Влияние мирового финансового кризиса на страны ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый кризис – это глубокое расстройство государственной финансовой, денежной системы, проявляющееся в резком несоответствии доходов бюджета их расходам, нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, взаимных неплатежах экономических субъектов, несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения, инфляции.
Финансовый кризис - это реальность сегодняшнего дня. Мировая экономика вступила в очень сложный экономический период. В центре этого глобального кризиса находится американская финансовая система.
Мировой финансовый кризис 2008 года — экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Оглавление

Введение 3
1. Влияние мирового финансового кризиса на страны ЕС и его последствия 4
1.1. Возникновение кризиса 4
1.2. Экономические последствия. Глобальная рецессия 7
1.3. Политэкономические и геополитические последствия 8
2. Решение проблем в странах ЕС 10
2.1. Методы разрешения кризисов 10
2.2. Способы решения проблем, возникших в результате МФК 11
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Влияние мирового финансового кризиса на страны ЕС.docx

— 34.60 Кб (Скачать)

Негативные  последствия финансового кризиса  в США уже ощутил на себе ряд  европейских стран, правительства  которых вынуждены направлять многомиллиардные суммы на спасение крупных банков. 

2.1. Методы  разрешения кризисов 

При рассмотрении мер антикризисной политики необходимо дифференцировать этапы сдерживания  и разрешения системной реструктуризации. На этапе сдерживания финансовый кризис продолжает развертываться, при  этом правительство, как правило, проводит политику, направленную на восстановление общественного доверия с целью  минимизации последствий кризиса  в реальном секторе экономики  при потере уверенности среди  вкладчиков и инвесторов в финансовой системе страны. Этап разрешения включает фактическую финансовую и, в меньшей  степени, операционную реструктуризацию учреждений и корпораций. В то же время меры, предпринимаемые государством, разделяются на немедленные - на этапе сдерживания, и долгосрочные, направленные на разрешения кризиса. Немедленные меры часто являются частью долгосрочных мер государственной политики. Неудачно выбранные меры сдерживания подрывают потенциал успешного разрешения финансового кризиса в долгосрочной перспективе.  

2.2. Способы  решения проблем, возникших в  результате МФК 

Правительство Соединенного королевства приняло  решение влить в финансовую систему  страны в общей сложности 650 млрд евро – сумма в масштабах отдельно взятого государства поистине гигантская (для сравнения — Европейский центробанк «вбросил» в общеевропейскую финансовую систему 700 млрд евро на всех).

Британский  антикризисный пакет включает как  прямые денежные инвестиции, так и  государственные кредитные гарантии частным банкам, желающим одолжить деньги у партнеров. Госучастие в деятельности частных банков означает либо национализацию разорившихся финансовых учреждений, либо, как минимум, более жесткий контроль со стороны правительства.

Британская  финансовая система особенно сильно пострадала от нынешнего кризиса. Во-первых, банковская система Великобритании во многом (хоть и не во всем) похожа на американскую – она базируется на специализированных инвестиционных финансовых компаниях и, соответственно, подвержена тем же «вирусам». Общеевропейская система универсальных банков выглядит на сегодняшний день гораздо более устойчивой, и не исключено, что британские банки в будущем переориентируются именно на нее. Кроме того, правительство соседней Ирландии оказало Великобритании «медвежью услугу», предоставив в одностороннем порядке государственную гарантию на все банковские вклады на территории страны. В результате британцы, от простых пенсионеров до мультимиллионеров, кинулись переводить свои сбережения в ирландские банки. Что привело к оттоку капитала из уже и так обескровленной британской финансовой системы — индекс акций лондонской биржи продолжает падать.

Ирландия  оказалась не одинока в своей  инициативе — аналогичным образом  поступили Греция и Германия. Правда, гарантийный пакет немецкого  кабинета министров не распространяется на так называемые «биржевые фонды», а также на некоторые виды частных  пенсионных страховок (в отличие  от американских пенсионных фондов, немецкие не так сильно связаны с пакетами акций, поэтому не столь подвержены колебаниям биржи).

Государственная кредитная гарантия, выданная одному из крупнейших инвестиционных банков Германии — Hypo Real Estate, составила 65 млрд евро на срок до 2010 года и вызвала недовольство у избирателей: многие задаются вопросом, почему проспекулировавшихся банкиров надо спасать за счет налогоплательщиков. Еще больше немецкую общественность возмутила другая банковская история: государственный банк KfW, в чьи функции входит распределение немецкой финансовой помощи развивающимся и так называемым «пороговым» странам (а также Восточной Германии), перевел 319 млн евро американскому банку Lehman Brothers — через неделю после того, как он разорился.

