Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:24, контрольная работа
Венчурное инвестирование в развитых странах представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности. Средства венчурных инвесторов вкладываются в основном в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.
До настоящего времени с точки зрения формирования капиталов фонды венчурного инвестирования в России можно разделить на четыре группы.
1. Фонды ЕБРР (их капитал полностью или частично сформирован Европейским банком реконструкции и развития с участием других международных финансовых организаций). Расходы на содержание и обеспечение деятельности фондов покрываются из средств технической поддержки, безвозмездно выделяемых правительствами стран «большой семерки». Фонды были сформированы в 1993-1994 гг. в рамках программы поддержки частных и приватизированных предприятий преимущественно среднего бизнеса.
В этот
период в 10 регионах России было создано
11 региональных венчурных фондов (РВФ)
в партнерстве между
2. Фонды с участием западных правительственных агентств. В их создании и деятельности наряду с корпоративными и частными инвесторами, в той или иной форме участвуют иностранные государства.
К этой группе можно отнести 6 фондов с суммарным капиталом порядка 1,26 млрд. долл.,осуществивших до настоящего времени прямые инвестиции общим объемом не менее 430 млн. долл. в несколько десятков российских компаний.
3. Частные фонды. В эту группу включаются около 20 фондов, суммарный заявленный капитал которых составляет не менее 2,2 млрд. долл. Сложность в описании деятельности данных фондов состоит в закрытом характере информации о их деятельности.
Состав этой группы фондов весьма разнообразен как по размерам капитала, так и по страновой принадлежности. Региональные интересы этих фондов редко ограничиваются только Россией, обычно это европейские страны, в том числе СНГ. Большинство этих фондов активно действуют в странах Восточной и Центральной Европы, Черноморского бассейна.
4. Российские венчурные фонды. По информации Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), доля российских венчурных фондов в общем объеме венчурных инвестиций в России составляет около 1 %.
В настоящее
время еще слишком рано говорить
о существовании национального
сектора российского венчурного
бизнеса, основой которого являлся
бы отечественный капитал. Хотя в
последние годы интерес к этому
механизму финансирования малого и
среднего бизнеса (в особенности
высокотехнологичного) существенно
возрос, реального изменения ситуации
к лучшему не произошло.
Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования в России признается отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Отмечено также, что отсутствуют достаточные меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.
Имеется также ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии в России. Основные из них:
- неразвитость
инфраструктуры, обеспечивающей появление
в научно-технической сфере
- отсутствие
российского капитала в
- низкая
ликвидность венчурных
- отсутствие
экономических стимулов для
- низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса
Кроме того факторами, сдерживающими развитие венчурной индустрии являются:
- недостаточная
информационная поддержка
- отсутствие
необходимого количества
- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции.
Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии.
В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, которые, как представляется, должны быть следующими:
1.Создание
правовой основы деятельности
венчурных фондов, а также венчурного
инвестирования пенсионными
2. Организация
нормативно-правового
3. Разработка
приемлемых для большинства
4. Развитие
информационной среды,
5. Прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях.
6. Активизация
вторичного фондового рынка с
целью обеспечения ликвидности
инвестиций в венчурный
7. Снижение
процентных ставок, т.к. инвестирование
в венчурный капитал более
привлекательно при низких
8. Содействие
повышению образования в
9. Воспитание
венчурной культуры среди
10. Финансовая
поддержка в форме целевых
грантов, а также налоговых
льгот на исследования и
11. Поощрение
более равномерного
12. Разработка
мер регулирования и контроля
процесса венчурного
Европейская ассоциация прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) в 2000 г. определила пять приоритетных направлений по созданию в России здоровой почвы для развития венчурного бизнеса. Этими приоритетами для венчурного капитала и принципиально важных областей его деятельности являются:
- переориентирование
системы налогообложения на
- внесение
поправок в хозяйственное
- упрощение
требований к регистрации
- содействие
развитию финансовой
- создание
благоприятных условий для
В «Основных направлениях развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 гг.» целью развития системы венчурного инвестирования в России было определено создание благоприятных условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.
В качестве основных направлений развития системы венчурного инвестирования выделены нормативное, организационное и экономическое.
Нормативное направление развития системы включает принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере.
Организационное направление развития системы венчурного инвестирования подразумевает создание федеральных, региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, других элементов системы венчурного инвестирования, а также организацию подготовки кадров.
Основной
задачей в этом направлении является
создание региональных и отраслевых
венчурных инвестиционных институтов,
привлекающих средства российского
и зарубежного частного капитала
и вкладывающих эти средства в
российские венчурные предприятия.
Для обеспечения
В рамках
многоуровневой системы подготовки
менеджеров для инновационной деятельности
в научно-технической сфере