин и оборудования-7,8%. Несколько иную структуру имеет импорт России продукции из стран дальнего зарубежья. Удельный вес машин и оборудования составляет 37,7%. На втором месте стоит продукция продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 28,9%.
Одной из главных задач во
внешнеторговых отношениях
Внешнеэкономическая
Глава 3. Барьеры, препятствующие росту внешнеэкономическим связям.
На пути свободной торговли стоит большое количество барьеров: пошлины, импортные квоты, лицензирование, создание неоправданных стандартов качества, запреты в таможенных процедурах, добровольные экспортные ограничения.
Пошлины - это налоги на импортные
товары. Фискальные пошлины
Целями внешнеэкономических связей служит:
постепенная отмена пошлин и квот для
всех стран-участниц; установление общей
системы пошлин в отношении других стран;
достижение свободного движения капитала
и рабочей силы в рамках внешнеэкономических
связях.
Вывод:
В заключении, можно сказать, что Россия
в принципе может идти по пути опоры на
собственные силы, если иметь в виду наличие
в ее недрах практически всех элементов
таблицы Менделеева. Можно, конечно, сохранять
нефть, газ и другие важнейшие ископаемые
для внутреннего пользования, но тогда
будет резко ограничены количество и ассортимент
импортируемых из других стран товаров
и услуг, которыми так богат мировой рынок.
Продавая сырье, в обмен можно получить
не только потребительские товары, но
и новую технику, и современные технологии.
Видимо, пора отказаться от устарелого
представления о том, что страны, вывозящие
сырье, якобы считаются слаборазвитыми.
Любые ограничения внешней торговли отрицательно
сказываются на экономике страны, однако
это вовсе не означает, что она не должна
быть объектом государственного регулирования.
В идеале рынок должен сам определять,
какие продукты будут экспортироваться
и какие импортироваться. В этом случае
нет необходимости в том, чтобы государство
полностью регламентировало внешнеэкономическую
деятельность предприятий. В деле перехода
к рыночным структурам без сильного влияния
государства нельзя обойтись, т.к. на этом
этапе важно оптимизировать экспортные
и импортные группы товаров и услуг, опираясь
на сложившуюся к данному моменту практику.
Так, на нынешней стадии для России наиболее
выгодным, вероятно, будет экспортировать,
прежде всего, энергоносители и лес, а
импортировать технологии предприятия
“под ключ”. Такой подход можно считать
целесообразным, если его рассматривать
как этап на пути к высокотехнологической
экономике. При этом лучший способ обеспечить
себе такое будущее – это использовать
прибыль, полученную от сегодняшнего экспорта
сырья не на закупку товаров народного
потребления, а для немедленного инвестирования
в технический прогресс. Эти инвестиции
заложат основания будущей развитой экономики
России с высоким уровнем жизни ее населения.
Таким образом, анализ
Тем не менее, наряду с
Список литературы:
1. Конституция
Российской Федерации. М:
2. Федеральный закон № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»
3. Федеральный закон № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»
4. Федеральный закон № 160-Ф'З от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
5. Основные положения
региональной политики в
6.Вардомский Л. Инвестиционные риски и региональное развитие // Проблемы и механизмы регионального развития в России. - М.: Эпикон, 2008. - С. 22-33.
7.Кирьян П. Долги тают на глазах // Эксперт. - 2007. - 20. -С. 7.
8. Пивоварова М. Геоэкономический подход к исследованию проблем мирохозяйственного взаимодействия //Общество и экономика. 2005. - №3-4. - С. 206-217.
9. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник М.: Юристь. 2004. - 456 с.
10. Политическая экономия: Уч. /Под ред. К В. Островитянова. М.: Наука, 2007. - 894 с.
11. Смирнов С.Н. Элементы философского содержания понятия «система» как ступени развития познания и общественной практики. М.: Мысль, 2006. -289 с.
12. Современная внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие /Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: МГУП, 2006. - 234 с.