Руководство банка заявило, что речь идет об ошибке исполнителя, однако немецкие налогоплательщики  заинтересовались, каким образом  вообще их деньги, предназначенные  на развитие Украины, Парагвая, Марокко  и собственных земель бывшей ГДР, вдруг оказались отправлены в  США. Был подан коллективный судебный иск, и прокуратура Франкфурта-на-Майне  начала расследование по подозрению в растрате.

Французская финансовая система также несет  потери, однако они, как и немецкие, все же не столь огромны, как британские. В целом, единая валюта оказывает  стабилизирующее влияние на финансовые рынки стран еврозоны, которые  заинтересованы во взаимной поддержке. Руководитель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише, выступая накануне во эфире французского телевидения, по личной просьбе президента Николя Саркози призвал своих соотечественников к спокойствию. По его словам, «финансовый кризис не есть кризис экономический».

Видимо, его речь повлияла на умы не только французов, но и немцев: парижская  и франкфуртская биржи после  обвального «черного вторника» стали  потихоньку приходить в себя. Одновременно целый ряд частных банков финансировал массивную рекламную кампанию на ТВ, призывающую итальянцев, немцев и французов воспользоваться  шансом и купить обесценившиеся акции. Однако эксперты в один голос призывают опасаться биржевых спекуляций.

Впрочем, итальянцы вряд ли имеют такую  возможность: в стране в последнее  время возникли серьезные экономические  проблемы, а финансовый кризис их лишь усугубил. Уже во второй раз за минувшие три недели Fiat вынужден был отправить своих рабочих в незапланированный отпуск — объем продаж автомобилей сократился, и работникам предприятий попросту нечего делать. Эксперты предсказывают дальнейший рост уровня безработицы и экономическую рецессию в 2009 году. Аналогичные предсказания делаются в ФРГ, и во Франции, но при этом в Италии биржа не демонатрирует тенденции к тотальному обвалу – впрочем, она и не входит в число «первых величин» мирового финансового рынка.

Пакет экономических реформ, который проводит в жизнь кабинет Берлускони, заранее  был рассчитан на кризисную ситуацию, так что особо подгонять его  под новые обстоятельства не пришлось. Тем не менее, результатов придется еще подождать.

В целом, несмотря на то, что правительства  стран ЕС не договорились об общем  «спасательном пакете», совместные усилия по преодолению кризиса все  же предпринимаются. Была достигнута договоренность о помощи, в случае необходимости, важнейшим европейским банкам –  правда, пока нет определенных критериев, как отличить «важнейшие» банки  от «второстепенных».

По предложению  Николя Саркози, временно были смягчены условия так называемого «Европейского  пакта о стабильности»: теперь страны ЕС могут иметь дефицит бюджета, превышающий 3% от ВНП. Это, в первую очередь, оказалось полезным для  стран с мощной экономикой: им легче  брать в долг, так как доверие  к их экономическому потенциалу выше.

Европейский центральный банк тоже не остался  в стороне — он использовал  свое самое мощное оружие и резко  снизил процентную ставку на кредиты. «Подешевевшие» миллиарды евро оказались  доступны банкам, которым требуются  «живые» деньги – таким образом, восстанавливается не только оборот денег в европейской финансовой системе, но и доверие частных  банков друг к другу. Снижение кредитных  ставок может привести к инфляции евро, однако ЕЦБ пошел на риск и  пока не прогадал: обстановка на европейских  биржах явно нормализуется. Вслед за ЕЦБ, аналогичным образом поступили  национальные банки некоторых стран  ЕС.

Свою  роль сыграли и стабильные «резервные валюты» Евросоюза: чешская крона  и польский злотый. Многие европейцы  уже перевели в них свои сбережения и теперь могут не так напряженно следить за бурными перипетиями  мирового кризиса, пожирающего, по подсчетам  экспертов, около триллиона долларов в день.

Так же одним из вариантов решения проблемы может быть создание искусственной  денежной единицы, основанной на корзине  основных стратегических продуктов (нефти, газа, золота, некоторых других цветных  металлов, составляющих набор с определенными  фиксированными "весами" для каждого из этих компонентов). Для такой валюты остаются те же преимущества: твердое товарное содержание и независимость от произвольного вмешательства какого-либо одного государства или международной организации.

Что же касается более длительной перспективы, то, назрел переход к единой общемировой  энергетической валюте (через которую  по твердой формуле будет выражаться энергетическая ценность нефти, газа, угля, торфа и т.д.). Такой вариант  наиболее соответствует существующей экономической ситуации, когда фактическим  ограничителем и мерой стоимости  многих товаров служат энергетические затраты на их производство. Другое преимущество такого варианта состоит  в том, что он автоматически переводит  проблему экономии энергии в разряд накопления денег, что резко повысит  привлекательность всех действующих  и будущих программ энергосбережения.

Однако  серьезной проблемой на сегодняшний  день является бесконтрольное накопление государственных (суверенных) долгов - притом что значительная часть их формируется как "мировые валютные резервы", без даже и формальной обязанности стран-должников (США и ЕС) по их погашению.

Для решения  этой проблемы можно предложить следующее:

а) установить порядок регулярного взаимопогашения и разрешения государственных долгов, закрепив обязанность проведения таких периодических сессий за одной из действующих (МВФ, МФРР, ВТО) или вновь создаваемых международных организаций, - каждые пять лет, с подготовкой и подписанием соответствующих двусторонних или многосторонних соглашений;

б) разработать  и утвердить, на международном уровне, порядок конвертации суверенного  долга в "капитал" (финансовые активы, производственные объекты, природные  ресурсы и т.д.), который будет  использоваться для принудительного  разрешения вопроса о неоплате долга  в отношении стран, не способных  обеспечить иные способы регулирования  своей задолженности на договорной (взаимосогласованной) основе;

в) ввести порядок личной международной ответственности  руководителей государств за избыточное накопление внешнего суверенного долга, например, через затребование подтверждения  прироста долга единогласным решением парламента (при непарламентских  режимах власти - на общенародном референдуме, проводимом под международным контролем, или другим аналогичным образом).

В конечном счете все эти меры призваны существенно сократить возможности злоупотреблений руководителей отдельных государств своими правами - в смысле конвертации прироста долга своей страны в прирост своего личного состояния.

В конечном счете, все предлагаемые меры можно  свести к следующему:

а) финансовые рынки и действующие на них  операторы должны быть возвращены к  общим правилам рыночной деятельности и личной финансовой ответственности, действующим в других секторах и сферах частнопредпринимательской деятельности;

б) государство  должно силой закона и действиями своих надзорных органов оградить производственный механизм экономики  и общество в целом от эгоизма  и злоупотреблений со стороны "виртуальных", спекулятивных структур и учреждений финансового сектора.

 

Заключение 

По прогнозу МВФ (опубликован в апреле 2009 года) мировой ВВП в 2009 году сократится на 1,3 процента, а в 2010-м вырастет на 1,9 процента. Однако надо иметь в  виду, что ещё в начале 2009 года МВФ ожидал роста мировой экономики  на 0,5 процента в 2009 и 0,8 процента - в 2010 году. Также был понижен прогноз  по темпам роста экономик развитых стран - ожидается, что в текущем  году их ВВП сократится в среднем  на 3,8 процента против 2 процентов, ожидавшихся  ранее. В частности, экономика США  уменьшится на 2,8 процента, еврозоны - на 4,2 процента, Великобритании - на 4,1 процента, а Японии - на 6,2 процента.

Объемы  мировой торговли в 2009 году снизятся на 11 процентов. В январе 2009 года МВФ  считал, что следует ожидать сокращения этого показателя на 2,8 процента. В 2010 году рост объемов мировой торговли составит только 0,6 процента. В связи  с этим весьма вероятно, что в  дальнейшем прогноз также будет  серьёзно корректироваться.

Согласно  докладу МВФ, ВВП России в 2009 году уменьшится на 6 процентов. При этом восстановление российской экономики  начнётся не раньше 2010 года, когда ВВП страны вырастет только на 0,5 процента. В январе 2009 года МВФ ожидал сокращения экономики России в 2009 году на 0,7 процента и роста на 1,3 процента в 2010-м. Рост потребительских цен в России в текущем году составит 12,9 процента, а в 2010-м году - 9,9 процента. Профицит платёжного баланса в 2009 году достигнет 0,5 процента ВВП, а в 2010-м - 1,4 процента ВВП. Экономика 12 государств СНГ в 2009 году сократится на 5,1 процента, но уже в 2010 году вырастет на 1,2 процента. Т.е. страны бывшего СССР окажутся более пострадавшими от кризиса, чем мир в целом.

 

Список  использованных источников 

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь»: ИНФРА-М, 2006.

2. С.Ермолаев «Кризис – это совсем другое, а не то, что о нем говорят» // «Банки и деловой мир», 2008, N 11.

3. В.А.Кашин «Мировой финансовый кризис: причины и последствия» // «Финансы», 2009, N 1.

4. А.В.Суворов «Финансовый кризис: причины, условия возникновения и антикризисные меры» // «Регламентация банковских операций. Документы и комментарии», 2009, N 1.

5. «Анализ сбалансированности показателей развития организации в структурном и временном аспектах» // «Экономический анализ: теория и практика», 2009, N 7.

6. Википедия. «Мировая рецессия конца 2000-х» http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на страны ЕС